В России начался процесс ускоренного укрупнения игроков рынка розничной торговли. При этом государство не только наблюдает, но и активно участвует в этих делах. Как все скажется на наших кошельках?
За последние дни пришли сразу две новости на одну и ту же тему. Первая — сеть магазинов «Магнит» скупает «Дикси». Обещают, что вывески на супермаркетах скупаемой сети останутся, но внутри будут действовать корпоративные правила «Магнита».
Вторая новость — сеть «Лента» скупает «Биллу», при этом самого бренда не останется.
Налицо сокращение конкуренции. Из экономической теории известно, что это приводит к возможности основных участников рынка диктовать свои условия покупателям.
Аналитики говорят, что пока ничего страшного не произойдет, так как доля крупнейших сетей в розничной торговли хоть и постоянно увеличивается, но составляет около 35% рынка, в то время, как в некоторых странах Европы этот показатель иногда достигает 70%.
Однако стоит учитывать, что в России большое число граждан проживают в небольших населенных пунктах, находящихся на большом удалении друг от друга. Идти туда ритейлерам просто неинтересно, кое-как товарами первой необходимости людей обеспечивают местные предприниматели. Зато жителей больших городов слияние и поглощение торговых сетей коснется в полной мере.
И если сегодня ритейлеры никак не могут справиться с ростом цен (или не хотят это сделать), то при снижении конкуренции можно ожидать только худшего.
Независимый специалист по сетевому ритейлу Андрей Еремеев говорит, что помимо объективных рыночных процессов в процесс розничной торговли еще активно вмешивается политика:
— Само по себе поглощение одной сети другой вполне обычная практика. «Билла» принадлежит австрийцам, владеющим крупной сетью в Европе. Но на российском рынке у нее очень небольшой сегмент, фактически она представлена только в Москве и Подмосковье.
Что касается покупки «Дикси», то в этих магазинах может несильно смениться ассортимент, будут единые правила торговли, принятые в «Магните». Тем более, что «Дикси» последние годы не увеличивала количество торговых точек, не проводила массовых маркетинговых мероприятий.
Существуют еще и подводные течения в виде частой смены руководящего состава сети. В итоге владельцы решили продать застойный бизнес.
Но есть важный и неприятный момент. Банк ВТБ официально числится собственником «Магнита». Теперь мы видим, что его активы растут. Укрупнение бизнеса за счет государственных денег это не очень здорово, мы видим попытку государства частично монополизировать рынок частной торговли через сокращение конкуренции.
«СП»: — То есть государство активно вмешивается в процесс?
— Сейчас основная конкуренция идет между «Магнитом» и X5 Retail Group, владеющей «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью». Пока по всем показателям лидер на рынке это X5. Но дочка банка ВТБ пытается догнать лидера.
«СП»: — Можно ожидать, что в скором будущем государство административными методами захочет национализировать рынок розничной торговли?
— Сделать это будет не так просто. X5 торгует акциями на мировом рынке, основные капиталы и собственник находятся в Голландии.
Но государство пытается получить 30−35%, а может и все 40% от всего рынка ритейла. Для того, чтобы удерживать контроль за розничными продажами в целом.
Можно ожидать, что будут держать цены у поставщиков. Премьер Михаил Мишустин заявил, что не допустит роста цен. Но ему нужны рычаги давления. Возможно, в ближайшие три-четыре года будет еще несколько поглощений сетей.
Многое связано с политикой. Можно посмотреть, какая была инфляция по годам. Так вот в годы, когда Владимир Путин шел на выборы, она была на уровне 2,5−3% годовых. Это достигалось за счет относительно стабильного курса рубля, но в основном за счет команды сверху в адрес крупных ритейлеров. Им просто приказывали удерживать цены, не соглашаться на более высокие цены у поставщиков. Но сразу после выборов инфляция обычно разгонялась до 10−12,5% годовых.
Так что государство не первый раз вмешивается в коммерцию и пытается контролировать рынок.
«СП»: — К чему это может привести в долгосрочной перспективе?
— Цены на товары уверенно растут. Два месяца назад пошло повышение. На продукцию, на упаковку, на сырье, на процесс торговли. В результате инфляция только разгоняется, и пика не достигла.
Поставщики, с которыми мне приходится общаться, говорят, что к концу года цены на сырье еще вырастут. Ожидается повышение цен на упаковку на 20−25%. И не исключено, что упаковка будет стоить дороже, чем сам продукт.
«СП»: — Как можно стабилизировать ситуацию?
— Нам говорят, что есть мировая инфляция, так на всей планете. Конечно, пандемия ковида наложила свой отпечаток, но есть ощущение, что повышение цен искусственное. Не на все составляющие сырья идет рост цен. Сейчас возможно после выхода из пандемии некоторые отрасли будут испытывать избыток производства, а покупательная способность людей упадет.
Нельзя сказать, что в целом система торговли сбалансирована. Тем более, новый виток инфляции запущен. И ни о какой стабилизации минимум два месяца быть не может.
Пока удерживают курс рубля, но большими усилиями и искусственно. Сколько у правительства есть сил это делать дальше? Есть опасения, что курс рубля скоро станет таким, каким должен быть с точки зрения рынка. А это опять означает рост цен.
Производители сообщили о росте цен на сырье и упаковку для мороженого
«Для гармонии разума и тела»: севастопольцев поразило странное объявление о продаже
Эксперт предположил, почему акционеры «Дикси» решили продать бизнес
«Левый фронт» потребовал соблюдать трудовые права курьеров «Яндекса»