Перспективу использования беспилотных систем для автоматической фиксации правил дорожного движения (ПДД) обсуждали на круглом столе в Совете Федерации.
Практика использования таких аппаратов (дронов, дирижаблей, аэростатов) активно отрабатывалась в 2022—2023 годах, напомнил участникам круглого стола старший инспектор по особо важным поручениям ГИБДД России Михаил Котов.
В настоящее время в регионах уже созданы подразделения, применяющие беспилотники в том числе с целью контроля за дорожным движением.
Использование аппаратов в 29 регионах страны, рассказал Котов, позволило выявить примерно 35 тысяч нарушений, в том числе выезды на встречную полосу и движение по обочине. В Курганской области был выявлен проезд на красный свет. Впрочем, данных за 2024−2025 годы приведено не было.
Что касается протоколов о штрафах, то они составлялись практически в ручном режиме: находившийся в воздухе аппарат снимал нарушение на видео, после чего водителя останавливал сотрудник дорожной службы, демонстрировал ролик и составлял протокол.
По словам Михаила Котова, после запуска БПЛА для контроля на дорогах Кабардино-Балкарии, Вологодской области, Алтайского края отмечено снижение аварийности, в том числе ДТП со смертельным исходом.
Кроме того, беспилотные авиасистемы стали использоваться для размещения «средств наглядной агитации», что вызвало «общественный резонанс», поскольку создает у водителей ощущение риска наказания за возможные допущенные нарушения, сообщил старший инспектор по особо важным поручениям ГИБДД.
Член Совета Федерации Игорь Тресков призвал вести работу над «масштабированием практики», поскольку «дефицит кадров будет только расти, нужно изыскивать новые формы контроля без участия человека».
Можно напомнить, что попытка ввести фиксацию нарушений ПДД с воздуха предпринималась еще в советский период в 1980-е годы, когда регистрационные номера наносили на крыши грузовиков, чтобы их можно было зафиксировать с вертолета, которые тогда привлекались к патрулированию дорог.
Причем эта практика тогда пришла в нашу страну из-за океана — в 1970-е годы в Нью-Джерси водителей также принуждали писать номера на крышах большегрузов, чтобы в случае угона (этот вид преступлений тогда в штате был распространен) полицейские вертолеты могли бы их опознать.
Использование подобных инструментов контроля является правильным решением, убежден вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
— Понятно, что далеко не везде можно поставить камеру фото-видео фиксации и контролировать, к примеру, выезд на встречку. Такие выезды — пожалуй, самая тяжелая наша проблема, приводящая к лобовым ДТП, часто со смертельным исходом.
Поэтому необходим контроль за такими лихачами, которых совершенно не интересует, где можно обгонять, где нельзя и в каких условиях это можно делать. Думаю, контроль за этой публикой лучше всего будет организовать с помощью подобных летающих камер фото-видео фиксации в автоматическом режиме.
Что касается экспериментов, которые проводились ГИБДД — это были запуски своего рода «летающих биноклей» и ничего больше. Так что для того, чтобы система контроля работала, необходимы еще и технические нормы, поправки в законодательство.
«СП»: Водители будут это приветствовать?
— Любой водитель заинтересован в том, чтобы спокойно ехать и на него в лоб не вылетел какой-нибудь лихач, от которого нужно будет уворачиваться. Сидящих за рулем интересует обеспечение безопасности.
«СП»: При каких условиях можно надеяться, что использование таких беспилотников принесет эффект?
— Пока об окупаемости речи не идёт, поскольку еще не начата даже тестовая эксплуатация. Все, что было до того — отдельные эксперименты.
Пока нет соответствующих беспилотных систем, которые, конечно, могут быть созданы. Наша страна находится в числе мировых лидеров, а возможно даже уже стала лидером по развитию беспилотных технологий, пока не в гражданском сегменте.
Но невоенные направления тоже развиваются, и при наличии правовой базы операторов контроля будет достаточно.
Автоэксперт, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отмечает, что беспилотники в любом случае не смогут заменить камеры.
— Камеры фиксируют номера и работают автоматически, а дроны летают высоко и сами номера не видят.
Их сила в другом: можно повиснуть над длинным участком с запретом обгона и в реальном времени поймать нарушителя, передав его на ближайший пост.
Для массового контроля это не годится, но как «удлинённые глаза» инспектора на сложных отрезках дороги — вещь полезная.
«СП»: Насколько эффективной окажется данная система? Окупит ли она себя?
— Я бы вообще не ставил вопрос об окупаемости в привычном смысле. Беспилотники не подходят для автоматической фиксации нарушений, а значит и для массового возврата затрат через штрафы эта история не работает.
На высоте в полкилометра номера не видны, приходится вести нарушителя до поста ДПС вручную, и это требует ресурсов.
То есть, потоки штрафов, как у камер, не появятся, и при масштабировании расходы скорее будут казаться чрезмерными. Но как нишевый инструмент для конкретных опасных мест дроны вполне имеют смысл.
«СП»: Насколько полезной и удобной для водителей может оказаться система контроля при помощи беспилотников?
— Для тех, кто ездит по правилам, разницы никакой — наличие квадрокоптера в небе не чувствуется. А вот для тех, кто привык рисковать и обгонять там, где нельзя, ситуация постепенно станет другой. Вероятность быть остановленным возрастает, и со временем такие нарушения должны пойти на убыль.
В итоге движение станет безопаснее, пусть этот эффект проявится не сразу, а только после того, как водители привыкнут к мысли, что инспекторы теперь могут наблюдать за ними и сверху тоже.