Не успели россияне привыкнуть к тому факту, что в результате их выбора оглушительную победу на парламентских выборах одержала, как оказалось, партия власти, как их уже начали убеждать в том, что они сделали правильный выбор.
Так, честь одной из первых заявить об этом на всю страну, да не просто так, а с цифрами в руках, на днях выпала российскому вице-премьеру Татьяне Голиковой. Которая, в частности, объяснила россиянам, что госбюджет на ближайшие три года «имеет социальную направленность» и приоритетно связан «с адресной поддержкой уязвимых граждан».
«На все мероприятия по нацпроектам и поручения президента, данные в рамках соответствующих посланий, в данном документе („О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов“) реализованы со значительным ростом расходов на протяжении всего трехлетнего цикла, рост расходов на эти мероприятия составит 67% или абсолютная сумма на них 11,5 триллиона рублей», — заявила она, в частности, на прошедшем в пятницу, 24 сентября, заседании Российской трехсторонней комиссии.
Как уточняется, конкретно на 2022 год предусмотрена индексация материнского капитала, а в течение всего периода продолжатся ежемесячные выплаты для семей с детьми от 3 до 7 лет. Средства будут направляться на помощь малоимущим в рамках социального контракта, поддержку безработных граждан, обеспечение горячим питанием школьников начальных классов, модернизацию первичного звена здравоохранения, а также диспансеризацию и медицинскую реабилитацию граждан.
С одной стороны, слышать это отрадно.
И очень хочется думать, что вот уж теперь-то, когда расходы на реализацию нацпроектов увеличены более чем в два раза, россияне увидят всю ту мощь, которую наше государство, обладающее колоссальными объемами природных ресурсов и золотовалютных резервов, может при наличии политической воли явить в сфере заботы о своих гражданах. Тем более что в обновленной Конституции оно официально поименовано социальным.
Но, с другой стороны, как говаривал герой известной советской кинокомедии, «меня терзают смутные сомнения».
С 2012 года глава государства неустанно подписывает указы, которые вроде бы призваны сделать нашу жизнь комфортнее, а страну — величественней. Однако 25 миллионов обещанных высокотехнологичных рабочих мест как не было, так и нет.
Грандиозного демографического роста тоже добиться так и не удалось.
В пятерку ведущих экономик мира страна так и не вошла, а заработные платы, и уж тем более — пенсии, со среднемировыми так и не сравнялись, несмотря ни на какие грозные окрики и кидания шариковых ручек.
Не будут ли и эти гигантские «социальные» триллионы потрачены впустую?
— С одной стороны, нет оснований каждый раз встречать недоверием подобные заявления. К тому же нынешняя система управления российскими регионами выстроена так, что с каждого звена требуется выполнения какого-то KPI, то есть достижения определенного результата, — поделился своим мнением на этот счет директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков. — Однако эта цепочка настолько «заточена» под этот самый KPI, что очень часто средства расходуются не для того, чтобы оказать населению какую-то реальную услугу или что-то еще реально реформировать, а для того, чтобы обеспечить это самое выполнение.
«СП»: — А в чем тут разница?
— В том, что на бумаге-то все выходит замечательно — то-то построено, то-то усилено, то-то и то-то закуплено. Но этого почему-то не видно, а жители того или иного региона продолжают жаловаться. Условно говоря, люди возмущаются тем, что медицинские услуги по лечению каких-то элементарных заболеваний им оказываются некачественные, а чиновники им в ответ — ну, как же так, вот, смотрите, мы же закупили новые томографы. Вообще, складывается такое ощущение, что чем больше денег тратится на модернизацию той или иной сферы, тем сложнее оценить реальную эффективность этой меры.
Возьмем, например, недавнее сокращение количества больниц в стране. С началом пандемии коронавируса пришлось строить новые госпитали. Но как тут оценивать эффективность? Строительство потребовало миллиардов рублей, но для лечения других заболеваний ковидарии не нужны. Или взять те же майские указы президента о повышении заработных плат. Да, они, несомненно, повышаются, однако инфляцию никто не отменял.
Так что и на этот раз, безусловно, деньги как-то и на что-то потратят, но насколько это будет эффективно, я пока ответить затрудняюсь. Российская система управления очень любит оперировать статистическими данными, причем так, что все вроде бы растет и колосится, но реальная отдача от этого зачастую нулевая.
«СП»: — Вроде бы предполагается, что эти 11,5 триллиона рублей будут потрачены на индексацию материнского капитала, на выплаты семьям с детьми, на обеспечение школьников горячим питанием. Сумма-то внушительная. Неужели и от нее не будет отдачи? Хотя бы в этих сферах?
— Я не возьмусь оценивать сумму, для меня тут интереснее совсем другое. Все эти озвученные меры — не шаги развития. Например, что такое «обеспечение школьников горячим питанием»? Что это за питание? Ведь можно же, согласитесь, элементарно одно яйцо сварить ребенку на завтрак, и это вполне может пройти за то самое «горячее питание».
Равно как и, скажем, ежемесячные выплаты семьям с детьми от 3 до 7 лет. Это такие, как говорится, «вертолетные деньги», которые приходят — приходят, но экономику не поднимают. По минимуму-то их размазать можно, но это не та социальная политика, которая гарантирует социальный рост, я бы назвал это латанием дыр. Которое, кстати, может закончиться в любой момент.
«СП»: — Как так?
— Раздавать-то деньги раздают, но встает вопрос, откуда их каждый раз брать. Правительство сейчас, например, очень гордится, что статья доходов бюджета от прямой продажи сырья упала где-то до 20 с небольшим процентов. Соответственно, из воздуха эту потерю не восполнить, кому-то придется за это расплатиться более высокими налогами.
Конечно, сейчас раздаются призывы цифровизировать все и вся, прошмонать, простите, все банковские карточки россиян, чтобы оценить, сколько можно, образно выражаясь, отжать у человека.
Но дело в том, что сделать это можно один-два раза, а потом он будет таким же бедным, как и остальные. Взялись за бизнес в надежде сделать его дойной коровой, которая питала бы социальную сферу. Но дело в том, что молоко-то очень скоро могут выдоить все, да и саму корову, если на мясо пустить, тоже скоро съедят.
Озвучиваемая сумма на выполнение национальных проектов внушительна, вроде бы показывает, что президент и правительство как бы идут по пути социализации. Но на самом деле она рисует нам такой образ ближайшего будущего, в котором мы будем жить стабильненько, но бедненько. Привыкайте, мол, к тому, что умереть от голода нуждающимся мы не дадим, но и всем остальным придется волей-неволей тоже спускаться на этот же уровень.
Обратите внимание, что эти 11,5 триллиона рублей выделены на трехлетний период. Это значит, что на каждый год будет приходиться менее 4 триллионов, — уточнил эксперт по вопросам бюджета и инвестиций, профессор НИУ ВШЭ Иван Родионов. — При этом сам президент недавно говорил, что с мая 2020 года по май 2021 года на меры поддержки в связи с пандемией было потрачено 3 триллиона рублей. Скажите-ка, много ли граждан заметило хоть какие-то улучшения в своей жизни?
Так же и нынешние триллионы. В следующем году ими, конечно, отчитаются, но отчитаются, я предполагаю, так, что это будут не какие-то дополнительные меры, а как то, что народ уже воспринимает просто как некую данность. По сути дела, это просто продолжение нынешней детской и инфраструктурной квазисоциальной инерционной политики поддержки, не более.
Нетрудно, например, предположить, почему помощь сосредотачивается на детях и семьях с детьми. Потому что их банально в 4−5 раз меньше, чем пенсионеров. Которым, как, видимо, считают, наверху, совсем не обязательно что-то увеличивать, а давать разово по 10 тысяч рублей, да и то не каждый год. Обратите внимание, ведь снова началась волокита с индексацией пенсий работающим пенсионерам.
Как мне видится, сейчас эти обещания помусолят-помусолят, а когда сочтут, что народ успокоился, благополучно о них забудут. Потом, когда станет хуже (экономика-то у нас падает), будут озвучиваться какие-то новые меры, скажем, по сетевым закупкам.
Но все это говорильней, я предполагаю, так и закончится. Все это сильно напоминает советскую экономику рубежа 80−90 годов с пустыми полками. Только тогда полки пустовали, потому что на них ставить было нечего, а сейчас будут пустеть, потому что покупать не на что.