Украина активно наращивает экспортные поставки по временному морскому коридору в Черном море. С августа 2023 года этим маршрутом из портов Большой Одессы — «Одесса», «Ильичевск» (он же «Черноморск») и «Южный» — было вывезено 20 млн. тонн грузов, в том числе 14,3 млн тонн сельхозпродукции.
Об этом со ссылкой на данные украинского вице-премьера Александр Кубракова пишет Bloomberg.
По словам чиновника, поставки осуществлялись в 32 страны более чем 660 судами под разными флагами. Только за январь они составили 6,3 млн. тонн, что «свидетельствует о стабильном росте экспортных объемов» и приближении их к уровню до февраля 2022 г.
Сообщается, что еще более сотни торговых судов направляются в эти дни в украинские морские порты, чтобы вывести около трех миллионов тонн законтрактованных товаров.
Ранее глава украинского кабмина Денис Шмыгаль на заседании правительства заявил, что в денежном эквиваленте объем морского экспорта за последние шесть месяцев составил 1,9 млрд долларов. И указал на значимость этих показателей, с учетом того, что «каждая гривна, поступающая в бюджет от экспорта, направляется на обеспечение обороны страны».
А, судя по данным GMK Center, поступления осуществляются все более регулярно. Поскольку все украинские порты активно наращивают перевалку грузов. В прошлом, 2023 году, она выросла до 62 млн тонн. Это на 5% больше, чем в 2022 году, когда портовый грузооборот рухнул в 2,6 раза по сравнению с 2021 годов.
Самое динамичное увеличение перевалки наблюдается в дунайских портах — «Измаил», «Рени» и «Усть-Дунайск», где совокупный оборот грузов вырос почти в два раза - до 32 млн. тонн. По номенклатуре традиционно лидируют зерновые, а также продукция горно-металлургического комплекса.
В Киеве успехи отрасли связывают с открытием в августе прошлого года временного морского коридора в ответ на выход России из так называемой зерновой сделки, через который сейчас и идут все поставки.
Напомним, зерновая сделка, известная как «черноморская зерновая инициатива» была заключена в июле 2022 года между Россией и Украиной при посредничестве Турции и ООН. По условиям, наша страна предоставляла безопасный коридор для вывода зерна из трех украинских портов Большой Одессы в беднейшие страны. А ООН добивается отмены барьеров для экспорта российского продовольствия и удобрений.
Сделка неоднократно продлевалась, последний раз в мае 2023 г. — на два месяца. Но поскольку ее часть, касающаяся интересов России, не выполнялась, а главная цель — поставки зерна нуждающимся странам — так и не была реализована, Москва 18 июля вышла из соглашения, уведомив партнеров о сути возражений против его продления.
Впрочем, были и другие весьма веские основания отказаться от участия в этом «зерновом квартете». А именно, Украина активно вооружалась под его прикрытием.
«Особый цинизм киевский режим проявил при реализации черноморской зерновой инициативы. Используя ее в качестве прикрытия от ракетных ударов со стороны России, в Одессе и других черноморских портах Киев создал существенные запасы вооружений и боеприпасов, которые систематически поставляются на фронт», — заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, выступая в августе на XI Московской конференции по международной безопасности.
Более того, по его словам, «вблизи зернохранилищ были развернуты производство БПЛА и морских управляемых аппаратов, которыми наносятся удары по инфраструктурным объектам в Крыму».
На самом деле, эту сомнительную сделку следовало отменить раньше — после того как было установлено, что взрывчатку для диверсии на Крымском мосту 8 октября 2022 года вывозили по морю из Одессы на «зерновом» судне через соответствующий коридор.
Между тем, несмотря на прекращение действия черноморской инициативы, Киев решил продолжить поставки по Черному морю и объявил о создании временного морского коридора для перевозок, как было заявлено, «невоенных грузов». Что в итоге позволило Украине возобновить экспорт и обеспечить доставку грузов в различные страны мира.
Вопрос, почему мы до сих пор позволяем ей это делать? Почему вообще портовая инфраструктура в «незалежной» еще функционирует?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога Дениса Батурина:
— Зерновая сделка, действительно, была прикрытием для развертывания в портовой структуре Украины производства беспилотников, а также мест хранения запасов оружия и боеприпасов. Это же касалось и морских судов. Но наш выход из этой сделки был осуществлен по политическим причинам.
После разрыва соглашения российские ракеты не один раз прилетали по украинской портовой инфраструктуре. Ряд ударов затем сопровождался сообщениями о попадании в цеха сборки беспилотников, военные склады, места базирования иностранных наемников и т. д. То есть, определенный эффект они принесли.
То, что украинские порты функционируют и вывозится продукция — прежде всего, сельскохозяйственная — это понятная ситуация. Видимо, достаточно сложно сейчас с промышленностью на Украине.
Но мы, собственно говоря, никогда ничего не запрещали вывозить с Украины, даже в период действия зерновой сделки. Поэтому вопрос был в том, о каких объемах идет речь. Это Украина совершенно четко продемонстрировала. Объемы были не такими, которые повлияли бы на ситуацию на мировой рынке
Второе задекларированное намерение — отправлять украинскую сельскохозяйственную продукцию в нуждающиеся страны, оно осталась фикцией. Зерно поставлялось в благополучные страны ЕС, в частности, закрывая их потребности. В ходе этого были получены доказательства, что сельхозпродукция фактически не принадлежит Украине, так как земля была продана.
То есть, в условиях зерновой сделки мы по сути имели отношения с транснациональными аграрными корпорациями — «Monsanto» и др. компаниями.
Кроме того, ситуация вокруг зерновой сделки позволила Украине, в том числе, выводить зерно и другими, сухопутными, маршрутами. Однако это негативно повлияло на рынки ЕС, и испортило отношения Украины, прежде всего, со странами Восточной Европы. Польша, Венгрия, Словакия блокировали поставки украинского зерна.
«СП»: А мы, со своей стороны, получается, позволяем Украине наращивать объемы морского экспорта и получить прибыль. Почему?
— Потому что среди задач специальной военной операции нет цели разрушить экономику Украины. Нет цели разрушить мирную портовую инфраструктуру.
Есть цель — демилитаризация, в рамках которой наносились и, скорей всего, будут наноситься удары по портовой инфраструктуре, которая связана с производством, хранением, транспортировкой оружия и боеприпасов. Здесь Российская Федерация крайне последовательна в том, что удары наносятся по военным объектам.
Поэтому удивляться не стоит.
Повторю: среди целей СВО, нет цели разрушить экономику Украины. Препятствовать торговле Украины и получению прибыли. На что эта страна в условиях жесточайшего кризиса — падения производства и экономики — пустит эти средства, это, как говорится, ее проблема.
Главное в этой ситуации, что мы совершенно четко соблюдаем, как заявленные цели, так и, как говорится, свой моральный облик. И держим слово на международной арене в сфере дипломатических отношений и т. д.
«СП»: Это так важно?
— Конечно. Потому что на нас смотрит весь мир. На нас смотрят африканские страны, которым мы показываем, что мы не воюем с мирной торговлей. Не разрушаем порты просто для того, чтобы разрушить. Не разрушаем экономику Украины.
Мы действуем совершено четко, соблюдая заявленные цели СВО. А разрушения среди этих целей нет. Есть — демилитаризация: мы наносим удары по военной инфраструктуре. И есть денацификация. Поэтому мы боремся с фашизмом и его проявлениями как на международном уровне, так и на поле боя.
С начала СВО мы заявляем о том, что Украина должна быть нейтральной страной.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».