Михаил Мишустин назначил вице-премьера Дмитрия Чернышенко руководителем Координационного центра правительства (КЦ). О создании новой структуры сообщили 22 февраля, но было неясно, кто будет ей руководить. Отмечалось, что общее руководство все равно останется за премьером.
КЦ создан для оперативного разрешения штатных и нештатных ситуаций, в том числе в регионах, а также для поддержки реализации приоритетных стратегических задач и проектов. Поскольку текущие задачи все чаще требуют от правительства быстрой реакции.
Большие данные для выполнения задач будут поступать в КЦ в режиме реального времени. Фактически он станет межведомственной экспертно-аналитической цифровой платформой, которая будет обеспечивать непосредственное управление процессом реализации утвержденных решений.
Телеграм-канал Незыгарь отмечает, что КЦ в пределах своей компетенции обладает полномочиями правительства. Чернышенко — человек из близкого круга Мишустина, с которым он учился в одно время в Станкине. Таким образом, Чернышенко получает неформальный статус первого-вице-премьера.
По мнению канала, глава кабмина теперь сможет учитывать лишь совещательных мнения вице-премьеров и министров, которых принято считать представителями конкурирующих околовластных группировок (Голикова, Хуснуллин, Решетников, Силуанов).
Это значит, что правительство окончательно отказалось от примитивной монетаристско-рыночной модели образца 90-х. «Модель постиндустриальной экономики на основе кейнсианства, которой придерживается Белоусов, получает технологическую базу в виде КЦ», — делает вывод Незыгарь.
— Никакого двоевластия в создании Мишустиным КЦ я не вижу. Все новое — хорошо забытое старое, — пояснил гендиректор Института региональных проблем, экс-сотрудник администрации президента Дмитрий Журавлев.
— Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, был создан Государственный комитет обороны (ГКО) СССР, призванный решать военно-хозяйственные задачи. Так через некоторое время в составе ГКО появилась оперативная группа. Это было примерно то же самое, только без компьютеров.
В то время это была структура, которая согласовывала действия с отдельными подразделениями в оперативном порядке. Это было похоже на оперативный отдел экономического штаба. Кстати, эту оперативную группу возглавлял сначала Молотов, а потом Берия.
«СП»: Чернышенко в роли Берии. Неслабо…
— Кстати, был еще один известный исторический пример. При Ленине был создан Малый Совнарком. Он просуществовал до конституции 1936 года.
Точно такую же роль будет играть созданный Мишустиным КЦ. Это не орган власти, который будет уравнен с правительством по факту, а оперативный механизм. Все-таки любые согласования на уровне правительства — это время. Техника позволяет ускорить коммуникацию, но не позволяет ускорить принятие решений. Чтобы этот разрыв преодолеть и создан этот КЦ. Плечо принятия решений у КЦ будет короче.
«СП»: Исторические примеры, приведенные вами, показывают, что потребность в быстрой оперативной реакции власть испытывает в ситуации форс-мажора. Сразу после Гражданской войны, тем более во время Великой Отечественной. Мы начинаем жить в условиях, приближенных к боевым?
— Может быть. Но подобный инструмент и в нормальных условиях будет неплох. Потому что он убирает часть плеча, которое формально быть должно, но не для каждого типа решений нужно. Ведь все решения принимаются единообразно. Убрав лишнее, можно ускорить процесс. Зачем, грубо говоря, согласовывать с Минздравом вопросы развития тяжелой промышленности? Новая структура позволит принимать решения, не привлекая большое количество начальников.
«СП»: Незыгарь пишет, что КЦ даст преимущество группе Белоусова…
— Вряд ли. Андрей Рэмович (Белоусов), став первым зампредом правительства, не сильно увеличил свое влияние. Потому что главный источник его влияния — не его профессионализм, хотя он профессионал и не в одном поколении, а в доверии к нему президента. А не премьер-министра. И это доверие всегда будет при нем. Тем более не он же назначен главой КЦ. Почему это должно дать ему преимущество?
«СП»: А что вы можете сказать о Чернышенко? Уж его то аппаратный вес точно вырастет. Как пишут авторитетные телеграм-каналы, он станет фактически неформальным первым вице-премьером. То есть станет чуть ли не ровней Белоусову…
— Кажется, он связан с премьером. Он — человек аппарата. В отличии, например, от Белоусова, который — фигура политическая. В свое время я не был бы удивлен, если он стал премьером, а не Мишустин.
«СП»: Лишь бы на пользу все это пошло…
— Премьер пытается ввести те технологии и позиции, которые были на его предыдущей службе. Он не раз и всерьез говорил, что цифровизация — это то, что поможет решить многие проблемы управления. Не удешевления управления — это само собой, а именно процесса управления. Создание КЦ — это как раз попытка с помощью цифровых технологий изменить механизм управления.
А вот член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Пантелеев сомневается в эффективности реструктуризации правительства.
— Это какая-то «загогулина». Я очень сомневаюсь, что такого рода движения, преобразования не изменив курс, принесут что-то реальное. Как, ребята, не садитесь, все в музыканты не годитесь… Как в басне Крылова. Для меня это тоже самое.
«СП»: Специалисты по управлению вспоминают ленинский Малый Совнарком, помогавший быстрее принимать решения. Сейчас, мол, нечто подобное…
— Неужели вы верите, что это может исправить ситуацию? Куда ж еще уменьшать число людей принимающих принципиальные решения? У нас и так это делает один единственный человек в стране.
«СП»: Путин? Разве? А пенсионная реформа? Говорят, ее продавили либералы из социально-экономического блока правительства…
— Так он потом, выждав некоторое время, заявил, что он ее поддерживает. Ясно, что непопулярные решения он выдвигает не от своего имени. Все как всегда: царь — хороший, бояре — плохие. Ничего не поменялось.
Поэтому я ничего хорошего от создания этой новой структуры — КЦ, не жду. У нас частенько разного рода комиссии как раз создают для того, чтобы вопрос заволокитить. Сделать видимость каких-то действий, решений. А как это скажется на народе?
И правительство, и само государство нужны, чтобы народу легче жилось. А у нас? За последние 5−7 лет доходы государства увеличились на 10 процентов, богатые стали богаче, а доходы населения в целом упали на 7 с лишним процентов. Так, на кого работает это правительство?