Россия готовится к закрытию Босфора - «В мире» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Россия готовится к закрытию Босфора - «В мире»
    18-03-2020, 12:56
    В мире
    Редактировать


    Обострение отношений с Турцией вынуждает Россию готовить сценарии неблагоприятного развития событий. Пожалуй, главная возможная угроза — закрытие Анкарой пролива Босфор. Призывы к этому уже давно раздаются в среде турецких националистов, к которым прислушивается Реджеп Эрдоган.

    Если Босфор закроют для российских кораблей, это неизбежно скажется на международной торговле. Однако, в этом случае Москва может активизировать развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», призванного обеспечить транзит грузов со стороны Индии через Иран, акваторию Каспийского моря, Россию и далее в Северную Европу.

    Путь протяженностью 7,2 тысячи километров вдвое короче перевозки через Суэцкий канал и дешевле. МТК «Север-Юг» с неизбежностью отберет часть грузопотока (по некоторым оценкам до 20%) через Босфор — Мраморное море — Дарданеллы. Так что Эрдогану стоит хорошенько подумать, прежде чем решиться препятствовать России.

    Соглашение о создании МТК «Север — Юг» было подписано Россией, Ираном и Индией еще в 2000 году. Позже были проведены пробные поставки. Однако серьезного развития проект не получил из-за неполной инфраструктуры. В том числе на территории России. Ее строительство в планах государства до 2025 года, свидетельствует сайт РЖД.



    Ключевой точкой коридора «Север-Юг» является Астраханский морской порт. До сих пор он работал в основном на экспорт, но теперь, по словам его гендиректора Рината Аюпова, в порту открылась зона таможенного контроля, что позволяет принимать импортные товары из Ирана. В результате перевалка грузов уже увеличилась на 145%.

    «Мы привели в порядок портальные краны, железнодорожные пути. В перспективе планируем заняться обустройством площадок для того, чтобы принимать как можно больше грузов», — цитируют Аюпова астраханские СМИ. Похоже, власти не дремлют — сделали выводы из угроз турок и вовремя стали готовить обходные пути.

    Причем МТК «Север — Юг» — это облегченный вариант. Существует еще проект строительства судоходного канала из Каспия в Персидский залив. Участники те же: Россия, Индия, Иран. Об этом «СП» писала еще в 2018 году. Так что угроза перекрытия Босфора подстегивает наши власти. Подобно тому, как их заставили шевелиться западные санкции.

    Еще одна потенциальная проблема, связанная с возможным перекрытием турками пролива Босфор — снабжение российской военной группировки в Сирии. Бесперебойные поставки в нужном объеме возможны только морем — авиацией слишком дорого. Отрезать России в Сирии тыл — мечта любого стратега. Да, в соответствии с конвенцией Монтре для этого нужна война, но разве это так уж невероятно?

    О том, что международное регулирование Босфора не нравится Эрдогану, свидетельствует тот факт, что он страстно мечтает построить канал «Стамбул» — дублер Босфора, которым полностью будут распоряжаться турецкие власти, а не международное сообщество. В планах президента Турции сделать это к 2023 году. Когда альтернатива будет готова, Босфор станет не очень-то нужен.

    Пожалуй, самым главным фактором в этой истории является личность Эрдогана. Именно от его решительности зависит реализуемость амбициозных планов. А решительность недавнего друга российского президента подогревается его политическими планами возрождения на новом витке истории Османской империи. России важно не оказаться заложником этой политики.

    Пока серьезный кризис в отношениях Москвы и Анкары, вызванный военным присутствием Турции в сирийской провинции Идлиб, удалось преодолеть. Многочасовые переговоры Путина и Эрдогана дали результат. Военные двух стран даже вернулись к совместному патрулированию. Но надолго ли хватит выдержки турецкого «султана»?

    Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский считает, что МТК «Север-Юг» сможет заменить пролив Босфор лишь частично.

    — Проект транспортного коридора через Каспий очень интересный и обсуждается уже давно. Но там есть и проблемы. Действительно, России можно через территорию Ирана осуществлять торговлю с азиатскими государствами. Но именно с азиатскими.

    У Ирана есть определенные успехи в строительстве транспортной инфраструктуры. Это прежде всего железные дороги, тоннели, мосты и т. п. Все это тянется до самого побережья. Я видел своими глазами. Одним из возможных путей является железнодорожный путь через Азербайджан.

    «СП»: — Это путь по земле…

    — Кроме того, существует потенциальная возможность, которая пока мало используется, транзита через Каспийское море. У нас для этого есть два порта в северной части ее акватории. Первый — Махачкала, но он очень загружен и там расположена военная база, что сокращает возможности.

    Второй — порт Оля недалеко Астрахани. Там достаточно глубокий фарватер и он расширяется, чтобы могли проходить груженые суда. В Иране тоже реконструировали порты, и этот процесс там продолжается. Так что водный путь вполне перспективен.

    Тем более, что суда класса «река-море» могли бы использовать российскую речную сеть для доставки грузов вплоть до северных наших районов с последующей перевалкой и отправкой в Европу. Это было бы достаточно дешево.

    Большой плюс в том, что наши каспийские пути хорошо охраняются. Ведь государства, не являющиеся членами каспийской пятерки, не имеют права совершать в этой акватории какие-либо действия. Никаких американских судов там появиться не может. Безопасность соблюдена.

    «СП»: — Звучит заманчиво…

    — Но до настоящего времени усилий, необходимых для реализации этих возможностей недостаточно. Этому мешают и санкции против Ирана. Не все компании решаются принимать участие в такой транспортировке.

    Надо понимать, что абсолютной альтернативы Босфору быть не может. Потому что Босфор — это очень важный нефтяной маршрут для наших танкеров. В частности, в южную Европу. Ведь наша трубопроводная сеть покрывает далеко не все территории.

    Это серьезная штука, и турки это прекрасно понимают. А пока что в Сирии у нас с турками творится далеко не то, что нам хотелось бы. Например, сорван маршрут совместного патрулирования — только три километра сумели вместе пройти российские и турецкие военные. Так что у нас с турками целый комплекс нерешенных вопросов и Босфор — лишь одна из них.


    Хотя у нас есть горячие головы, которые напоминают слова министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова о том, что наша страна в случае необходимости может сделать еще пару проливов, вот только Стамбула больше не будет.

    «СП»: — Сейчас наше руководство себе такого уже не позволяет. Тот же Эрдоган выглядит более жестким…

    — Наше руководство, когда нужно было отстаивать интересы страны, особой дипломатичностью не отличалось. И это помогало, потому что в серьезности наших намерений никто не сомневался. Мы умели ответить на любые выпады.

    Значение Босфора для российского военного присутствия в Сирии нам объяснил военный эксперт Борис Рожин.

    — В период активной фазы операции в Сирии Россия пыталась диверсифицировать поставки своей группировке. Это были поставки морем через порты Новороссийска и Севастополя и далее через пролив Босфор, а также поставки воздухом через Иран.

    Позднее, когда наладились отношения с Турцией, появилась возможность направлять военно-транспортные самолеты напрямую. Но естественно, если возникнут проблемы с Босфором, то это наверняка будет сопровождаться закрытием и воздушного пространства Турции. Тогда останется путь через Иран.

    Еще один вариант — через Ирак. Можно завозить грузы в Багдад, а потом везти их через сухопутную границу с Сирией, которая сейчас контролируется сирийскими войсками и иракскими прокси-формированиями. Но эти варианты увеличивает «плечо снабжения», сроки и стоимость поставок. Через Босфор быстрее и дешевле.

    «СП»: — Вроде, всего одна полноценная база у нас там?

    — Особенно это важно в случае поставок российских военных грузов для сирийской армии, которая потребляет гораздо больше ресурсов. После зимней кампании — с начала декабря по начало марта — сирийская армии понесла существенные потери, и Москва, похоже, увеличила свои поставки, включая тяжелую технику и артиллерию.

    Если бы не было прямого морского пути через Босфор, а корабли пускали через Балтику, вокруг Европы или доставляли грузы воздухом через Иран и Ирак, это замедлило бы перевооружение сирийской армии. Так что Босфор имеет для сирийской кампании критическое значение. Поэтому Россия не заинтересована в конфронтации с Турцией. Зачем рубить сук, на котором сидишь?

    В свою очередь эксперт по Ирану Карине Геворгян отмечает заинтересованность этой страны в развитии МТК «Север-Юг».

    — Геополитическое положение Ирана можно назвать исключительным. Здесь и выход в Индийский океан, и контроль над Ормузским проливом, через который идет трафик нефти из Персидского залива (Тегеран периодически разыгрывает этот козырь, пугая Запад — авт.), и выход в акваторию Каспия.


    Поэтому Тегеран уже давно создал необходимую инфраструктуру для того, чтобы зарабатывать на транзите. В частности, в рамках коридора «Север-Юг». Построены шоссейные дороги, терминалы… И у нас рядом с Астраханью создан терминал — порт Оля.

    Так что Иран был бы очень заинтересован в развитии этого пути. Через его территорию пошли бы грузы из мировой фабрики — Китая, который очень сильно зависит от судоходства в Малаккском проливе, а также из Индии. Ведь, экономические дела Ирана сейчас не очень хороши.

    «СП»: — А политически у России с Ираном на данный момент все нормально?

    — Ну да. А какие у нас проблемы с ним?

    «СП»: — Все так быстро меняется. С турками еще недавно чуть ли не обнимались, а сейчас в Сирии на грани войны…

    — У Эрдогана очень сложная ситуация внутри страны. Он очень популярен в бедной турецкой провинции, но Стамбул и Анкару он проиграл. Для того, чтобы усилить свою власть он и решил канализировать внутренние проблемы через акцию, связанную с Идлибом.

    Что касается иранцев, то еще недавно их очень беспокоил наш российский 2024 год. Но теперь все нормально.

    Международное положение: «Вот Путин уйдет, и у нас все получится»

    Новости политики: Президент Эстонии позвонила Путину


    Обострение отношений с Турцией вынуждает Россию готовить сценарии неблагоприятного развития событий. Пожалуй, главная возможная угроза — закрытие Анкарой пролива Босфор. Призывы к этому уже давно раздаются в среде турецких националистов, к которым прислушивается Реджеп Эрдоган. Если Босфор закроют для российских кораблей, это неизбежно скажется на международной торговле. Однако, в этом случае Москва может активизировать развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», призванного обеспечить транзит грузов со стороны Индии через Иран, акваторию Каспийского моря, Россию и далее в Северную Европу. Путь протяженностью 7,2 тысячи километров вдвое короче перевозки через Суэцкий канал и дешевле. МТК «Север-Юг» с неизбежностью отберет часть грузопотока (по некоторым оценкам до 20%) через Босфор — Мраморное море — Дарданеллы. Так что Эрдогану стоит хорошенько подумать, прежде чем решиться препятствовать России. Соглашение о создании МТК «Север — Юг» было подписано Россией, Ираном и Индией еще в 2000 году. Позже были проведены пробные поставки. Однако серьезного развития проект не получил из-за неполной инфраструктуры. В том числе на территории России. Ее строительство в планах государства до 2025 года, свидетельствует сайт РЖД. Ключевой точкой коридора «Север-Юг» является Астраханский морской порт. До сих пор он работал в основном на экспорт, но теперь, по словам его гендиректора Рината Аюпова, в порту открылась зона таможенного контроля, что позволяет принимать импортные товары из Ирана. В результате перевалка грузов уже увеличилась на 145%. «Мы привели в порядок портальные краны, железнодорожные пути. В перспективе планируем заняться обустройством площадок для того, чтобы принимать как можно больше грузов», — цитируют Аюпова астраханские СМИ. Похоже, власти не дремлют — сделали выводы из угроз турок и вовремя стали готовить обходные пути. Причем МТК «Север — Юг» — это облегченный вариант. Существует еще проект строительства судоходного канала из Каспия в Персидский залив. Участники те же: Россия, Индия, Иран. Об этом «СП» писала еще в 2018 году. Так что угроза перекрытия Босфора подстегивает наши власти. Подобно тому, как их заставили шевелиться западные санкции. Еще одна потенциальная проблема, связанная с возможным перекрытием турками пролива Босфор — снабжение российской военной группировки в Сирии. Бесперебойные поставки в нужном объеме возможны только морем — авиацией слишком дорого. Отрезать России в Сирии тыл — мечта любого стратега. Да, в соответствии с конвенцией Монтре для этого нужна война, но разве это так уж невероятно? О том, что международное регулирование Босфора не нравится Эрдогану, свидетельствует тот факт, что он страстно мечтает построить канал «Стамбул» — дублер Босфора, которым полностью будут распоряжаться турецкие власти, а не международное сообщество. В планах президента Турции сделать это к 2023 году. Когда альтернатива будет готова, Босфор станет не очень-то нужен. Пожалуй, самым главным фактором в этой истории является личность Эрдогана. Именно от его решительности зависит реализуемость амбициозных планов. А решительность недавнего друга российского президента подогревается его политическими планами возрождения на новом витке истории Османской империи. России важно не оказаться заложником этой политики. Пока серьезный кризис в отношениях Москвы и Анкары, вызванный военным присутствием Турции в сирийской провинции Идлиб, удалось преодолеть. Многочасовые переговоры Путина и Эрдогана дали результат. Военные двух стран даже вернулись к совместному патрулированию. Но надолго ли хватит выдержки турецкого «султана»? Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский считает, что МТК «Север-Юг» сможет заменить пролив Босфор лишь частично. — Проект транспортного коридора через Каспий очень интересный и обсуждается уже давно. Но там есть и проблемы. Действительно, России можно через территорию Ирана осуществлять торговлю с азиатскими государствами. Но именно с азиатскими. У Ирана есть определенные успехи в строительстве транспортной инфраструктуры. Это прежде всего железные дороги, тоннели, мосты и т. п. Все это тянется до самого побережья. Я видел своими глазами. Одним из возможных путей является железнодорожный путь через Азербайджан. «СП»: — Это путь по земле… — Кроме того, существует потенциальная возможность, которая пока мало используется, транзита через Каспийское море. У нас для этого есть два порта в северной части ее акватории. Первый — Махачкала, но он очень загружен и там расположена военная база, что сокращает возможности. Второй — порт Оля недалеко Астрахани. Там достаточно глубокий фарватер и он расширяется, чтобы могли проходить груженые суда. В Иране тоже реконструировали порты, и этот процесс там продолжается. Так что водный путь вполне перспективен. Тем более, что суда класса «река-море» могли бы использовать российскую речную сеть для доставки грузов вплоть до северных наших районов с последующей перевалкой и отправкой в Европу. Это было бы достаточно дешево. Большой плюс в том, что наши каспийские пути хорошо охраняются. Ведь государства, не являющиеся членами каспийской пятерки, не имеют права совершать в этой акватории какие-либо действия. Никаких американских судов там появиться не может. Безопасность соблюдена. «СП»: — Звучит заманчиво… — Но до настоящего времени усилий, необходимых для реализации этих возможностей недостаточно. Этому мешают и санкции против Ирана. Не все компании решаются принимать участие в такой транспортировке. Надо понимать, что абсолютной альтернативы Босфору быть не может. Потому что Босфор — это очень важный нефтяной маршрут для наших танкеров. В частности, в южную Европу. Ведь наша трубопроводная сеть покрывает далеко не все территории. Это серьезная штука, и турки это прекрасно понимают. А пока что в Сирии у нас с турками творится далеко не то, что нам хотелось бы. Например, сорван маршрут совместного патрулирования — только три километра сумели вместе пройти российские и турецкие военные. Так что у нас с турками целый комплекс нерешенных вопросов и Босфор — лишь одна из них. Хотя у нас есть горячие головы, которые напоминают слова министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова о том, что наша страна в случае необходимости может сделать еще пару проливов, вот только Стамбула больше не будет. «СП»: — Сейчас наше руководство себе такого уже не позволяет. Тот же Эрдоган выглядит более жестким… — Наше руководство, когда нужно было отстаивать интересы страны, особой дипломатичностью не отличалось. И это помогало, потому что в серьезности наших намерений никто не сомневался. Мы умели ответить на любые выпады. Значение Босфора для российского военного присутствия в Сирии нам объяснил военный эксперт Борис Рожин. — В период активной фазы операции в Сирии Россия пыталась диверсифицировать поставки своей группировке. Это были поставки морем через порты Новороссийска и Севастополя и далее через пролив Босфор, а также поставки воздухом через Иран. Позднее, когда наладились отношения с Турцией, появилась возможность направлять военно-транспортные самолеты напрямую. Но естественно, если возникнут проблемы с Босфором, то это наверняка будет сопровождаться закрытием и воздушного пространства Турции. Тогда останется путь через Иран. Еще один вариант — через Ирак. Можно завозить грузы в Багдад, а потом везти их через сухопутную границу с Сирией, которая сейчас контролируется сирийскими войсками и иракскими прокси-формированиями. Но эти варианты увеличивает «плечо снабжения», сроки и стоимость поставок. Через Босфор быстрее и дешевле. «СП»: — Вроде, всего одна полноценная база у нас там? — Особенно это важно в случае поставок российских военных грузов для сирийской армии, которая потребляет гораздо больше ресурсов. После зимней кампании — с начала декабря по начало марта — сирийская армии понесла существенные потери, и Москва, похоже, увеличила свои поставки, включая тяжелую технику и артиллерию. Если бы не было прямого морского пути через Босфор, а корабли пускали через Балтику, вокруг Европы или доставляли грузы воздухом через Иран и Ирак, это замедлило бы перевооружение сирийской армии. Так что Босфор имеет для сирийской кампании критическое значение. Поэтому Россия не заинтересована в конфронтации с Турцией. Зачем рубить сук, на котором сидишь? В свою очередь эксперт по Ирану Карине Геворгян отмечает заинтересованность этой страны в развитии МТК «Север-Юг». — Геополитическое положение Ирана можно назвать исключительным. Здесь и выход в Индийский океан, и контроль над Ормузским проливом, через который идет трафик нефти из Персидского залива (Тегеран периодически разыгрывает этот козырь, пугая Запад — авт.), и выход в акваторию Каспия. Поэтому Тегеран уже давно создал необходимую инфраструктуру для того, чтобы зарабатывать на транзите. В частности, в рамках коридора «Север-Юг». Построены шоссейные дороги, терминалы… И у нас рядом с Астраханью создан терминал — порт Оля. Так что Иран был бы очень заинтересован в развитии этого пути. Через его территорию пошли бы грузы из мировой фабрики — Китая, который очень сильно зависит от судоходства в Малаккском проливе, а также из Индии. Ведь, экономические дела Ирана сейчас не очень хороши. «СП»: — А политически у России с Ираном на данный момент все нормально? — Ну да. А какие у нас проблемы с ним? «СП»: — Все так быстро меняется. С турками еще недавно чуть ли не обнимались, а сейчас в Сирии на грани войны… — У Эрдогана очень сложная ситуация внутри страны. Он очень популярен в бедной турецкой провинции, но Стамбул и Анкару он проиграл. Для того, чтобы усилить свою власть он и решил канализировать внутренние проблемы через акцию, связанную с Идлибом. Что касается иранцев, то еще недавно их очень беспокоил наш российский 2024 год. Но теперь все нормально. Международное положение: «Вот Путин уйдет, и у нас все получится» Новости политики: Президент Эстонии позвонила Путину
    Теги:
    В мире

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • «Хорошую бэушную найти трудно. А через 5 лет получим рынок автохлама и криминальных тачек»...
  • «Нештрафуемый порог» в 20 км/ч опять предлагают отменить — срочно потребовались деньги...
  • Другие новости
    up