Когда Соединенные Штаты впервые начали помогать Украине защищаться от давления России в 2014 году, Владимир Путин ответил расширением влияния Москвы в Латинской Америке.
Главной целью Путина стало подорвать влияние Вашингтона в регионе, который часто называют задним двором Соединенных Штатов, но он также стремился снизить доверие к демократическим институтам региональных партнеров, отвлечь внимание США ближе к их собственным границам и получить доступ к новым рынкам и природным ресурсам.
Растущее влияние России нашло отражение в ее военном присутствии в Никарагуа, Венесуэле и на Кубе — в странах полушария, возможно, наиболее недружественных Вашингтону. Усилиям Путина, безусловно, помогло раннее распространение российских вакцин Sputnik по большей части региона в ходе борьбы с пандемией COVID-19.
Россия также предприняла значительные попытки вытеснить западные страны в качестве основных поставщиков оружия в регионе.
Тем не менее, возможно, самый важный признак растущего российского влияния проявился ранее в этом году, когда некоторые латиноамериканские лидеры не осудили спецоперацию Путина на Украине, несмотря на собственную чувствительность региона к нежелательному иностранному военному вмешательству и историю таких вторжений.
В то время как влияние России в Латинской Америке, по-видимому, растет, Соединенным Штатам не следует реагировать слишком остро.
В ближайшей перспективе российское влияние в регионе ограничено. Но в долгосрочной перспективе Соединенные Штаты должны действовать более решительно, чтобы противостоять попыткам России подорвать партнерские отношения США в Западном полушарии. Они могут сделать это, продемонстрировав долгосрочную приверженность благополучию региона посредством создания совместных мероприятий, направленных на смягчение общих проблем — таких, как изменение климата и торговля людьми, а также посредством продуманной дипломатии с латиноамериканскими партнерами. Стратегия Вашингтона в Латинской Америке не может основываться исключительно на борьбе с российским и китайским влиянием. Вместо этого политика США здесь должна демонстрировать чувство озабоченности и интереса к региону как таковому.
Несмотря на возобновление Россией некоторых из тактических приемов холодной войны в Латинской Америке, действия Путина являются скорее геополитической игрой, чем серьезной угрозой интересам США, которые основаны на том, что Соединенные Штаты остаются предпочтительным партнером в этом полушарии. Они скорее риторика, чем реальность.
В отличие от времен холодной войны, у России нет какой-либо идеологической связи со своими региональными партнерами. Что объединяет их на идеологическом уровне, так это то, что, в отличие от Соединенных Штатов, Россия не требует, чтобы ее латиноамериканские партнеры были политически и экономически связаны с Москвой. Кроме того, Путин выработал партнерские отношения и с правыми режимами, которые боятся демократии, и с левыми правительствами, которые с подозрением относятся к лидерству США, особенно в Западном полушарии.
Надежность России в регионе также была поставлена под сомнение по многим причинам. С учетом вторичных санкций, введенных западными странами в отношении России в 2022 году, латиноамериканским компаниям стало сложнее и потенциально более рискованно вести бизнес с Россией.
То, что российские войска размещены на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле, также может вызывать беспокойство. В январе 2022 года заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков высказал предположение, что Россия может направить дополнительные военные силы в Венесуэлу или на Кубу. Совсем недавно Россия развернула военную технику и войска для оказания помощи лидеру Венесуэлы Николасу Мадуро. Она создала ГЛОНАСС, глобальную навигационную спутниковую систему для целей слежения за военными и гражданскими пользователями, с примерно четырьмя базами слежения в Бразилии, одной в Никарагуа, расположенной рядом с посольством США в Манагуа, и базой, по слухам, расположенной на Кубе.
Хотя военная активность России в этом полушарии, безусловно, вызывает тревогу, ее масштабы ограничены. Во-первых, российские вооруженные силы уязвимы, учитывая нестабильность тех стран, в которых они присутствуют, а также их удаленность от Москвы. И хотя Россия пыталась расширить свою роль в качестве регионального поставщика оружия, она столкнулась с трудностями при попытках вытеснить доминирование на этом рынке США и Европы.
В чем можно быть совершенно уверенным, так это в следующем: расширение российского влияния в регионе является прямым результатом сравнительной незаинтересованности США в Латинской Америке. Учитывая огромные политические и экономические ресурсы Вашингтона, со стороны американских политиков не потребуется много усилий, чтобы противостоять российскому влиянию в Западном полушарии.
Возможно, более важный вопрос заключается в том, готовы ли Соединенные Штаты уделять свое внимание этому региону в долгосрочной перспективе. Тенденция Вашингтона сосредотачиваться на Латинской Америке только тогда, когда «ситуация становится трудной», предполагает более пессимистичный взгляд на то, как российское влияние в Латинской Америке может расшириться в долгосрочной перспективе, если Вашингтон продолжит отодвигать свои отношения с этим полушарием на задний план.
Соединенным Штатам необходим полномасштабный пересмотр своей политики в Латинской Америке. Более активное взаимодействие со странами региона, независимо от их идеологических тенденций, должно быть в центре стратегии Вашингтона. Состоявшийся в июне этого года саммит Америк в Лос-Анджелесе продемонстрировал, сколько работы предстоит проделать Соединенным Штатам для установления более прочных дипломатических связей со своими региональными партнерами.
Некоторые страны не были приглашены на саммит из-за того, что Соединенные Штаты возражали против их политических режимов или потому, что они находились под американскими санкциями. Другие, и самое главное — Мексика, отказались ехать. Из-за множества насущных региональных проблем доверия этот саммит не приобрел, и винить в этом было некого, кроме Вашингтона.
Спустя почти 18 месяцев после вступления Байдена в должность президента значительное число постов послов в странах региона остаются вакантными, что говорит о том, что дипломатия США в Латинской Америке не является главным приоритетом. Конечно, Мексика и Северный треугольник (Гватемала, Гондурас и Сальвадор) остаются центром для тех проблем, которые Вашингтон считает наиболее актуальными, прежде всего по внутриполитическим причинам — иммиграция, контроль над наркотиками и безопасность границ.
Вице-президент Камала Харрис, хотя и сильна в некоторых внутренних вопросах, не говорит по-испански и имеет небольшой предыдущий опыт работы в регионе. Она не должна быть лицом США с точки зрения усилий по содействию установлению мира и стабильности в Центральной Америке. Вместо этого американским политикам и их латиноамериканским коллегам нужен опытный и выдающийся человек, который не только говорит на испанском языке и понимает региональные перспективы, но и может убедить конгресс США и общественность в том, что стабилизация региона является важнейшим национальным интересом, при этом не отталкивая своих региональных собеседников.
Американским организациям и их антиавторитарным партнерам в регионе нужно повысить уровень и качество разведки, чтобы упреждающе выявлять и отслеживать действия России. Возможно, самым важным (и наиболее трудным для реализации) является то, чтобы Вашингтон подходил к своей стратегии в Латинской Америке не как к реакции на Россию или Китай, а потому, что он, независимо от соперничества сверхдержав, верит в благополучие региона. Стратегия США в отношении Латинской Америки не может быть основана на страхах перед влиянием России или Китая. Короче говоря, Вашингтону необходимо быть более открытым для принятия совместного, уважительного подхода со своими региональными партнерами и союзниками, предпочтительно через многосторонние организации.
Учитывая текущие проблемы, с которыми сталкивается Кремль, Путин, похоже, вряд ли будет вкладывать значительно больше средств в отношения Москвы с Латинской Америкой, по крайней мере, в ближайшее время. Но если Вашингтон продолжит придерживаться своей нынешней позиции по отношению к благополучию полушария, то соперничающие державы, выступающие против интересов США, получат больше влияния.
Автор: Д-р Эйлин Тиг — Dr. Aileen Teague — доцент кафедры международных отношений Техасской школы государственного управления и государственной службы имени Буша. Она также является научным сотрудником Института ответственного государственного управления Куинси и Института торговли, экономики и государственной политики Мосбахера.
Перевод Сергея Духанова
Источник