Африка — китайская вотчина. Тут уже ничего не попишешь. Китайские власти инвестировали в континент сотни миллиардов долларов, и теперь ждут отдачи. Китайские инженеры построили на китайские деньги в Африке дороги, мосты, аэропорты и даже новые города.
Причем Китай намного более ответственный, прозрачный и надежный партнер — в отличие от западных финансовых институтов, которые выжимают из Африки все соки. Такую оценку приводит британский аналитический центр Chatam House.
Китайцы подарили независимость — а потом денег на развитие
Китай с начала XXI века был крупным кредитором многих африканских стран. Объем новых китайских кредитов правительствам африканских стран достиг пика в 2016 году, превысив $28,4 миллиарда. Затем масштабы кредитования постепенно сокращались (в том числе из-за пандемии): в 2019 году сумма составила $8,2 миллиарда, а в 2020 году — уже $1,9 миллиарда.
Китай раздавал кредиты на разные цели. Были кредиты под залог нефти, более привычные инфраструктурные кредиты, а также финансирование, связанное со стратегическими политическими отношениями. Движущей силой по большей части были внутренние экономические потребности Китая, а не внешнеполитические или военные цели.
Именно китайские финансы способствовали инфраструктурному буму во многих африканских странах. Именно Китай был спасательным кругом для многих стран, переживших войны или перевороты, — и от которых демонстративно отвернулся Запад.
Ангола. После окончания гражданской войны в 2002 году Китай предоставил кредиты на инфраструктуру. За последние 20 лет Китай предоставил Анголе займы на сумму более $42 миллиардов. Китай оказал значительную помощь в послевоенном восстановлении африканской страны, запустив более 100 проектов в области энергетики, водоснабжения, здравоохранения, образования, телекоммуникаций и даже рыболовства.
Аналогичным образом, в Республике Конго жесткий авторитарный режим, столкнувшийся со значительным дефицитом инфраструктуры, обратилось за помощью к Китаю. Китайцы выделили конголезцам кредиты на $4,1 миллиарда на 18 инфраструктурных проектов, полностью изменивших развитие страны.
Китай стал крупнейшим кредитором Кении с общим долгом в $6,8 миллиарда. Главным образом из-за проекта строительства железной дороги, соединяющей Найроби с побережьем в Момбасе. Проект финансировался за счет кредитов Экспортно-импортного банка Китая.
Замбия также обратилась за помощью к Китаю, когда стране потребовались деньги на модернизацию. Ведь именно Китай еще в 1964 году поддержал признание независимости Замбии. Кредитование молодой экономики позволило китайцам получить доступ к замбийским природным ресурсам — меди, золоту и марганцу.
Сейчас среди всех африканских стран Замбия и Ангола лидируют по числу китайских строительных фирм. Все они имеют контракты на разработку и эксплуатацию проектов, финансируемых за счет китайских кредитов.
Американцы лишь скрежещут зубами, не в силах соперничать с китайскими проектами в Африке
Экономические последствия, включая резкое повышение процентных ставок, вызванные пандемией ковида, подорвали способность многих африканских стран (таких как Джибути) обслуживать свои суверенные долги. Сейчас 22 африканские страны с низким уровнем дохода уже находятся в тяжелом долговом положении. Перед ними маячит вполне реальная перспектива дефолта.
Финансовая ситуация, вероятно, ухудшится в течение 2023 года, что сделает африканские страны еще более зависимыми. Хотя вовсе не от Китая. Общий внешний долг Африки с начала столетия вырос более чем в пять раз до $700 миллиардов, из которых на долю Китая приходится всего 12%. При этом на западные страны — члены Парижского клуба кредиторов — приходится 37% африканского долга.
Пекин, в отличие от западных кредиторов, проявляет мудрую финансовую политику: он не хочет быть причиной долгового кризиса в Африке. Именно поэтому Китай по-прежнему настороженно относится к доминированию Запада в международных финансовых институтах, погрузивших Африку в пучину неоколониализма.
Причем Запад пытался настроить страны Африки против китайцев — якобы, именно Пекин виноват в долговом кризисе. Однако даже эксперты Chatam House пишут обратное: долговое бедствие Анголы или Кении в первую очередь связано с внутренними проблемами управления. Правительства оказались неспособны оценить коммерческую ценность своих проектов, а в более широком смысле — платежеспособность своих стран.
Западные пропагандисты раздувают неудачи Китая, при этом сознательно замалчивая успехи. Такие, как, например, Кот-д'Ивуар. Китай является крупным кредитором этой страны, предоставив в нынешнем столетии займы на сумму $3,6 миллиарда. Все проекты, финансируемые Китаем в Кот-д'Ивуаре, приносили ощутимую экономическую отдачу.
Стоит напомнить, что президент Алассан Уаттара, занимающий свой пост с конца 2011 года, был заместителем директора-распорядителя МВФ. То есть деньги считать умеет, в отличие, скажем, от безраздельно правящего Конго четыре десятка лет Дени Сассу-Нгессо.
В Кот-д'Ивуар китайские кредиты использовали для финансирования дорог, портов, плотин и мостов. Китайские деньги дали толчок для развития Джибути — крошечной страны на Африканском Роге, которую отказались финансировать крупные западные структуры.
Джибути расположена в Баб-эль-Мандебском проливе, через которое проходит примерно 30% мирового судоходства на пути к Красному морю и Суэцкому каналу. Стратегическое расположение Джибути и привлекло внимание Китая, который в 2017 году создал тут свою первую зарубежную военную базу. Всего в 10 километрах от аналогичного военного объекта США.
Лидеры Джибути полностью довольны сотрудничеством с Китаем, который является не только экономическим, но и военным покровителем. А американцы лишь бессильно скрежещут зубами.