Латвия оказалась антилидером в Прибалтике по падению расходов населения в пандемию. Банк Luminor предоставил исследование, которое показало: в этой стране сокращение расходов составило 34%.
Конечно, сильно повлияли ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Но, пытаясь свалить экономический спад и падение уровня жизни только на инфекцию, местные пропагандисты лукавят. Пандемия лишь ускорила процесс, который уже вовсю шел до нее.
Еще когда началась эпидемия и о каких-либо последствиях говорить было рано, опрос, проведенный в республике, показал: доходы снизились у 25% населения. Эксперт Института финансов Swedbank Эвия Кропа связала результаты исследования с коронавирусом. Но ограничительные меры в Латвии были введены 13 марта, и почти сразу был проведен опрос, о результатах которого сообщили в начале апреля. Как за две недели 25% латвийцев успели потерять доход? А вот 64% участников исследования пожаловались, что боятся потерять его, что действительно похоже на страх, связанный именно с началом пандемии.
Да вот еще до ее начала Еврокомиссия в своем ежегодном обзоре указала на главную проблему экономики и социальной сферы Латвии: большой разрыв в доходах населения и неравномерное развитие регионов. Уровень риска бедности в стране, по данным ЕК, составляет больше 28%. Число людей, живущих в нищете, растет в республике три года подряд, сообщила Еврокомиссия. Тут-то уж точно пандемия ни при чем.
И экономические показатели, обнародованные местными ведомствами, о том же. С одной стороны — да, коронавирус и меры против него подрывают хозяйство Латвии, как и всех других стран. В Министерстве экономики агентству LETA дали прогноз: в этом году валовой внутренний продукт Латвии может упасть на 8% по сравнению с 2019-м. Взгляд, видимо, достаточно квалифицированный, так как и в отчете Еврокомиссии указан близкий показатель — говорится, что Латвию в этом году ждет сокращение ВВП на 7%.
Однако это падение обозначилось уже в первом квартале. Центральное статистическоу управление Латвии сообщило: ВВП за этот период упало на 1,5%. Причем в ведомстве пояснили: замедление экономики в первом квартале было ожидаемо.
Почему оно было ожидаемо тогда, когда ничего не знали о пандемии? Что же такого произошло кроме коронавирусной чрезвычайной ситуации в экономике балтийской республики?
Справедливости ради заметим: в некоторых отраслях экономики Латвии в начале года был зафиксирован рост: в строительстве, лесном хозяйстве, операциях с недвижимость, в здравоохранении и почему-то в сельском хозяйстве — это в начале года-то.
Впрочем, видимо, рост в сельском хозяйстве зафиксирован по сравнению с предыдущим падением, произошедшим, как известно, из-за ответных мер России, когда наша страна отказалась от закупок сельскохозяйственной продукции стран, поддержавших санкции Запада против РФ. Россельхознадзор запретил экспорт продукции в Россию 21 латвийскому предприятию, еще к 44 применил временный запрет. Те же меры применили и к производителям других стран с откровенно антироссийской позицией. Это производители мясных, молочных, рыбных продуктов и яиц. Мясо-молочной продукции Прибалтики пришлось искать другие рынки сбыта и выпрашивать у Еврокомиссии миллионы евро на поддержку отрасли.
Еще аналитики отмечают, что в Латвии растет рынок потребления пива. Оказывается, за два последних года он вырос в этой стране на 7,44%. Правда, на латвийский рынок хлынуло западное пиво — 59% потребленного в республике пенистого напитка импортировано. Но и местные пивовары не лыком шиты. Они все равно подняли производство на 1%, и 12% экспортируют. В общем, латвийцы, как можно понять, заливают тоску пивом.
Тосковать-то есть из-за чего. Спад в экономике в первом квартире произошел во многих отраслях, что и повлияло на доходы, но особенно — в транспортной отрасли: сразу на 9,6%. А вот это как раз и является результатом влияния России, точнее, заботы нашей страны о собственной экономике, а не об экономике стран, которые откровенно демонстрируют неприязнь к РФ.
Речь, конечно, в первую очередь о транзите. Бывший министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский еще до начала пандемии коронавируса рассказал, что из-за ухода российского транзита падение грузооборота в прошлом году в Рижском порту составило 25%, в Вентспилсском аж на 42,8%. И заметил: «Россия могла бы и остановить процесс переориентации грузов в свои порты, будь позиция Латвии более конструктивной…».
Вот и на железной дороге Латвии тот же процесс в связи с уходом российского транзита. В первом квартала этого года по сравнению с тем же периодом прошлого объем перевозок в Латвии снизился на 46%. Уже в январе, задолго до начала пандемии, Латвийские железные дороги сократили полторы тысячи служащих, и процесс продолжается.
Он настолько серьезен, что министр сообщения Талис Линкайтс заявил, что Латвийским железным дорогам придется смириться с крахом.
«Сокращения были и, наверное, будут еще», — сообщил неприятную новость глава ведомства.
Где уж тут радоваться. Остается залить огорчительные новости пивом. Если, конечно, хватит денег после падения доходов…