От Кравчука до Зеленского — хроники государственной русофобии. Часть третья.
Предыдущую статью, посвящённую принудительной украинизации образования, языковой реформе и саботажу Европейской хартии региональных языков, мы закончили на том, что в 1996 г. правительство «европейской державы» разработало программы украинизации русскоязычных регионов, удушения русской прессы, культуры и даже науки.
Ваш покорный слуга, например, при написании диссертации должен был определить, что будет на обязательном украинском языке — основной текст или автореферат. Выбрал, конечно, автореферат. Хотя в чём смысл автореферата на украинском, если его не смогут прочесть? Ведь тематика моей диссертации — о возможности захоронения чернобыльских радиоактивных отходов в геологических формациях — простите за нескромность, до сих пор остаётся актуальной для всей Европы…
Однако вернёмся в 1996 год. Тогда на Украине было прекращено прямое вещание Первого российского канала (ОРТ). Ещё в 1992 г. была прекращена трансляция «Радио-1», а в 1994 г. — радиостанции «Маяк».
Тогда же из зоны уверенного приёма было исключено РТР. К концу 90-х — началу 2000-х с Украины оказались вытеснены и печатные издания. «Украинская пропагандистская машина, не слишком эффективная и лишенная интеллектуальной составляющей, в условиях информационной монополии оказалась достаточно действенным средством, — вспоминал киевский политолог Ростислав Ищенко. — Конечно, желающие могли достаточно легко получить альтернативную информацию (в конце 90-х лавинообразно развился интернет и появилось кабельное телевиденье. — Д.С.), но ведь большая часть населения политические новости всегда получает из наиболее доступных источников».
В 1990-е годы безальтернативность информации на Украине для большинства её потребителей позволила перейти от мягких вариантов украинского шовинизма к восприятию неонацизма, развернув в эту сторону «наиболее подготовленную» часть общества. Галицкие фашисты становились рукопожатными в верхах, вхожими на телеканалы. Конечно, даже они ещё не решались прославлять Бандеру, Шухевича, дивизию СС «Галичина» и шуцман-батальоны, но идеологов запрещённой в России группировки ОУН* в 1999 г. я уже изучал в аспирантуре по программе Института философии НАН Украины (директор — упомянутый в первой части нашего цикла Мирослав Попович).
Одновременно преподавание гуманитарных дисциплин переводилось и в системе среднего образования на русофобские рейки. Только фонд Сороса выпустил более 90 наименований учебников и пособий по истории (подготовленных в основном канадской диаспорой), где Россия изображалась «извечным и главным историческим противником Украины».
Вот рисунок из учебника для средней школы, смакующий «разгром» «украинским войском» (на самом деле, польско-татарским) «москальских оккупантов» в так называемой Конотопской битве. Что при этом должен был чувствовать русский ребёнок, «педагогов»-сорососов не волновало.
Наконец, в вышедшем под авторством Кучмы катехизисе украинства под названием «Украина — не Россия» Кучма вывел запрещённую в России группировку УПА* продолжателями «святого дела борца за независимость Украины» — Мазепы (хотя никакой Украины тот, естественно, не знал, собираясь передать Малороссию Польше, а сам заполучить парочку белорусских уделов). Леонид Данилович очень радовался, что именно при нём лик Мазепы явился на национальной валюте.
Новороссийские регионы, и в первую очередь автономный Крым, этому пытались сопротивляться. Впрочем, реальную автономию русского полуострова Кучма ликвидировал в первые же месяцы своего президентства. 17 марта 1995 г., Верховная рада приняла постановление, которым упразднялся институт президента Крыма.
«Это произошло вопреки всем международным нормам и сегодня может послужить одним из доказательств незаконности нахождения полуострова в составе Украины, грубого игнорирования прав крымчан со стороны Киева, — писал первый и последний президент Республики Крым Юрий Мешков. — Захват Крыма силой оружия явился не чем иным, как фактом оккупации Крыма Украиной». Украинский спецназ тогда захватил здание Верховного совета Крыма. Командовал операцией лично министр внутренних дел Украины.
Вслед за этим правительство приступило к реализации программ принудительной украинизации. 31 июля 1996 г. кабмин направил правительству Крыма письмо 14056/2 «О мерах, направленных на идеологическое обеспечение статуса Крыма как составной части Украины». В соответствии с этим планом 27 августа 1997 г. Совет министров Крыма принял постановление «О программе развития сети общеобразовательных учреждений, классов с украинским, крымско-татарским языками обучения, школ и классов с двумя языками обучения». При этом ни малейшего спроса на украинские школы в Тавриде не было.
Что же касается высшего образования, то 15 декабря 1997 г. замминистра культуры Украины с характерной фамилией Рожок, ссылаясь на поручение кабмина Украины от 27.11.97 г., потребовал предоставить график перевода всех вузов Тавриды на украинский язык преподавания, что повлекло массовое сокращение преподавательского состава с постепенной заменой его на прибывших с «большой Украины». Покинуть вузы, а порой полуостров вынуждены были даже доценты и профессора. Так, на филологическом факультете Симферопольского университета из 25 сокращённых ставок 23 пришлось на отделение «Русский язык и литература».
20.08.97 г. начальник Главуправления юстиции в Крыму издал предписание (№ 1230/0112) всем нотариальным конторам в течение полутора месяцев перевести делопроизводство и оформление нотариальных документов на украинский язык.
Высший представительский орган республики пытался сопротивляться произволу, приняв 15.10.97 г. постановление (1337–1) «О функционировании русского языка на территории Автономной Республики Крым».
Согласно этому документу, русский был признан официальным языком и языком делопроизводства на территории полуострова, а язык обучения в АРК определялся «с учётом права граждан на свободный выбор». Однако прокурор Крыма В. Шуба во исполнение окрика Кучмы подписал представление (№ 7–399 от 27.10.97 г.), по которому данное постановление ВС АРК якобы не соответствовало Конституции и законам Украины. Из определения следовало, что высший представительский орган автономии не вправе заниматься вопросами функционирования языков в республике (кстати, тогда же украинской прокуратурой было признано незаконной аналогичное постановление Харьковского горсовета).
В итоге «комплекса мер» уже к началу нового тысячелетия количество часов, отведённых в школах Тавриды на русский языка и литературу, сократилось на 35%. Русская литература была включена в общую программу «мировой литературы», тогда как украинская стала «родной». Соотношение часов на изучение русского и украинского языков составляло 1:3.
В том же 1991 году, когда свою автономию восстановили жители Тавриды, за возобновление статуса самоуправляемой территории проголосовала Подкарпатская Русь (ныне большей частью Закарпатская область Украины). 78% закарпатцев выступили за восстановление статуса, предусмотренного ещё Сен-Жерменским договором (1919), и осуществлённого в составе Чехословакии в 1939 г.
«Русины снова честно выполнили свою историческую миссию — держаться восточного православного массива славян, — заявлял по итогам референдума 1991 г. председатель Сойма подкарпатских русинов, депутат Закарпатского облсовета протоиерей Димитрий Сидор. — Русинам Бог судил жить в Украине. Почти полтора миллиона русинов живут в США, Канаде, Австралии, Югославии, Словакии, Польши, Чехии, Румынии, Венгрии, и везде они свободно признаны самостоятельной национальностью кроме Украины, где с этим вопросом украинская власть безосновательно и противозаконно медлит. …Мы, русины, полны желания быть на Украине вместе с украинцами и другими, именно государствообразующим народом с правом равноправно жить в этом государстве, творить добро, беречь Православную Церковь и смело смотреть в завтрашний день. Но при этом смело напоминаем, что в имени „украинец“ не существует, к сожалению, древнего корня „рус“, а следовательно, не может Украина считаться только одной лишь правопреемницей Киевской Руси.
Тем более непонятна варварская ненависть некоторых украинских чиновников к самому слову „русин“. Может, высшие украинские власти и задались целью искоренить не только имя „русин“, но и саму память о Киевской Руси, при этом же еще и туманить головы своим гражданам о супердревности украинской нации и провокационно называть земли Словакии, Польши и Югославии (район Бачка — Русский Керестур) этническими украинскими землями, потому что на них живут этнические русины, которых Киев хочет признавать только извечными украинцами. Поэтому… миссия русинов Закарпатья — также и охлаждать горячие головы украинских этнофантастов III тысячелетия».
«В духовном плане мы, русины, хотим с православной верой, любовью и надеждой жить, трудиться и ждать Второго Пришествия Христова. При этом мы хорошо помним, что Христос Господь обратится к нам, русинам, на Праведном суде именно на материнском русинском языке. И горе будет нам, русинам, если мы не поймем Господа, не узнав своего языка», — подчёркивал о. Димитрий. — За свою же честно выполненную миссию, надеемся правдиво получить награду от Бога — спасение души и Царство Небесное».
Отмеченная предводителем подкарпатских русинов «этнофантастика» стала «документалистикой». Во исполнение поручения кабмина госкомитет Украины по делам национальностей разработал «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов». Вдумаемся в название — не проблемы Украины, многонационального, из разных лоскутков сшитого государства, но закрепившей в своей конституции унитарность и «целостность» (ст. 2). «Проблемы» во множественном числе были придуманы русинами, чье единственное желание — сохранить самобытность. И вот как, перекладывая со своей больной головы на здоровую, Украина принялась решать эти «проблемы».
Собственно, все точки над і расставлялись в первом же предложении документа: «Четко очертить и задекларировать, базируясь на положениях Конституции Украины, в частности ее статьи 2, позицию Украинского Государства относительно бесперспективности идей обособления или автономизации Закарпатья на любой основе — культурной, этнической, административно-территориальной и т. п.». Кстати, то, что в «унитарном государстве» существовала Автономная Республика Крым, когнитивный диссонанс у «можновладців» не вызывало.
«Осуществить систему мероприятий, направленных на закрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.)», как это было опробовано в Тавриде, добавим.
«Предотвратить проведение локальных референдумов с целью определения „самоидентификации“ украинцев Закарпатья (русины или украинцы), учитывая, во-первых, научную некорректность постановки такого вопроса в принципе и, во-вторых, живую традицию давнего самоназвания „русин“, что может повлиять на результаты такого опрашивания и дальнейшую политическую интерпретацию его последствий (проведенное в Восточной Словакии подобное опрашивание дало так называемые „законные основания“ для признания русинов Словакии отдельной нацией)». Как видим, «научная некорректность» (с точки зрения «научных фантастов») и некая «живая традиция» стали основанием для вопиюще антиконституционного запрета на референдумы. Прорыв в теории государства и права!
«Осуществить систему мероприятий по идеологической, материальной, кадровой и культурной поддержке украинских общин Восточной Словакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши…» Другими словами, выявить Иванов, не помнящих родства, и через них наладить распределение бочек варенья и корзин печенья согласившимся признать себя украинцами. Пожалуй, самый фантастический пункт, учитывая подлинно глобальную систему «распилов» и «откатов», в которой до конечного адресата доходили лишь крохи от печенья, что никоим образом не могло стимулировать массовость «украинского движения» в куда более благополучных тогда реципиентах западной помощи.
«Расширить подачу в средствах массовой информации материалов о Закарпатье, акцентируя внимание на том, что этот регион является извечной украинской землей, а местные украинцы — неотъемлемой составной частью украинской нации». Ну да, лет, эдак, миллион: с момента появления протоукров — прародителей человечества. Только почему-то главная вершина Украины, так называемая Говерла, ещё в прошлом веке называлась гора Русская.
Наконец, Генпрокуратуре и МВД вменялось в обязанность «осуществить предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения „политического русинства“… применять к членам незарегистрированного областного „Общества подкарпатских русинов“ и созданного им „временного правительства“ соответствующие нормы действующего административного и уголовного законодательства».
Однако подкарпатские русины, прошедшие в течение столетия через Сигет-Мармарошские процессы, ужасы и концлагеря от прославляемых сегодня создателей «Карпатской Украины», не дрогнули. На IX Всеславянском Соборе в Ужгороде 8–9 мая 2002 года они потребовали от властей Украины «восстановить историческую справедливость: вернуть им законное этническое имя „русины“ и право признания коренным народом на своей земле».
«Мы, русины, выполняем и свою, Богом данную миссию, а именно: снова и снова напоминаем трем братским славянским народам (русским, украинцам, белорусам), что именно они являются сепаратистами, разделившими единую духовно-историческую Киевскую Русь на отдельные части. Время одуматься и сделать все возможное, чтобы сохранить высокодуховную православно-славянскую цивилизацию в противовес западной (секулярной, а скоро и оккультно-безбожной), — заявил глава Подкарпатского Сойма.
При этом он подчеркнул, что «именно на Украине каноническая Церковь стала объектом нападок со стороны государственных мужей, которые создали себе карманные автокефальные группировки».
О том, как при Кучме шла борьба с Православием — основой единой русской цивилизации, мы и поговорим в следующем материале нашего цикла.