В течение последнего месяца сорт Urals стабильно торгуется с премией вместо традиционного дисконта к цене индикативного североморского Dated Brent, и эта премия постоянно растёт. Повышенный спрос на российское сырьё вызван снижением его поставок в рамках сделки ОПЕК+. Потребители обнаружили, что перестройка технологических процессов на НПЗ под новых поставщиков обойдётся дороже, чем можно сэкономить на предоставляемых скидках.
По данным, которые опубликовало ценовое агентство Argus Media, на торгах 19 мая премия, которую покупатели готовы были давать за российскую нефть сорта Urals в Северо-Западной Европе, достигла $1 за баррель. В абсолютных цифрах цена на партии Urals на условиях cif Роттердам выросла на $2,72 до $33,47 за баррель.
Обычно ситуация выглядит диаметрально противоположно — тяжёлая высокосернистая российская нефть стоит дешевле более качественной североморской. Хотя и беспрецедентным явлением превышение котировок Urals Brent назвать нельзя — например, аналогичная инверсия наблюдалась в ноябре 2019 года.
Размер дисконта сильно варьируется в зависимости от спроса. Так, в российском бюджете 2020 заложено среднее значение в $3 за баррель. В разгар ценовой войны, когда Саудовская Аравия объявила о готовности в неограниченных количествах поставлять в Европу нефть со скидкой $10,25 за баррель к цене Dated Brent, дисконт достигал $5 за баррель. На пике падения стоимость Urals опускалась ниже $10 за баррель.
После достижения соглашения ОПЕК+ цена российского сорта пошла вверх и не опускалась до достигнутых в начале апреля минимумов даже в разгар паники, вызванной падением майских фьючерсов на американский сорт WTI до -$40 за баррель. По словам главного стратега по России компании ВР Владимира Дребенцова, покупатели, начавшие было отказываться от Urals в пользу более дешёвой арабской нефти, подсчитали затраты на переналадку (а в некоторых случаях — и перестройку) технологических процессов на нефтеперерабатывающих заводах и изменили своё первоначальное решение.
Дополнительный фактор, играющий в пользу российского сырья — из него получается больше средних дистиллятов (главным образом дизельного топлива), чем из Brent и тем более Arab Light. На фоне беспрецедентного падения спроса на бензин и авиакеросин из-за остановки личного транспорта и авиаперевозок в связи с карантинными мерами спрос на дизтопливо пострадал не так сильно: несмотря ни на что, коммерческие перевозки продолжаются. Сочетание всех этих факторов вкупе с сокращением предложения российскими производителями вызвало опережающий рост цен на Urals.
Для российского бюджета каждый доллар прибавки к цене Urals означает около 145 млрд рублей дополнительных доходов.
Дорожает, впрочем, не только российская нефть. Пессимизм на рынке явно сменился оптимизмом. По состоянию на 13:00 МСК 21 мая фьючерс на нефть Brent торгуется на уровне $36,6 за баррель (+2,38%), WTI — $34,4 за баррель (+2,63%). Рост цен аналитики объясняют опубликованными данными Американского института нефти (API) о снижении запасов нефти в США на неделе, завершившейся 15 мая, на 4,8 млн баррелей. Официальная статистика министерства энергетики США о коммерческих запасах нефти будет опубликована в четверг вечером.
Кроме того, энтузиазма игрокам прибавила прошедшая в штатном режиме экспирация июньских контрактов на американскую WTI. Месяц назад в аналогичной ситуации произошёл неконтролируемый обвал котировок. Спекулянты, стремившиеся любой ценой избавиться от ненужных им фьючерсов на поставку нефти прямо перед датой исполнения, столкнулись с полным отсутствием заявок на покупку.
В результате цена майского фьючерса на NYMEX рухнула до отрицательных значений, потянув за собой котировки на остальных биржах. Сегодня же участники рынка и эксперты аккуратно высказываются о видимых признаках восстановления спроса. И лучше всего их мнение подтверждают растущие нефтяные котировки.