Вопрос превосходства того или иного вида военной техники всегда был предметом не только споров и обсуждений, но и многочисленных интриг и инсинуаций. Не обошли подобные споры стороной и авиацию, где конкуренция между отдельными типами самолётов во всём мире крайне высока. Особенно если речь идёт о самых современных воздушных машинах — истребителях пятого поколения, которые являются вершиной технического совершенства каждой из стран, способных к их производству. Первооткрывателями в этом классе стали США, которые произвели вначале F-22 Raptor, а затем и F-35 Lightning. Россия ответила своим новейшим истребителем Су-57, который уже отработал даже беспилотный режим полёта, а Китай запустил в небо J-20 Chengdu, присматриваясь к новой версии J-31.
Какой из этих истребителей можно назвать лучшим и, что немаловажно, превосходящим — вопрос достаточно спорный. Достоинства есть у каждого из них, где в расчёт берутся такие распространенные показатели, как малозаметность (использование технологий стелс), маневренность, скорость, вооруженность и пр. параметры. У всех они разнятся в ту или иную сторону и, например, если российский Су-57 не такой уж «невидимка», как американский F-35, то он заметно проворнее, да и более «зрячий» и имеет ряд других преимуществ. «Китаец» тоже вроде как всем хорош, но «сушке» уступает в скорости и маневренности, а «американцу» в незаметности. В реальном воздушном бою всем этим истребителям схлестнуться не пришлось, поэтому их достоинства являются гипотетическими, то есть доказанными лишь теоретически.
Есть и ещё один показатель качества новых самолётов — это их «травматизм», аварийные ситуации и катастрофы, приводящие к неплановым падениям в не боевых условиях. Самый «неубиваемым» по этим критериям можно считать китайский J-20, где из 9 прототипов и 20 предсерийных истребителей имеющихся в НОАК, пока не спикировал носом в землю ни один из них. По крайней мере, официально в военных обозрениях не сообщалось ни то что о авиакатастрофах, но и банальных авиапроисшествиях. Впрочем, Пекин никогда не отличался открытостью в своих достижениях.
У нашего Су-57 — минус один. Репутацию истребителя пятого поколения подпортила авария 24 декабря 2019 года в 111 километрах от аэродрома Дземги в Хабаровском крае — истребитель рухнул на землю, но летчик катапультировался и не пострадал. Не было и разрушений на земле — упал в тайге. Утверждается, что это был испытательный полет первого самолета, который должны были передать в войска до конца года. Предполагалось, что и в нынешнем, 2020-м, ВКС могли получить еще один самолет, с последующим увеличениям серийного выпуска этого истребителя — всего до 2028 года армии было обещано 76 единиц Су-57, в том числе с двигателями второго этапа. По одной из версий, к слову, самолет разбился именно из-за неполадок в двигателе АЛ-41Ф1 (изделие 117), который является двигателем первого этапа.
За минувшие с первого полета десять лет, Су-57 лишь трижды попадал в сводки происшествий (с учетом последнего). Во время демонстрационного полета на МАКС-2011 21 августа была замечена вспышка, после чего сработал тормозной парашют и самолет остановился на взлетно-посадочной полосе. 10 июля 2014 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском после выполнения штатного испытательного полета при посадке у Су-57 наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, а затем произошло локальное возгорание. Пожар быстро потушили, а самолет удалось восстановить, и он продолжил участвовать в испытаниях.
В США статистика аварий и крушений истребителей пятого поколения F-22 и F-35 более внушительная. Первых за время эксплуатации с 1997 года (187 серийных экземпляров) было безвозмездно утрачено 8 машин, еще примерно столько же были выведены из строя из-за различных аварийных ситуаций, которые не подразумевали восстановления самолётов. Истребителей F-35 (с 2012 года произведено 520 машин) было потеряно в результате падений три, ещё пять было списано после «нештатных ситуаций».
Последнее происшествие с многофункциональным истребителем пятого поколения F-35A Lightning II случилось 20 мая на авиабазе Эглин (штат Флорида, США). Как сообщила пресс-служба 33-го истребительного авиационного крыла ВВС США, в составе которого находился самолёт, истребитель разбился при заходе на посадку. Лётчик успешно катапультировался и был транспортирован в госпиталь авиабазы. Уточняется, что это был запланированный ночной учебный полёт. К счастью, в результате падения люди и гражданские объекты не пострадали. Неделей раньше, 16 мая в районе этой же авиабазы Эглин во время учебного полёта разбился истребитель F-22, пилот также успел катапультироваться. В обоих случаях причины, которые привели к авиакатастрофам, военным ведомствам США не разглашаются.
Унес тайну разбившегося 9 апреля 2019 года истребителя F-35А ВВС Японии на дно Тихого океана и опытный 41-летний пилот майор Акинори Хосоми, который и прежде неоднократно летал на подобного типа самолетах. Командование считало его отличным летчиком. Останки пилота в итоге были найдены и идентифицированы, но раскрывать дополнительные подробности в ASDF (воздушные силы самообороны Японии) отказались, сославшись на конфиденциальность и пожелания семьи погибшего. Надо полагать, что без соответствующих «рекомендаций» из Вашингтона не обошлось. Можно предположить, что в этой авиакатастрофе присутствовал и репутационный ущерб — разбившийся F-35A был первым самолетом, собранным непосредственно японской корпорацией «Митцубиши» (Mitsubishi Heavy Industries). И японцы хотели убедиться насколько этот дорогостоящий самолет (100 миллионов долларов за единицу) безопасен для полетов.
Несмотря на прямую зависимость от Вашингтона в плане развития вооружений и откровенного навязывания своей авиатехники, Токио активизировал после этого инцидента работы по созданию своего истребителя пятого поколения Х-2 Синсин («Душа»). Договоренности по производству F-35 остаются в силе, Япония должна выпустить 190 истребителей по американскому контракту, но вот «осадочек остался» — на 2020 год у Японии имеется в наличии лишь 12 единиц F-35A.
— Американский истребитель пятого поколения — это по большому счету обычный мыльный пузырь, — считает политолог Александр Зимовский. — В США уверовали в необычайные качества своего F-35 лишь на том основании, что он американского производства, а значит, априори является лучшим. Поэтому всячески возвеличивали имидж этого истребителя, демонстрировали его во всей красе, даже задействовали в весьма безопасных для себя авианалётах на территории Ирака и Афганистана. При этом весь этот «камуфляж» был по большому счёту направлен на банальную бизнесовую идею — выгодно продать этот товар в другие страны. Умудрились втянуть в этот проект десяток государств, обязав их поставлять комплектующие, плюс ещё и финансировать производство, продавая при этом эти «совместные» истребители по завышенной цене.
Условия такой «сделки» устроили далеко не всех участников проекта по F-35, от американского истребителя стали отказываться даже в Италии — единственной стране, где их собирали за пределами США. Германия и Франция сразу сказали свое «фи,», отдав предпочтение собственным разработкам истребителя пятого поколения, воротит нос Великобритания, отказалась Турция, предпочтя российские ЗРК С-400 «Триумф». Даже коленопреклоненная перед США Польша пытается отказаться от навязанной сделки по F-35. Вашингтону эти самолёты и девать по большому некуда, хотя и успели наклепать пять сотен истребителей. По такой цене и с не совсем хорошей репутацией они стали никому не нужны. И последняя авария их статус просто нивелирует до уровня вполне себе заурядного истребителя.
Здесь стоит вспомнить, что ещё по состоянию на январь 2018 года у F-35 было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.
Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».
Военное обозрение: В США испугались российского «морского монстра»