Я никогда особо не смотрел телевизор, но однажды снимал квартиру, где был телевизор с множеством бесплатных каналов. Я их полистал и наткнулся на канал 24DOC — круглосуточный телеканал мирового документального кино. И я пропал. Бывало, что я смотрел по четыре-пять документалок за день, а потом ещё парочку ночью. Затем я нашёл в интернете контакты этого канала, чтобы позвонить им и устроиться на работу кем угодно, для них я и полы бы мыл. Настолько мне понравилось то, чем они занимались. Позвонить я не успел. Канал закрылся.
Этот случай я вспомнил в связи с показательной историей, которая случилась с моими друзьями — Семеном Пеговым и Владиславом Зиздоком.
Дело в том, что известный военкор Пегов и не менее известный оператор Зиздок сняли большую и сильную работу «Позывной „Донецк“: История одного аэропорта». Документальный фильм длиной почти в два с половиной часа про важное историческое событие 2014 года — взятие Донецкого аэропорта — тектонический разлом донбасской войны.
Работа эта беспрецедентная.
Во-первых, они сделали это первыми, по горячим следам.
Во-вторых, Пегов, будучи свидетелем этих событий, сохранил много уникальной хроники, которую использовал в своём фильме.
В-третьих, для фильма взяты интервью у многих участников этой операции, которые вряд ли стали бы говорить на камеру с кем-то другим.
В-четвертых, всё это прекрасно снято, несмотря на то что многие объекты съёмок до сих пор простреливаются и, соответственно, небезопасны.
В-пятых, подобный документальный фильм может быть интересен разной группе лиц. Военные (и очевидцы войны) увидят и обратят внимание на только им понятные вещи, но и гражданскому зрителю вся картина в целом будет ясна, потому что авторы фильма всё доступно изложили.
В общем, независимо от ваших политических взглядов этот документальный фильм заслуживает внимания.
Впрочем, так не посчитал главный мировой видеохостниг YouTube, куда после телевизионной (укороченной) премьеры был выложен фильм — полная его версия — с матом, с шутками, с подробностями.
Через два часа YouTube заблокировал «Позывной „Донецк“: История одного аэропорта», без каких-либо вменяемых на то причин. Крайне демократичный поступок, в их стиле.
Далее ещё интереснее. Подписчики телеграм-канала Семена Пегова забрасывают штаб-квартиру Google дымовыми шашками в знак протеста против политики YouTube. Это уже в нашем стиле. Всё это было снято на камеры и выложено в сеть, мол, если фильм не разблокируют, у нас ещё много шашек.
Действия подписчиков возымели эффект, и администраторы YouTube вернули фильм на видеохостинг. Пошли на компромисс, впрочем, наложив на него некоторые ограничения.
Теперь, перейдя по ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=Fstyle5S-B4&bpctr=1591097494), вы получите предупреждение о том, что некоторые пользователи (о каких же пользователях идёт речь?) отметили контент как «недопустимый», нужно нажать «Подтвердить», и тогда плеер начнёт воспроизведение. Если же ты не зарегистрирован в YouTubе, то ты и вовсе не можешь посмотреть эту документалку.
Об этом занятном инциденте, как вы понимаете, никто особо не написал. Все радетели свобод в этой (так они называют Россию) стране не обратили на эту вопиющую несправедливость ни малейшего внимания.
Популярные либеральные платформы могут очень долго мусолить заблокированные клипы рэперов, которые то к самоубийству призывают, то к каннибализму, потому что они заблокированы «по требованию государственных органов», но если видео блокируется по требованию дяди Сэма, то это не стоит обсуждать.
Хотя, блин, где в культурной цепочке находятся рэп-клипы и профессиональные документальные фильмы?
Казалось бы, что общего между тем каналом с документалками, который закрыли из-за нехватки зрителя, и документальным фильмом двух отмороженных ребят про Донецкий аэропорт?
И те и другие боролись за право рассказать людям свою правду, основанную на документах и фактах, фиксирующих реальные события, объекты и лица.
Первые, к сожалению, проиграли, потому что оказались никому не нужны. А вторые ещё борются — нагло, агрессивно, по-донецки.
Публикации Ричарда Семашкова на «Свободной Прессой»:
Мама, мы все тяжело больны
Железно-серый город
Бродский и музыка
Выживут только курьеры