Ветеран стратегической авиации ракетоносец Ту-95МС повысит свои боевые возможности. Произойдет это в результате его модернизации до уровня Ту-95МСМ, сообщили в оборонном ведомстве.
В ходе Международного военно-технического форума «Армия-2021», проходящего в подмосковной Кубинке, был подписан контракт на проведение этих работ. От ПАО «Туполев» документ подписал управляющий директор Вадим Королев, от военного ведомства — заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.
Сумма контракта не раскрывается. Также не раскрывается и дата его завершения.
Надо сказать, что это уже не первый контракт, в котором говорится о модернизации ракетоносца до уровня Ту-95МСМ. Более того, модернизированный самолет уже существует. Его собственное название «Самара» (каждому «стратегу» присвоено какое либо имя). Он имеет бортовой номер «21 красный», регистрационный номер RF-94121.
Идея об улучшении характеристик самолета, а заодно и об увеличении ресурса, зародилась в ОКБ Туполева в середине нулевых годов. 23 декабря 2009 года был подписан контракт на создание модификации Ту-95МСМ.
Летом 2018 года, когда была готова документация на модернизационные работы, а также имелось все новое оборудование, которое необходимо было установить на Ту-95МСМ, появился новый контракт, в котором говорилось о переоборудовании и проведении испытаний обновленного самолета. Начало испытаний намечалось на конец 2019 года.
При этом было записано, что решение о глубокой модернизации всего парка строевых самолетов Ту-95МС будет принято Министерством обороны по результатам государственных испытаний.
Ту-95МСМ совершил первый полет год назад — 22 августа 2020 года. Произошло это в Таганроге на аэродроме Таганрогского научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева. Именно в Таганроге и происходила модернизация ракетоносца, дооснащение его более эффективным оборудованием.
Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сказал тогда: «Это самолет с новым комплексом вооружения, с новым бортовым комплексом электронного оборудования, с новыми доработанными двигателями, новыми винтами. Боевые возможности машины ровно в два раза выросли после этой модернизации. После вылета продолжатся испытания. Модернизация парка стратегических ракетоносцев дальше пойдёт по этому пути».
Испытания продолжились. И вот теперь подписан третий и последний контракт на модернизацию уже всего парка стратегических ракетоносцев Ту-95СМ, стоящих на вооружении Дальней авиации ВВС РФ.
Действительно, модернизация была глубокой. В ее результате существенно обновилось приборное оборудование. Дело даже дошло до модернизации турбовинтовых двигателей до уровня НК-12MПM и замены воздушных винтов. При этом был увеличен ресурс самолета, то есть, продлен срок его службы.
На всех строевых Ту-95СМ, а также на противолодочном самолете Ту-142 установлены 4 НК-12MП мощностью 15 000 л.с. Самарская двигателестроительная компания «Кузнецов» в модернизированном двигателе увеличила мощность еще больше, повысила топливную эффективность и надежность, а также почти вдвое снизила вибрации. Одним из следствий получения «Медведем», как классифицирует НАТО самолет Ту-95, обновленного двигателя стало возрастание дальности полета.
Полная модернизация бортового радиоэлектронного оборудования Ту-95MСM предусматривает замену РЛС «Обзор-МС» на новую РЛС «Новелла-НВ1.021», установку новой системы отображения информации СОИ-021, модернизированного бортового комплекса обороны «Метеор-НМ2». Также появятся новая астронавигационная система АНС-2009, навигационная вычислительная система НВС-021М и комплексная система управления КСУ-021.
Так что в соответствии с новым контрактом все это оборудование вместе с двигателями и винтами будет устанавливаться на строевых стратегических ракетоносцах, базирующихся в Энгельсе Саратовской области (184-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии) и в Украинке Амурской области (79-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк и 182-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк 326-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии).
Сейчас в Дальней авиации эксплуатируются 68 ракетоносцев Ту-95МС. Это то, что осталось от почти пятисот произведенных самолетов различных модификаций. Причем эти самолеты также делятся на две группы. Был построен 31 самолет Ту-95МС-6, который располагал шестью ракетами Х-55, размещаемыми во внутреннем отсеке. И 57 самолетов Ту-95МС-16, у которых 6 «внутренних» ракет дополняются еще 10-ю, крепящимися на подкрыльевых узлах подвески.
В настоящий момент все Ту-95МС проходят «оружейную» модернизацию. Они получают возможность использовать более эффективные, чем Х-55, но и более крупные крылатые ракеты Х-101 (с осколочно-фугасной боевой частью) и Х-102 (с ядерной). Для этого увеличивают размеры внутреннего отсека и устанавливают в него пусковую установку барабанного типа, как на боле молодом стратегическом ракетоносце Ту-160.
Ракета Х-101/102 обладает уникальной дальностью, достигающей 5500 км. Также у нее сведена до минимума радиолокационная и тепловая заметность, что существенно облегчает прорыв системы противоракетной обороны противника.
Ту-95 — легендарный самолет, уже почти 70 лет играющий основную роль в воздушной составляющей оружия сдерживания. Было создано почти полсотни различных модификации Ту-95. И вот теперь появляется еще одна. По некоторым характеристикам она превзойдет предыдущую — Ту-99МС. Но насколько, такие сведения компания «Туполев» пока не приводит.
Понятно, что несколько улучшатся силовые показатели в связи с установкой новых двигателей. Как минимум возрастет дальность полета и боевая нагрузка.