Назвать сенсацией обнаружение контейнера с атомным реактором подводной лодки К-19 в заливе Амбросиева в Карском море можно разве что с большой натяжкой. Да и специалисты отряда «Центроспас» МЧС России, которые нашли этот «объект», говорят о том, что поиск был плановым, речь идёт о гидролокационной съёмке, последующем визуальном осмотре, проведении спектрального анализа, забора растительного материала.
В этом районе только в Новоземельской впадине в разные годы были захоронены тысячи опасных радиоактивных объектов после испытаний ядерного оружия, в том числе покоится на дне и АПЛ К-27. Сейчас речь идёт о формировании реестра подводных потенциально опасных объектов, затопленных во внутренних водах и территориальном море России. Сейчас в этом «черном списке» числится более 24000 единичных объектов — твёрдые радиоактивные отходы, химические вещества и боеприпасы. Их может быть и больше — в советские времена Новая Земля была крупным испытательным полигоном, а «осколки» топили неподалёку, благо, что глубина позволяет.
Найти ядерный реактор К-19, первого советского атомного ракетоносца, с борта научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» было, действительно, не так уж сложно. Его планово затопили в Карском море, следовательно и координаты захоронения сохранились. К слову, рубку этой легендарной подлодки и сейчас можно увидеть на берегу Пяловского водохранилища в районе подмосковных Мытищ — её выкупил у завода «Нерпа» бизнесмен Владимир Романов, который служил на ней матросом. Сейчас это мемориал и памятник погибшим морякам, а ещё место встречи выживших бывших подводников К-19.
Эту лодку за многочисленные аварии на флоте прозвали «Хиросима», да ещё при спуске на воду бутылка шампанского не разбилась — дурная примета. При этом в составе ВМФ К-19 пробыла почти тридцать лет, прошла 332396 морских миль, выполнила 6 боевых служб, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных атак, сталкивалась с американской субмариной Gato в Баренцевом море, не раз горела и имела проблемы с реактором. В общем, боевая подлодка, которая в итоге заслуженно вышла на «пенсию» и была штатно утилизирована с последующим затоплением реактора.
Вот ещё один небольшой факт, связанный с К-19. Её закладка состоялась 17 октября 1958-го, а уже через год лодку спустили на воду, через 9 месяцев подняли на ней Военно-морской флаг, и 12 ноября 1960 был подписан приёмный акт о завершении государственных испытаний — подлодка вступила в состав ВМФ. Уже 4 июля 1961 года К-19 отправилась в первый боевой поход. Немыслимые по нынешним временам сроки!
«Найденный» сейчас реактор К-19, не единственный фрагмент с ядерным излучением — на дне Мирового океана покоятся как минимум семь атомных подводных лодок, которые никто поднимать не собирается. Насколько опасны эти объекты, как для окружающей среды, так и для людей? Можно вспомнить и про АПЛ «Комсомолец», которая даже упокоенная на дне всё ещё представляет опасность для окружающей среды. Её российские экспедиции обследовали в 1990-х и 2007 году, подтвердив радиоактивные выбросы из реактора, но их фон не вызывал опасений.
В 2019 году совместная российско-норвежская экспедиция на исследовательском судне GO Sars зафиксировала примерно такие же показатели излучения, но они были преподнесены как чрезвычайно опасные. Специалисты усомнились, ведь глубина затопления лодки служит своеобразным саркофагом, а выделяемые радиоактивные вещества быстро растворяются в воде.
По мнению бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова, «Комсомолец», как другие подлодки или их реакторы лучше оставить на дне моря — там они представляют меньшую опасность, чем при попытке подъема. «Океан сам по себе хорошая защита», — высказался адмирал, который руководил операцией по спасению атомной подлодки «Курск».
«Комсомолец» — одна из семи атомных подводных лодок, которые лежат на дне Мирового океана. Поднять удалось лишь «Курск», но там глубина затопления была 108 метров (длина самой АПЛ составляла 154 метра), что позволяло провести операцию по ее подъему. Была ещё одна попытка подъема затонувшей подводной лодки — дизельной К-129, на борту которой находились ядерные баллистические ракеты. Она пропала при невыясненных обстоятельствах во время боевой службы в марте 1968 года у Гавайских островов (предположительная версия — срабатывание двигателя одной из ракет). Её обнаружили американцы на глубине более пяти километров и спустя шесть лет провели секретную операцию по ее подъему. Однако корпус лодки развалился, и извлечь удалось лишь фрагмент носовой части — ракеты и секретные коды американцам так и не достались. Дальнейшие попытки по подъему были прекращены. Информация о затонувшей К-129, на борту которой находился экипаж в количестве 98 человек, оставалась засекреченной в течении 30 лет.
Список потерь атомных подводных лодок открыли США. 10 апреля 1963 года затонула ПЛА Thresher — первая субмарина нового класса «Пермит» с опытной ядерно-энергетической установкой. Погибли 112 военных моряков и 17 гражданских специалистов. Ее испытания проводились в северной Атлантике в 220 милях к востоку от Бостона. Фрагменты корпуса были обнаружены на глубине 2600 метров. Второй потерей стала ПЛА Scorpion, с одним реактором и двумя торпедами «Астор» в ядерном снаряжении. Она погибла при невыясненных обстоятельствах 22 мая 1968 года со всем экипажем в составе 99 подводников во время несения боевой службы в районе Азорских островов в центральной Атлантике. Фрагменты корпуса обнаружены на глубине 3600 метров.
Советские АПЛ тонули чаще — в числе безвозвратных потерь четыре подлодки. 12 апреля 1970 года во время учений потерпела аварию и затонула в Бискайском заливе на глубине 4680 метров лодка К-8 (проект 627А «Кит»). Погибло 52 подводника. 6 октября 1986 года затонула АПЛ К-219 (21-я по счету проекта 667А «Навага») — трагедия произошла в центральной Атлантике в Саргассовом море. Взорвались компоненты ракетного топлива. Погибло 4 человека, остальные члены экипажа были эвакуированы, однако сама лодка ушла ко дну и лежит на глубине 5500 метров.
Атомная подлодка К-27, получившая негласное прозвище «Нагасаки», была затоплена в сентябре 1982 года в Карском море у восточного побережья Новой Земли на глубине 33 метра. Этому предшествовала авария реактора 24 мая 1968 года, в результате которой погибло 9 человек. Упомянутая АПЛ К-278 «Комсомолец» (единственная лодка проекта 685 «Плавник») затонула 7 апреля 1989 года — после пожара в одном из отсеков всплыла, но, потеряв плавучесть, затонула у острова Медвежий в Норвежском море на глубине 1680 метров. В последующем, спустя несколько лет, ее загерметизировали специальным твердеющим составом прямо на дне. По оценкам российских специалистов опасности лодка не представляет.
Уже в нынешние времена российский флот лишился двух АПЛ при трагических обстоятельствах. Это подлодка «Курск», которая погибла со всем экипажем в 118 человек 12 августа 2000 года, а её уцелевший корпус, за исключением разрушенного первого торпедного отсека, был поднят со дна. И еще лодка К-159 (проект «Кит», прослужившая с 1963 года), которая затонула 30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке к месту утилизации. Во время трагедии погибло 9 человек технического экипажа.
Судить об опасности затопленных на глубине АПЛ, ядерных реакторов и радиоактивных элементов достаточно сложно. С одной стороны, это как мина замедленного действия — пусть и заглушенный реактор, но он может в какой-то момент сдетонировать. С другой — радиоактивный фон не вызывает особых опасений из-за достаточно большой глубины затопления. Вероятно, что необходимы дополнительные обследования объектов и более надежная их консервация специальными составами. Образно говоря, ядерные «находки» на морском дне нужно замуровать в бетон, чтобы не фонили и не было доступа к их ядерной составляющей.