Независимые военные эксперты обсуждают детали нахождения в украинском небе F-16. Даже на Западе относятся к появлению американских истребителей со скепсисом, считая, что переломить ход военных действий с пользу истощенных и деморализованных ВСУ они не смогут.
Поставки самолетов заняли больше года, отмечает итальянское агентство по военному консалтингу Rivista Italiana Difesa (RID). В интервью, опубликованном в кулуарах саммита НАТО в Вашингтоне 10 июля, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что в тот самый момент правительства Дании и Голландии инициировали процесс передачи F-16 Украине.
Поставлены, в частности, 6 из 24 самолетов, обещанных Голландией, согласно заявлениям Блинкена. За ними последуют самолеты Дании, которая предоставит в общей сложности 19 истребителей.
Помимо этих двух стран, напомним, Бельгия и Норвегия также недавно подтвердили свое обязательство отправить F-16 в Киев: правительство Брюсселя 28 мая подписало двустороннее соглашение с Украиной о поставке в общей сложности 30 истребителей; 10 июля вместо этого норвежское правительство выпустило заявление, в котором объявило, что Норвегия пожертвует Киеву уже в этом году 6 самолетов.
Таким образом, в общей сложности будет около 80 самолетов, поставки продолжатся в этом году и в 2025 году и будут завершены лишь в 2028 году, пишет RID.
Правда, до сих пор неясно, когда переданные Украине истребители смогут подняться в небо, пишет Bloomberg со ссылкой на собеседников в военных кругах.
— Неясно, смогут ли украинские пилоты, обученные в последние месяцы западными союзниками, немедленно применить эти самолеты или этот процесс займет больше времени, — говорится в статье Bloomberg. То есть истребители пока будут простаивать на авиабазах.
Польский генерал-майор Томаш Дзюбак, бывший инспектор ВВС, говорит в интервью изданию Defence24, что истребители F-16 будут использоваться не на максимум. И дело не только в пилотах.
— По имеющимся данным, речь идет о небольшом количестве, четырех-шести самолетах, недавно появилась информация, что на всю Украину только шесть обученных пилотов, — говорит Дзюбак.
— С четырьмя или шестью самолетами никто не сможет одержать победу в воздухе, даже локальную!
Польский генерал считает, что ВСУ потратят очень много времени, чтобы синхронизировать работу F-16 с системами Patriot для обмена данными. Только таким образом можно будет применять американские истребители, чтобы бороться с российскими бомбардировщиками.
Также у украинцев не хватает наземного обслуживающего персонала для F-16, а также специалистов для планирования миссий. Генерал Дзюбак ссылается на польский опыт:
— F-16 требует очень детального планирования миссии, внедрения в компьютерные системы разведывательных данных.
В системы обороны передаются пакеты информации об угрозах и т. д., — говорит Дзюбак.
— Если же украинские F-16 будут использоваться таким образом, как сейчас МиГ-29, при очень ограниченном и гораздо более простом планировании, то Киев не сможет в полной мере использовать их потенциал.
Обучение использованию многоцелевых истребителей — это не только подготовка пилотов. Украинские летчики, вернувшиеся из США после многомесячного обучения, в какой-то степени умели управлять самолетами, но до сих пор не умеют пользоваться всеми их тактическими возможностями.
Это включает планирование миссии и так называемый дебрифинг (разбор полетов), правильный выбор и использование вооружения и многое другое, говорит генерал Дзюбак.
— С чисто тактической точки зрения, если оторваться от политической реальности, Украина должна сначала иметь 24−30 самолетов. Если бы они были введены одновременно, это дало бы возможность получить действительно мощный эффект. А поставка небольшого количества нынешних самолетов может иметь только политическое значение, — констатирует Дзюбак.
— Введение самолетов «капельно», по четыре-шесть штук не даст никакого эффекта на оперативном уровне. Использование F-16 по принципу «взлетай и летай», конечно, — это полная примитивизация.
После распада Советского Союза Украина не ввела в строй ни одного нового боевого самолета. Сегодня самолетам украинских ВВС по 35−40 лет, за это время они не претерпели масштабной модернизации, состоящей из замены радаров или управляемого вооружения «воздух — воздух».
Генерал Дзюбак говорит, что возможные поставки Mirage 2000 и Gripen тоже ситуацию в небе над Украиной не изменят. Их тактические особенности отличаются от F-16, так что потребуют абсолютно нового обучения пилотов и наземного персонала.
При этом, как подчеркивает Defence24, поставленные ВСУ американские самолеты станут приоритетной целью для российской истребительной авиации. Уже объявлены награды за уничтожение вражеских F-16. Для этого могут быть переброшены ближе к границе Су-57.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».