Отечественную автомобильную промышленность можно ругать, применять по отношению к ней разные словесные обороты не письменного характера, но уважать мы его обязаны, хотя бы из-за того, что большая часть импортных «фишек» когда-то были украдены у ведущих российских инженеров и тому есть масса документальных подтверждений, а дело было так.
Как-то повадились басурмане закордонные на экскурсии приезжать в Советский Союз, встречали их хорошо, водили по различным мероприятиям, да по выставкам. Вот таким образом и довели японскую делегацию Honda до самого известного на весь Советский Союз дизайн - центра ВАЗ, откуда прагматичные японцы «увели» дизайнерские разработки инженера А. Белякова, который на тот момент работал над новым внешним видом для автомобиля Нива. Вскоре, после возвращения к себе на родину, Honda представила миру компактный кроссовер Honda HR-V, в котором без особых усилий угадывались мотивы советской инженерии, вот только доказать момент плагиата было не возможно. Дело в том, что наработки Белякова не имели никакой привязки ни к одной известной платформе. Но, ведь не зря земля русская славится своими талантами и находчивостью. Так на свет появилась всем известная Нива 2123 не менее талантливого дизайнера В. Сёмушкина, которая с достоинством смогла заменить на российском рынке украденную японцами старшую сестру.
В конце восьмидесятых прошлого века на коварный крючок плагиата попалась и Lada Калина. На тот момент ведущие дизайнеры ВАЗа вели работу над техническим решением задней оптики для Ладушки. В 1989 году тольяттинский производитель тесно сотрудничал с итальянской инжиниринговой компанией ItalDesign, которая славилась на весь мир своими дизайнерскими решениями и креативным подходом к поставленной задаче. Сотрудничество России и дружественной Италии базировалось над совместным проектом А-93. В рабочем процессе велись самые горячие дебаты относительно внешнего вида и дизайнерского решения относительно вертикальных задних фар Калины. Итальянцы раскритиковали эту идею на корню, а ВАЗовский технолог Л. Вайнштейн поддержал протест иностранных коллег, ссылаясь на то, что нерентабельное и уж слишком затратное это предложение. Каково же было удивление тольяттинских инженеров, когда спустя два года свои вертикальные фары они обнаружили на новеньком итальянском автомобиле Fiat Punto 1991 года.
Когда человечество пережило Миллениум, в 2002 году АвтоВАЗ решил раз и навсегда покончить с морально устаревшим и поднадоевшим всем Жигуленком, что и привело его к созданию Неоклассики под порядковым индексом 2151. Все было бы хорошо, новый привлекательный дизайн, компоновка с уже знакомыми деталями и налаженное производство на родном конвейере. Все вышеперечисленные факторы делали ВАЗ 2151 Неоклассику вполне доступным автомобилем по приемлемой цене. Над внешним презентабельным видом автомобиля, работал дизайнер Михаил Зубков. Он смог придать металлическому творению характерный, вполне солидный и въедающийся в память образ. Но, по иронии судьбы кто-то из руководства узрел что-то не родное и давно устаревшее в Неоклассике. После чего поступил приказ, переделать ее на более привычную для нашего глаза угловатую «четверку». А, вот зарубежный автопром не побрезговал отвергнутым АвтоВАЗовским решением и в этом же году свет увидели Opel Vectra, Ford Fusion и Fiat Stilo. Все эти зарубежные модели своими новенькими личиками уж больно здорово походили на российскую Неоклассику 2151.
Очередной удар грубым плагиатам по больному самолюбию АвтоВАЗа нанесла компания Mitsubishi. В преддверии Московского Международного Автосалона 2012 разразился жуткий скандал. Довольно коварно и подло по отношению к своим российским коллегам поступил известный во всем мире японский производитель, который представил свой новый концепткар Mitsubishi Concept GC PHEV, полностью повторяющий Х-образное лицо российской Lada X Ray, производство линейки, которой запланировано только на конец 2015 года. На вполне обоснованные претензии японцы парировали по философски, заявив, что Х-фейс, это историческая «фишка» восточного направления, и они воспользовались ее логическим продолжением. Вот только не учли в Mitsubishi, что АвтоВАЗ уже научен горьким опытом и все свои разработки научился патентовать. Так, что выход Х-образной линейки Lada X-Ray, Lada X-Ray Cross в России пойдет по плану. А, руководитель московского отделения АвтоВАЗ дизайн - студии Томас Биквуд, работавший над созданием внешнего вида X-Ray, после скандального инцидента таинственным образом исчез с территории России. Впоследствии его обнаружили на должности руководителя Mitsubishi дизайн - центра в Японии, но это уже совсем другая история.