Как сообщили СМИ, «Российское газовое общество» (РГО) по запросу Минэнерго обсудило идею создания системы хранилищ стратегического нефтяного резерва страны.
«Пандемия коронавируса и введенные по всему миру жесткие карантинные меры привели к обвальному снижению мирового спроса на нефть и падению нефтяных цен в первом полугодии 2020 года. В этих условиях резко возросло стратегическое значение нефтехранилищ, и в более выигрышном положении оказались те страны, в которых такие системы хранения нефти хорошо развиты, в частности США и Саудовская Аравия», — говорится в сообщении «Российского газового общества».
По оценкам экспертов РГО, Россия на сегодня отстала в развитии системы нефтехранилищ от многих стран — импортеров и экспортеров нефти, при том, что национальная система подземного хранения газа в России развита очень хорошо. Как считают специалисты, создание аналогичной системы хранения нефти и нефтепродуктов является не только инструментом обеспечения энергетической безопасности, но эффективным и прибыльным бизнесом, который играет все большую роль в регулировании и балансировке мирового нефтяного рынка.
В связи с этим, РГО предлагает создать в стране сеть нефтехранилищ, способную хранить как минимум стратегический запас нефти в объеме не менее 10% от объема годовой добычи нефти в РФ.
«С учетом имеющихся в России опыта и технологий создания подземных хранилищ нефти в кавернах каменной соли, именно такой подход мог бы использоваться при реализации долгосрочного плана создания и развития нефтехранилищ. Он также является достаточно эффективным с экономической точки зрения», — уверены в РГО.
По мнению президента РГО Павла Завального, создание системы стратегических и коммерческих нефтехранилищ в принципе может стать инструментом снижения негативных эффектов от вынужденного сокращения добычи нефти и консервации скважин. Кроме того, это позволит создать рыночный инструмент повышения гибкости российской нефтедобычи в условиях высокой неопределенности перспективного спроса на нефть и необходимости ручного регулирования мирового рынка.
Организация уже обратилась к крупнейшим нефтегазовым компаниям с предложением принять участие в изучении проблемы, а также рассчитывает на поддержку в этом вопросе Министерства энергетики.
Как пояснил «Интерфаксу» исполнительный директор РГО Роман Самсонов, на создание таких хранилищ с нуля потребуется 10−12 лет, что достаточно долго, а кроме того, считается, что это «дорогое удовольствие». По его словам, тема поднималась неоднократно, но каждый раз откладывалась.
«Мы изучили, в чем, собственно, проблема, и пришли к выводу, что дело в регуляторной сфере. Не было такой государственной задачи — о создании таких стратегических хранилищ», — сказал он.
Между тем, по его словам, эффективно с экономической точки зрения в качестве подземных хранилищ нефти могли бы использоваться каверны каменной соли, а кроме того, истощенные нефтегазовые месторождения, которые уже не используются. Эксперт полагает, что создание государственной программы и уход от бюрократических препон позволят создать хранилища нефти и нефтепродуктов на базе существующих объектов за 3−5 лет.
В РГО считают, что необходим резерв в объеме 10−20% от текущей годовой добычи, но для детального ответа на этот вопрос необходимо привлечение к исследованию недропользователей.
Роман Самсонов считает, что компании-недропользователи, могут участвовать в таких проектах как операторы или пользователи, однако система хранения должна быть государственной.
Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова считает, что необходимость в дополнительных хранилищах зависит от ситуации на нефтяном рынке.
— Пока рынок профицитный, свободные емкости востребованы. Как только на мировом рынке возникает дефицит нефтяного сырья, ситуация кардинально меняется. Разворачивание большого объема новых емкостей в этой связи может быть избыточным в будущем. Кроме того, компании взяли на себя обязательства по ограничению нефтедобычи, и строительство новых емкостей не повлияет на сокращение исполнения их обязательств.
Следует отметить, что углеводороды эффективнее добывать в период высоких цен, а вот инвестировать накопленную прибыль в строительство резервуарных парков, которые необходимо будет обслуживать, но нельзя будет использовать в связи с обязательствами и стагнацией мирового потребления, — наоборот, неэффективно.
Ведущий аналитик QBF Олег Богданов отмечает, что стратегические резервы обычно создаются в странах с отрицательным нефтяным балансом.
— Когда потребление ресурса превышает его добычу, недостающую нефть приходится импортировать. Так делают, например, в США, где потребление нефти приблизительно на 10 млн. баррелей превышает добычу в стране. Стратегические резервы в Штатах покрывают около 2,5 месяца потребления ресурса на случай прекращения импорта. Такая потребность в США возникла после нефтяного кризиса 1973 года.
В России совершенно другая ситуация. Мы потребляем значительно меньше нефти, чем добываем. Нет необходимости создавать специальные мощности для хранения добытого ресурса. Можно просто его оставить в земле, то есть не добывать. В России существует оперативно-стратегический резерв, который необходим государству для решения различных экономических и военных задач.
Руководитель Инвестиционного клуба Александр Воронков также обращает внимание на то, что создание таких хранилищ должно быть обосновано.
— Последний кризис проявил две объективные причины для такого шага. С одной стороны, это ожидание повышения цен на нефть, как бы парадоксально это ни звучало. Хранилища нужны, чтобы создать высокое предложение в период хорошей цены.
С другой стороны, хранилища — это превентивная мера против падения цены на нефть. Мы наблюдали, как нефтедобывающие компании, потеряв рынок сбыта и возможность хранить продукт, были вынуждены колоссально снижать цену. Тех хранилищ, что есть, просто не хватило в условиях предложения, превышающего спрос. Поэтому и возникла острая необходимость в создании хранилищ в стратегических масштабах.
«СП»: — Так ли необходима подобная система в нефтедобывающей стране?
— Система стратегического нефтяного резерва, безусловно, будет полезна с точки зрения возможности поддержания адекватной цены. С одной стороны, хранилища можно закачать дешевой нефтью в период предложения, превышающего спрос. С другой, — наличие достаточного количества хранилищ не позволит уронить цену слишком сильно.
«СП»: — Известно, что, например, в США и ряде других стран есть подобные системы. С чем связано отставание России в создании таких систем?
— Здесь нужно понимать, что экономика США и целого ряда стран целиком завязана на нефтяной сектор. При этом объемы расходов нефти и нефтепродуктов в разы превышают расходы многих стран мира. Поэтому в тех же США нефтяной кризис сопряжен с экономической катастрофой. Логично, что государства перестраховались, создав соответствующие хранилища. В нашей стране экономика демонстрирует стабильность и рост относительно недавно. Раньше у государства просто не было ресурсов для создания такого рода хранилищ. Поэтому вопрос об их создании встал только сейчас.
«СП»: — Как быстро можно создать такую систему?
— В свете сложившейся ситуации вряд ли проект встретит какие-либо препятствия в оформлении или исполнении. Вероятнее всего, скорость осуществления поставленных задач будет зависеть исключительно от технической составляющей вопроса.
«СП»: — Какой объем стратегических запасов нефти необходим России?
— Ещё в 2002 году начались первые обсуждения создания нефтяных хранилищ. Тогда речь шла о 5 млн. тонн. Позже к этому вопросу возвращались в 2012—2013 годах. В тот период разговор шел о создании резерва на 15 млн. тонн запаса. Сегодня объем затрат значительно выше, поэтому хранилища должны вмещать около 25−30 млн. тонн. В США на сегодняшний день объемы хранилищ кратно больше.
«СП»: — Что важнее иметь в резервных хранилищах: нефть или нефтепродукты?
— Важнее иметь нефть в своих хранилищах, никаких сомнений. Нефть — универсальное сырье, из которого можно создать необходимый на текущий момент продукт. Если хранить нефтепродукты, можно попасть в неприятную ситуацию, связанную с отсутствием спроса на тот или иной продукт.
«СП»: — Это должен быть государственный резерв, купленный государством у частных компаний для государственных нужд? Или это хранилища, где частные компании хранят излишки (запасы) и выбирают их по мере необходимости, в том числе для дальнейшей продажи?
— Вероятнее всего, это будет государственная или полугосударственная структура. При этом коммерческие организации будут взаимодействовать с государством, получая возможность хранить излишки нефти за определенный процент или в каком-либо другом ключе. Безусловно, хранилища не могут быть полностью коммерческими.
«СП»: — За чей счет в таком случае должны строиться хранилища — государства или нефтяных и перерабатывающих компаний? Кто должен обеспечивать их безопасность?
— Если структура будет полностью государственной, то и расходы будет нести целиком государство. Если система будет полугосударственной, то здесь возможны варианты привлечения ресурсов нефтяных компаний при государственном контроле.
Новости экономики: Тайные переговоры по «Северному потоку-2»: Зачем посланник Путина летал в Берлин
Нефть и газ: И. Сечин: COVID-19 приведет «Роснефть» к мировому господству