Киев и Варшава добивают «Газпром» трубами - «Экономика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Киев и Варшава добивают «Газпром» трубами - «Экономика»
    2-02-2020, 00:01
    Экономика
    Редактировать


    «Нафтогаз» продолжает с успехом выкручивать руки «Газпрому». С 1 января транзит российского газа по украинской трубе в Европу подорожал на 2%. Об этом 31 января сообщил РБК со ссылкой на проект договора между компаниями.

    Ранее тариф на прокачку не раскрывался. Теперь же выяснилось, что стоимость прокачки составит $ 31,72 за тысячу кубометров с учетом всех налогов и сборов. Тариф рассчитан по ставке $ 2,66 за тысячу кубов на 100 км, и из расчета протяженности ГТС 1192,48 км.

    В 2019-м ставка составляла $ 2,61 за тысячу кубометров на 100 км. Казалось бы, разница с действующим тарифом невелика. Но дьявол, как обычно, в деталях.

    Ставка транзита в новом контракте зафиксирована на весь срок его действия — на пять лет. В предыдущем, который действовал с 2009 до 2019-го, ставка не была фиксированной — она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки.


    Это уже минус для «Газпрома». Но куда хуже другое.

    В контракте сказано: если «Газпром» решит нарастить поставки в Европу через Украину сверх установленных объемов (65 млрд. куб. м в 2020-м и по 40 млрд. в 2021—2024 годах), концерну придется бронировать дополнительные мощности в украинской ГТС. В этом случае в договоре предусмотрены повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц — в 1,2 раза, на сутки — в 1,45 раза. То есть максимальный рост ставки составит до 45%.

    Это уже настоящий грабеж, другого слова не подобрать.


    И еще это — вполне вероятный сценарий. В мае 2020 года истекает транзитный договора «Газпрома» с Польшей по газопроводу Ямал-Европа. Его проектная мощность — 32,9 млрд. кубометров в год. Если поляки упрутся, и не захотят продлевать договор, дополнительные мощности на украинском направлении могут потребоваться «Газпрому» уже во второй половине 2020 года.

    Покладистости от поляков, понятно, ждать не приходится. В августе 2019-го уполномоченный польского правительства по стратегической инфраструктуре Петр Наимский сообщал, что Польша намерена пересмотреть условия прокачки по трубе Ямал-Европа. По его словам, через Польшу ежегодно прокачивается в сторону Германии 29 млрд. кубометров российского газа, но оплата транзита производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь 21 млн. злотых (примерно $ 5,4 млн.).

    То есть, поляки тоже очень хотят погреть руки на транзите.

    Причем, и полякам, и украинцам ясно: хваленый «Северный поток-2», ввод в эксплуатацию которого из-за санкций отложен минимум на год, «Газпрому» в такой ситуации не поможет.

    Похоже, «Газпром» подписал транзитный контракт с «Нафтогазом» на не просто невыгодных условиях, а на супер-невыгодных.

    Ранее сообщалось, что Украине удалось «вшить» в транзитное соглашение очень неоднозначное условие. В контракте прописано, что «Газпром» ежедневно должен подавать заявку на прокачку 178 млн. кубометров газа через Украину, и даже если реальные объемы оказываются меньше, деньги все равно выплачиваются — действует условие «качай или плати» (для понимания: в соглашении к договору 2009 года разбивка объемов шла поквартально).

    В результате, в январе «Газпром» недокачает прописанные в контракте объемы газа — но платить все равно будет за 178 миллионов кубов в сутки. А в те периоды, когда «Газпрому» придется прокачивать через украинскую трубу больше, чем 178 миллионов кубов, за это придется доплачивать: покупать дополнительные мощности.

    Добавьте сюда задранный к небесам тариф на прокачку дополнительных объемов — и станет очевидным: Киев будет обдирать «Газпром», как липку.

    И тут возникает резонный вопрос: как получилось, что грозные заявления главы концерна Алексея Миллера, что Украина останется вообще без транзита, превратились в кабальные условия по транзиту для России? Ответа на него нет, есть только версии.

    Самая правдоподобная — Запад таким образом «нагнул» Кремль. И де-факто заставил выплатить Украине репарации за события 2014 года — и невыгодным транзитом, и решениями по газовым спорам Стокгольмского арбитража.

    «Национальному достоянию» в такой ситуации остается одного: платить да помалкивать.

    — Украинская сторона давно настаивала, что тариф на прокачку необходимо поднять, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — «Газпром» возражал: тариф через Украину и по прежнему договору был самый высокий из всех альтернативных маршрутов.

    На деле, повышение тарифа на 2% - это разумный компромисс. Все прекрасно понимают, что украинский транзит будет постепенно сокращаться. А раз так — новый повышенный тариф можно как-то перетерпеть.

    «СП»: — Но тариф может повыситься на 45% при перекачке, плюс при этом «Газпрому» придется докупать дополнительные мощности. Это кабальные условия?

    — Ну, что же: «Газпром» эти условия знает. Будем надеяться, что особой перекачки — и переплаты — все-таки не будет. Компания прекрасно понимает, что ей превышение объемов на украинском направлении невыгодно.

    Замечу, к моменту истечения нового контракта и 40 млрд. кубометров транзита через Украину будет трудно набрать. К тому времени заработают на полную мощность «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Думаю, ближе к 2024 году через Украину будут даже недокачивать газ. Хотя, понятно, все зависит от того, вырастут ли закупки Европой российского голубого топлива.

    «СП»: — Насколько Польша осложняет ситуацию с украинским транзитом?

    — Газопровод Ямал-Европа проходит по территории Белоруссии, и там он принадлежит «Газпрому» на 100%. Соответственно, для белорусского участка был установлен максимально низкий тариф, который концерн устраивал.

    Что же касается польского участка трубы, там «Газпрому» принадлежит 48% ГТС. Но поскольку деньги на строительство в Польше привлекались через российский «Газпромбанк», концерну также удалось продавить низкий тариф.

    Теперь поляки настаивают, чтобы тариф был больше. Но тонкость ситуации в том, что часть этих тарифных платежей — те самые 48% - получит сам «Газпром», как акционер польской газотранспортной компании.

    Так что разногласия с Польшей не являются какой-то катастрофой: позиции сторон понятны, и компромисс наверняка будет найден.

    «СП»: — Как сейчас выглядит стратегия «Газпрома» по европейским поставкам?

    — Она вполне очевидная: «Газпром» будет больше качать по тем газопроводам, где является акционером. А поскольку в украинской ГТС у российского концерна вообще нет доли, он будет стараться минимизировать поставки через Украину.

    «СП»: — Можно ли сказать, что из всех транзитных соглашений «Газпрома» украинский — самый невыгодный?

    — Да, это подтверждает сам «Газпром».


    «СП»: — Тем не менее, Запад успешно заталкивает нас в украинскую трубу?

    — Запад декларирует, что Украина — чудесная страна, которая строит демократию. А значит, надо ей помогать — прежде всего, за счет России.

    «СП»: — Когда эта ситуация изменится?

    — Надеюсь, до конца 2020 года, когда будет достроен «Северный поток-2». Понятно, газопровод не сразу выйдет на полную мощность — думаю, это займет пару-тройку лет.

    — Контракт, подписанный «Газпромом», позволил избежать самого негативного сценария — сбоя поставок в Европу, — считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Вот это было бы серьезнейшим ударом по позициям российского газа на европейском рынке, и по его позициям в европейском энергетическом балансе в целом. А эти позиции, на деле, очень сложно переоценить.

    Да, условия, на которых «Газпром» в итоге подписал соглашение, блестящими не назовешь. Но они, на мой взгляд, вполне приемлемые. Главное, они позволяют прокачивать через украинскую территорию объемы газа, необходимые для исполнения долгосрочных поставок в Европу. И при этом сохранить ставку за тариф на более-менее низком уровне.

    Здесь надо понимать: гибкая система, навязанная украинской стороной, при которой повышается тариф и приходится докупать газотранспортные мощности, делает договор с «Нафтогазом» еще более невыгодным для наращивания поставок. Это стимулирует «Газпром» к использованию альтернативных маршрутов. А это идет в минус, прежде всего, долгосрочным перспективам самой ГТС Украины.

    Новости экономики: На Украине истощились запасы газа

    Нефть и газ: «Северный поток-2»: Немцы зачислили трубу «Газпрома» в разряд «пропавших без вести»


    «Нафтогаз» продолжает с успехом выкручивать руки «Газпрому». С 1 января транзит российского газа по украинской трубе в Европу подорожал на 2%. Об этом 31 января сообщил РБК со ссылкой на проект договора между компаниями. Ранее тариф на прокачку не раскрывался. Теперь же выяснилось, что стоимость прокачки составит $ 31,72 за тысячу кубометров с учетом всех налогов и сборов. Тариф рассчитан по ставке $ 2,66 за тысячу кубов на 100 км, и из расчета протяженности ГТС 1192,48 км. В 2019-м ставка составляла $ 2,61 за тысячу кубометров на 100 км. Казалось бы, разница с действующим тарифом невелика. Но дьявол, как обычно, в деталях. Ставка транзита в новом контракте зафиксирована на весь срок его действия — на пять лет. В предыдущем, который действовал с 2009 до 2019-го, ставка не была фиксированной — она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки. Это уже минус для «Газпрома». Но куда хуже другое. В контракте сказано: если «Газпром» решит нарастить поставки в Европу через Украину сверх установленных объемов (65 млрд. куб. м в 2020-м и по 40 млрд. в 2021—2024 годах), концерну придется бронировать дополнительные мощности в украинской ГТС. В этом случае в договоре предусмотрены повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц — в 1,2 раза, на сутки — в 1,45 раза. То есть максимальный рост ставки составит до 45%. Это уже настоящий грабеж, другого слова не подобрать. И еще это — вполне вероятный сценарий. В мае 2020 года истекает транзитный договора «Газпрома» с Польшей по газопроводу Ямал-Европа. Его проектная мощность — 32,9 млрд. кубометров в год. Если поляки упрутся, и не захотят продлевать договор, дополнительные мощности на украинском направлении могут потребоваться «Газпрому» уже во второй половине 2020 года. Покладистости от поляков, понятно, ждать не приходится. В августе 2019-го уполномоченный польского правительства по стратегической инфраструктуре Петр Наимский сообщал, что Польша намерена пересмотреть условия прокачки по трубе Ямал-Европа. По его словам, через Польшу ежегодно прокачивается в сторону Германии 29 млрд. кубометров российского газа, но оплата транзита производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь 21 млн. злотых (примерно $ 5,4 млн.). То есть, поляки тоже очень хотят погреть руки на транзите. Причем, и полякам, и украинцам ясно: хваленый «Северный поток-2», ввод в эксплуатацию которого из-за санкций отложен минимум на год, «Газпрому» в такой ситуации не поможет. Похоже, «Газпром» подписал транзитный контракт с «Нафтогазом» на не просто невыгодных условиях, а на супер-невыгодных. Ранее сообщалось, что Украине удалось «вшить» в транзитное соглашение очень неоднозначное условие. В контракте прописано, что «Газпром» ежедневно должен подавать заявку на прокачку 178 млн. кубометров газа через Украину, и даже если реальные объемы оказываются меньше, деньги все равно выплачиваются — действует условие «качай или плати» (для понимания: в соглашении к договору 2009 года разбивка объемов шла поквартально). В результате, в январе «Газпром» недокачает прописанные в контракте объемы газа — но платить все равно будет за 178 миллионов кубов в сутки. А в те периоды, когда «Газпрому» придется прокачивать через украинскую трубу больше, чем 178 миллионов кубов, за это придется доплачивать: покупать дополнительные мощности. Добавьте сюда задранный к небесам тариф на прокачку дополнительных объемов — и станет очевидным: Киев будет обдирать «Газпром», как липку. И тут возникает резонный вопрос: как получилось, что грозные заявления главы концерна Алексея Миллера, что Украина останется вообще без транзита, превратились в кабальные условия по транзиту для России? Ответа на него нет, есть только версии. Самая правдоподобная — Запад таким образом «нагнул» Кремль. И де-факто заставил выплатить Украине репарации за события 2014 года — и невыгодным транзитом, и решениями по газовым спорам Стокгольмского арбитража. «Национальному достоянию» в такой ситуации остается одного: платить да помалкивать. — Украинская сторона давно настаивала, что тариф на прокачку необходимо поднять, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — «Газпром» возражал: тариф через Украину и по прежнему договору был самый высокий из всех альтернативных маршрутов. На деле, повышение тарифа на 2% - это разумный компромисс. Все прекрасно понимают, что украинский транзит будет постепенно сокращаться. А раз так — новый повышенный тариф можно как-то перетерпеть. «СП»: — Но тариф может повыситься на 45% при перекачке, плюс при этом «Газпрому» придется докупать дополнительные мощности. Это кабальные условия? — Ну, что же: «Газпром» эти условия знает. Будем надеяться, что особой перекачки — и переплаты — все-таки не будет. Компания прекрасно понимает, что ей превышение объемов на украинском направлении невыгодно. Замечу, к моменту истечения нового контракта и 40 млрд. кубометров транзита через Украину будет трудно набрать. К тому времени заработают на полную мощность «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Думаю, ближе к 2024 году через Украину будут даже недокачивать газ. Хотя, понятно, все зависит от того, вырастут ли закупки Европой российского голубого топлива. «СП»: — Насколько Польша осложняет ситуацию с украинским транзитом? — Газопровод Ямал-Европа проходит по территории Белоруссии, и там он принадлежит «Газпрому» на 100%. Соответственно, для белорусского участка был установлен максимально низкий тариф, который концерн устраивал. Что же касается польского участка трубы, там «Газпрому» принадлежит 48% ГТС. Но поскольку деньги на строительство в Польше привлекались через российский «Газпромбанк», концерну также удалось продавить низкий тариф. Теперь поляки настаивают, чтобы тариф был больше. Но тонкость ситуации в том, что часть этих тарифных платежей — те самые 48% - получит сам «Газпром», как акционер польской газотранспортной компании. Так что разногласия с Польшей не являются какой-то катастрофой: позиции сторон понятны, и компромисс наверняка будет найден. «СП»: — Как сейчас выглядит стратегия «Газпрома» по европейским поставкам? — Она вполне очевидная: «Газпром» будет больше качать по тем газопроводам, где является акционером. А поскольку в украинской ГТС у российского концерна вообще нет доли, он будет стараться минимизировать поставки через Украину. «СП»: — Можно ли сказать, что из всех транзитных соглашений «Газпрома» украинский — самый невыгодный? — Да, это подтверждает сам «Газпром». «СП»: — Тем не менее, Запад успешно заталкивает нас в украинскую трубу? — Запад декларирует, что Украина — чудесная страна, которая строит демократию. А значит, надо ей помогать — прежде всего, за счет России. «СП»: — Когда эта ситуация изменится? — Надеюсь, до конца 2020 года, когда будет достроен «Северный поток-2». Понятно, газопровод не сразу выйдет на полную мощность — думаю, это займет пару-тройку лет. — Контракт, подписанный «Газпромом», позволил избежать самого негативного сценария — сбоя поставок в Европу, — считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Вот это было бы серьезнейшим ударом по позициям российского газа на европейском рынке, и по его позициям в европейском энергетическом балансе в целом. А эти позиции, на деле, очень сложно переоценить. Да, условия, на которых «Газпром» в итоге подписал соглашение, блестящими не назовешь. Но они, на мой взгляд, вполне приемлемые. Главное, они позволяют прокачивать через украинскую территорию объемы газа, необходимые для исполнения долгосрочных поставок в Европу. И при этом сохранить ставку за тариф на более-менее низком уровне. Здесь надо понимать: гибкая система, навязанная украинской стороной, при которой повышается тариф и приходится докупать газотранспортные мощности, делает договор с «Нафтогазом» еще более невыгодным для наращивания поставок. Это стимулирует «Газпром» к использованию альтернативных маршрутов. А это идет в минус, прежде всего, долгосрочным перспективам самой ГТС Украины. Новости экономики: На Украине истощились запасы газа Нефть и газ: «Северный поток-2»: Немцы зачислили трубу «Газпрома» в разряд «пропавших без вести»

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • «Хорошую бэушную найти трудно. А через 5 лет получим рынок автохлама и криминальных тачек»...
  • «Нештрафуемый порог» в 20 км/ч опять предлагают отменить — срочно потребовались деньги...
  • Другие новости
    up