Расходы 47 российских регионов по итогам первого полугодия превысили их доходы. Суммарный дефицит региональных бюджетов к концу июня составил 213,7 млрд руб. — при том что всего лишь три месяца назад, на конец марта, у регионов был профицит в 341,3 млрд руб. (таким образом, за второй квартал регионы ухудшили финансовый результат на 555 млрд руб.) подсчитали в компании.
Регионам не хватило денег даже с учетом огромных финансовых вливаний со стороны федерального центра — денежная помощь в виде субсидий, дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов составила 1,4 трлн. руб.
При этом самую щедрую федеральную помощь в первом полугодии 2020 года получили Крым (62,6 млрд руб.), Дагестан (56,3 млрд руб.) и Чечня (44,9 млрд руб.) — денежных вливаний было более чем достаточно, в результате эти регионы завершили полугодие с профицитом, отмечается в исследовании.
Но некоторые из списка крупнейших получателей федеральных денег по итогам первого полугодия оказались в перечне регионов с максимальным дефицитом бюджета. Например, Подмосковье получило помощь на сумму 33,3 млрд руб., а дефицит бюджета составил — 55,5 млрд руб. В Татарстане при поддержке в 33,4 млрд руб. бюджетный дефицит оказался — 25,3 млрд руб., а Башкортостане соответственно 38,6 млрд руб. и — 8,21 млрд руб.
Федеральная помощь должна стать более дифференцированной, а самим регионам необходимо использовать более гибкие меры по поддержке занятости и деловой активности, а также в решении главных социальных вопросов, считает доцент кафедры финансов и цен ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Диана Степанова:
— Падение доходов и увеличение расходов региональных бюджетов обусловлено девальвацией рубля, падением цен на нефть и, прежде всего, последствиями вынужденной остановки работы большинства предприятий на фоне пандемии коронавируса. Более 1 000 000 малых и средних предприятий закрылись и в ближайшие год-два не возобновят свою деятельность. В июне 2020 года было признано судами рекордное количество финансово несостоятельных россиян за всю историю наблюдения — 11 500 граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Таким образом, регионы не дополучили в свои бюджеты весомую долю налоговых поступлений, прежде всего налога на прибыль и имущество организаций и граждан, социальных отчислений от ФОТ.
«СП»: — Лидерами по недополучению налогов стали промышленно развитые и финансово обеспеченные регионы — Москва, Московская область, Татарстан. Богатые тоже плачут?
— Это объясняется тем, что в Московском регионе и Татарстане действовали самые жесткие в стране ограничения на работу предприятий. В следствие этого — резкое падение за 2 квартал 2020 прибыли ведущих предприятий. Например, в Татарстане это Татнефть, Камаз, Группа «ТАИФ». Так, последняя, например, уменьшила на 85% выплату налогов с прибыли в бюджет Татарстана за 1 полугодие 2020 г. Также снижению региональных налоговых доходов способствовали региональные меры поддержки бизнеса виде отсрочки уплаты налогов. Были кратно увеличены расходы региональных бюджетов на здравоохранение и прочие социальные нужды, пособия и субсидии предприятиям и семьям.
Но в случае дальнейшего падения свой дефицит данные регионы смогут финансировать за счет накопленных остатков средств на бюджетных счетах. Также промышленные, экономически развитые регионы могут привлечь более дешевые и долгосрочные по сравнению с банковскими кредитами гособлигационные заимствования. Бедные и менее благополучные регионы для покрытия своего бюджетного дефицита вынуждены будут рассчитывать на межбюджетные трансферты или же пытаться прибегнуть к банковскому кредитованию.
Позитивно с профицитом закончили полугодие экономически самостоятельные, финансово независимые регионы, наименее пострадавшие от последствий пандемии регионы, прежде всего Сахалинская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Их экономическая самостоятельность и независимость бизнес-потоков от центральных и соседних регионов, накопленные резервы позволили исполнить бюджеты с профицитом. Существенные и своевременные меры поддержки в данных регионах позволили сохранить бизнес и обеспечить стабильную зарплату.
В Сахалинской области уже не первый год хорошо финансируются полпредством и Министерством развития Дальнего Востока и Арктики проекты развития и социальные объекты. Сахалинский край предоставляет серьезные налоговые преференции компаниям и оказывает до 1 млрд руб. выплат на развитие предпринимательства.
«СП»: — Но с продолжением общего кризиса потери бюджетов будут увеличиваться?
— Пока сложно прогнозировать развитие глубокого бюджетного кризиса в ближайшее полугодие-год. Несмотря на замедление падения ВВП России, повышение финансовых показателей в условиях улучшения макроэкономической ситуации, негативный прогноз преобладает над умеренными и оптимистичными ожиданиями.
Следует согласиться с прогнозами правительства, Минэкономразвития, Банка России, международных организаций, что падение ВВП в 2020 году будет около 5%. А в случае второй волны коронакризиса осенью, то падение ВВП может достигнуть и 7%.
Многие негативные факторы, связанные с пандемией, не будут отражаться на динамике банкротств предприятий и граждан еще около года, как это обычно бывает после острой фазы кризиса, и к весне 2021 года мы, вероятно, увидим рост показателей финансовой несостоятельности российских компаний и семей, многие из которых будут вынуждены инициировать свое банкротство.
К сожалению, прогнозируются в 2021 году кратные потери выпавших доходов бюджета даже тех регионов, кто завершил первое полугодие 2020 года с бюджетным профицитом. Особенно, если усилятся ограничительные меры осенью 2020 года в связи пандемией коронавируса и продолжится падение стоимости энергоресурсов.
В 2021 году бюджетный дефицит ожидается более значительный, в том числе в регионах, зависящих от добычи углеводородов из-за особенностей платежей в бюджет со стороны операторов нефтегазовых проектов: большая часть из них рассчитывается, исходя из средней цены углеводородов в предыдущем году. Остается небольшая надежда на «экономическое чудо» в нашей стране, в связи с ростом цен на энергоносители, улучшением конъюнктуры мирового финансового рынка, прекращением торговой войны США и КНР и прочими позитивными для России сигналами. Но чудо — есть чудо.
«СП»: — А без расчета на чудо — какие ошибки надо учесть и что реально предпринять в этой ситуации?
— В целом, и ранее, и сейчас необходимы с одной стороны, более широкие, а с другой стороны более точечные, адресные меры поддержки бизнеса. Многие отрасли не попали в кризисный список правительства, хотя тоже сильно пострадали от последствий ограничения их деловой активности. До многих предприятий из кризисного списка не дошла финансовая помощь из бюджетов. Необходимы к использованию более системные и гибкие меры регионов, направленные на реализацию мер поддержки занятости и деловой активности, на выплату пособий и зарплат бюджетникам, решение главных социальных вопросов.
Трансферты из федерального в региональные бюджеты необходимо более дифференцировать по регионам так, чтобы обеспечивалась корреляция с глубиной падения собственных доходов регионов.
«СП»: — А что будет с бюджетами граждан, домохозяйств?
— Что касается последствий для граждан, количество завершенных по итогам 2020 года банкротств граждан превысит уровень 2019 года в два раза. Ведь еще до пандемии насчитывалось более миллиона потенциальных российских граждан-банкротов. Сейчас многим семьям временно стабилизировать их финансовое положение помогли отсрочки банков по платежам, кредитные каникулы и реструктуризация кредитов. Но осенью у многих должников по кредитам накопится более 90 дней просроченного долга, и они вынуждены будут инициировать процедуру банкротства при превышении 500 000 руб. задолженности.
Экономический кризис
С 1 сентября власти РФ увеличат выплаты ряду россиян
Росстат: в 2020 году продукты в РФ дорожали втрое быстрее, чем в Евросоюзе
Зюганов: состояние российских регионов вызывает беспокойство
В России решено сделать выплаты на часть детей в возрасте от 16 до 18 лет
(3647)
Расходы 47 российских регионов по итогам первого полугодия превысили их доходы. Суммарный дефицит региональных бюджетов к концу июня составил 213,7 млрд руб. — при том что всего лишь три месяца назад, на конец марта, у регионов был профицит в 341,3 млрд руб. (таким образом, за второй квартал регионы ухудшили финансовый результат на 555 млрд руб.) подсчитали в компании. Регионам не хватило денег даже с учетом огромных финансовых вливаний со стороны федерального центра — денежная помощь в виде субсидий, дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов составила 1,4 трлн. руб. При этом самую щедрую федеральную помощь в первом полугодии 2020 года получили Крым (62,6 млрд руб.), Дагестан (56,3 млрд руб.) и Чечня (44,9 млрд руб.) — денежных вливаний было более чем достаточно, в результате эти регионы завершили полугодие с профицитом, отмечается в исследовании. Но некоторые из списка крупнейших получателей федеральных денег по итогам первого полугодия оказались в перечне регионов с максимальным дефицитом бюджета. Например, Подмосковье получило помощь на сумму 33,3 млрд руб., а дефицит бюджета составил — 55,5 млрд руб. В Татарстане при поддержке в 33,4 млрд руб. бюджетный дефицит оказался — 25,3 млрд руб., а Башкортостане соответственно 38,6 млрд руб. и — 8,21 млрд руб. Федеральная помощь должна стать более дифференцированной, а самим регионам необходимо использовать более гибкие меры по поддержке занятости и деловой активности, а также в решении главных социальных вопросов, считает доцент кафедры финансов и цен ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Диана Степанова: — Падение доходов и увеличение расходов региональных бюджетов обусловлено девальвацией рубля, падением цен на нефть и, прежде всего, последствиями вынужденной остановки работы большинства предприятий на фоне пандемии коронавируса. Более 1 000 000 малых и средних предприятий закрылись и в ближайшие год-два не возобновят свою деятельность. В июне 2020 года было признано судами рекордное количество финансово несостоятельных россиян за всю историю наблюдения — 11 500 граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Таким образом, регионы не дополучили в свои бюджеты весомую долю налоговых поступлений, прежде всего налога на прибыль и имущество организаций и граждан, социальных отчислений от ФОТ. «СП»: — Лидерами по недополучению налогов стали промышленно развитые и финансово обеспеченные регионы — Москва, Московская область, Татарстан. Богатые тоже плачут? — Это объясняется тем, что в Московском регионе и Татарстане действовали самые жесткие в стране ограничения на работу предприятий. В следствие этого — резкое падение за 2 квартал 2020 прибыли ведущих предприятий. Например, в Татарстане это Татнефть, Камаз, Группа «ТАИФ». Так, последняя, например, уменьшила на 85% выплату налогов с прибыли в бюджет Татарстана за 1 полугодие 2020 г. Также снижению региональных налоговых доходов способствовали региональные меры поддержки бизнеса виде отсрочки уплаты налогов. Были кратно увеличены расходы региональных бюджетов на здравоохранение и прочие социальные нужды, пособия и субсидии предприятиям и семьям. Но в случае дальнейшего падения свой дефицит данные регионы смогут финансировать за счет накопленных остатков средств на бюджетных счетах. Также промышленные, экономически развитые регионы могут привлечь более дешевые и долгосрочные по сравнению с банковскими кредитами гособлигационные заимствования. Бедные и менее благополучные регионы для покрытия своего бюджетного дефицита вынуждены будут рассчитывать на межбюджетные трансферты или же пытаться прибегнуть к банковскому кредитованию. Позитивно с профицитом закончили полугодие экономически самостоятельные, финансово независимые регионы, наименее пострадавшие от последствий пандемии регионы, прежде всего Сахалинская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Их экономическая самостоятельность и независимость бизнес-потоков от центральных и соседних регионов, накопленные резервы позволили исполнить бюджеты с профицитом. Существенные и своевременные меры поддержки в данных регионах позволили сохранить бизнес и обеспечить стабильную зарплату. В Сахалинской области уже не первый год хорошо финансируются полпредством и Министерством развития Дальнего Востока и Арктики проекты развития и социальные объекты. Сахалинский край предоставляет серьезные налоговые преференции компаниям и оказывает до 1 млрд руб. выплат на развитие предпринимательства. «СП»: — Но с продолжением общего кризиса потери бюджетов будут увеличиваться? — Пока сложно прогнозировать развитие глубокого бюджетного кризиса в ближайшее полугодие-год. Несмотря на замедление падения ВВП России, повышение финансовых показателей в условиях улучшения макроэкономической ситуации, негативный прогноз преобладает над умеренными и оптимистичными ожиданиями. Следует согласиться с прогнозами правительства, Минэкономразвития, Банка России, международных организаций, что падение ВВП в 2020 году будет около 5%. А в случае второй волны коронакризиса осенью, то падение ВВП может достигнуть и 7%. Многие негативные факторы, связанные с пандемией, не будут отражаться на динамике банкротств предприятий и граждан еще около года, как это обычно бывает после острой фазы кризиса, и к весне 2021 года мы, вероятно, увидим рост показателей финансовой несостоятельности российских компаний и семей, многие из которых будут вынуждены инициировать свое банкротство. К сожалению, прогнозируются в 2021 году кратные потери выпавших доходов бюджета даже тех регионов, кто завершил первое полугодие 2020 года с бюджетным профицитом. Особенно, если усилятся ограничительные меры осенью 2020 года в связи пандемией коронавируса и продолжится падение стоимости энергоресурсов. В 2021 году бюджетный дефицит ожидается более значительный, в том числе в регионах, зависящих от добычи углеводородов из-за особенностей платежей в бюджет со стороны операторов нефтегазовых проектов: большая часть из них рассчитывается, исходя из средней цены углеводородов в предыдущем году. Остается небольшая надежда на «экономическое чудо» в нашей стране, в связи с ростом цен на энергоносители, улучшением конъюнктуры мирового финансового рынка, прекращением торговой войны США и КНР и прочими позитивными для России сигналами. Но чудо — есть чудо. «СП»: — А без расчета на чудо — какие ошибки надо учесть и что реально предпринять в этой ситуации? — В целом, и ранее, и сейчас необходимы с одной стороны, более широкие, а с другой стороны более точечные, адресные меры поддержки бизнеса. Многие отрасли не попали в кризисный список правительства, хотя тоже сильно пострадали от последствий ограничения их деловой активности. До многих предприятий из кризисного списка не дошла финансовая помощь из бюджетов. Необходимы к использованию более системные и гибкие меры регионов, направленные на реализацию мер поддержки занятости и деловой активности, на выплату пособий и зарплат бюджетникам, решение главных социальных вопросов. Трансферты из федерального в региональные бюджеты необходимо более дифференцировать по регионам так, чтобы обеспечивалась корреляция с глубиной падения собственных доходов регионов. «СП»: — А что будет с бюджетами граждан, домохозяйств? — Что касается последствий для граждан, количество завершенных по итогам 2020 года банкротств граждан превысит уровень 2019 года в два раза. Ведь еще до пандемии насчитывалось более миллиона потенциальных российских граждан-банкротов. Сейчас многим семьям временно стабилизировать их финансовое положение помогли отсрочки банков по платежам, кредитные каникулы и реструктуризация кредитов. Но осенью у многих должников по кредитам накопится более 90 дней просроченного долга, и они вынуждены будут инициировать процедуру банкротства при превышении 500 000 руб. задолженности. Экономический кризис С 1 сентября власти РФ увеличат выплаты ряду россиян Росстат: в 2020 году продукты в РФ дорожали втрое быстрее, чем в Евросоюзе Зюганов: состояние российских регионов вызывает беспокойство В России решено сделать выплаты на часть детей в возрасте от 16 до 18 лет (3647)