Ростех рассматривает варианты возобновить серийное производство широкофюзеляжных самолетов Ил-96 и среднемагистральных Ту-214 — по крайней мере до начала полномасштабного выпуска обновлённого «Сухого Суперджет» и МС-21. По словам руководителя госкорпорации Сергея Чемезова, «в условиях серьезных ограничений по эксплуатации гражданских самолетов иностранного производства масштабные задачи стоят перед отечественной авиационной промышленностью… решать их необходимо в очень жесткие сроки».
Чемезов отметил, что в нынешних условиях «безусловным приоритетом… является ускоренная реализация программ импортозамещения ключевых продуктов, технологий и систем». Он также призвал «усилить контроль за соблюдением действующих нормативных правовых актов, стимулирующих закупки российскими потребителями товаров и услуг российских поставщиков», приводит высказывание ТАСС.
Ранее стало известно, что Минпромторг России объявил конкурс на подготовку и проведение испытаний самолета SSJ-NEW за 15,6 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ». В Ростехе пообещали, что импортозамещенная на 97% версия, разработка которой обойдётся примерно в 120 млрд рублей, должна появиться к 2024 году. В министерском заказе не указаны сроки сертификации, процент импортозамещения, а также список заменяемых систем. Подготовка стендовой базы, проведение испытаний агрегатов планера с его системами, а также изготовление опытных образцов должны быть проведены до 15 ноября 2023 года. Это должно обеспечить «максимальное снижение доли импортных и соответствующее увеличение состава отечественных систем и комплектующих самолета RRJ-95». По данным экспертов, в настоящее время объем импортных компонентов в SSJ достигает 70%. Еще в декабре прошлого года Сергей Чемезов сообщал о появлении импортозамещенной на 97% версии этого самолета в 2024-м.
Авиационный эксперт, редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что реализация проектов SSJ-NEW и МС-21 вполне соответствует временному промежутку создания нового самолета.
— Первые подвижки в возрождении нашего гражданского авиастроения начались еще в середину 2000-х, когда выжившие предприятия собрали в одну структуру. Тогда появились проекты самолетов SSJ-NEW и МС-21. И вот сейчас как раз наступает время их полноценного воплощения.
Возобновление производства Ил-96 и Ту-204/214 можно рассматривать как «шаг быстрого реагирования» на сложившуюся ситуацию, но вряд ли стоит отдавать им предпочтение перед новыми моделями — ведь и «Суперджет» и МС-21 требуют гораздо меньше времени и средств. Это все равно, что, скажем, возрождать производство старых ламповых телеприемников, когда развито производство техники на микросхемах. Все-таки следует идти в ногу со временем.
Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает вполне реалистичным появление версии SSJ-NEW из отечественных комплектующих.
— Переход «Суперджета» на отечественные комплектующие начался некоторое время назад. Совсем недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о необходимости ускорить сертификацию нового отечественного двигателя ПД-8, провести ее за 12−14 месяцев. Это вполне реально, если осуществить ряд технических и организационных процедур. Таким образом, мы получим импортозамещенный самолет.
«СП»: — Когда это может произойти?
— Полагаю, к 2024 году.
«СП»: — А что с МС-21?
— Его двигатель ПД-14 был сертифицирован в 2018 году. У него отечественное «чёрное крыло». Остается еще ряд комплектующих, которыми, думаю, Минпромторг уже занимается.
По мнению Владимира Попова, генерала-майора, начальника Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, заслуженного военного летчика России, решение возобновить выпуск Ил-96 и Ту-204/214 является своевременным и вполне оправданным.
— Это хорошие самолеты, которые следует запускать в производство. Думаю, до конца года нам вполне по силам выпустить по десятку этих воздушных судов, а через небольшой промежуток времени и других самолетов.
«СП»: — Каких?
— Есть еще Ту-334 — ближнемагистральный самолет, рассчитанный на 100−120 пассажиров. Он у нас был практически в готовом виде, его сертифицировали, но до производства дело не дошло, потому что занялись SSJ. Нужно только поставить новые двигатель и авионику. Имеется у нас самолет Ил-96−300, который не запускался в массовое производство, было произведено ограниченное число машин, сейчас на них летают высокопоставленные руководители нашей страны. Нужно вводить в строй Ил-112/114, который следует доработать и запускать в производство — как самолет для сравнительно небольшого количества пассажиров вполне пригоден. Разумеется, следует максимально быстро поставить в строй новый SSJ и МС-21. А советские модели — хорошее подспорье нашей гражданской авиации.
«СП»: — У нас есть ресурсы для возрождения гражданского авиапрома?
— Конечно, есть. Казанский авиазавод имени С.П. Горбунова, ВАСО в Воронеже могут нарастить объемы производства. Там есть цеха, оснастка. Имеются инженеры, технологи, сборщики. Не стоит забывать, что эти предприятия действуют в кооперации с десятками других заводов. Таким образом, мы имеем шанс дать начало в нашей стране авиационному буму. Это позволит реализовать дополнительные социальные программы, увеличит среднюю зарплату, даст еще ряд позитивных моментов. Сегодняшние решения Ростеха означают, по сути, реализацию пожеланий об импортозамещении в авиационной отрасли, высказанных президентом еще пять лет назад. И реализация этих пожеланий шла, но медленно. Настало время ускориться.
«СП»: — До разворачивания масштабного производства самолетов нам нужно на чем-то летать. Сколько мы можем летать на иностранных воздушных судах, которые сейчас переводятся в российский реестр?
— Три месяца — без проблем. Дальше — потребуются необходимые ремонтные работы. Как известно, мы сейчас отрезаны от зарубежных технических услуг. Долго здесь нам не продержаться. Так что, нужно и в этом плане восполнять брешь. Я полагаю, что санкции через некоторое время могут отменить и напряжение спадет, но это для нас серьезный урок на будущее.