Россия запретила проход загруженных за пределами страны судов через Керченский пролив в Азовское море, сообщили в главном управление по морским делам при Министерстве транспорта и инфраструктуры Турции.
«Согласно официальному уведомлению, полученному нами от Морской администрации России, проход судов, загруженных за пределами территории России, на север через Керченский пролив, который обеспечивает проход в Азовское море, запрещен. Решение объявлено для нашего морского сектора», — говорится в заявлении.
Напомним, после атаки беспилотников на суда Черноморского флота 29 октября Министерство обороны России заявило о приостановке участия в зерновой сделке, поскольку для атаки использовались предназначенные для вывоза зерна «зеленые коридоры», а атакованные корабли обеспечивали безопасность этих коридоров.
Очевидно, в Москве опасаются новых провокаций. Но почему именно сейчас? И кому мы этим усложним жизнь? Много ли иностранных судов сегодня пересекает Керченский пролив?
— Это техническое решение, связанное с вопросами безопасности, — уверен политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Реализовать его достаточно просто, так как все Азовское море сейчас полностью контролирует Россия, и речь идёт о единственном проливе, через который можно туда попасть. Принято это решение для того, чтобы обезопасить порты на азовском побережье и Крымский мост. Потому что обеспечить полный досмотр иностранных судов практически невозможно и такой запрет, хотя не даёт стопроцентной гарантии, но всё же снижает риски. Очевидно, теперь такие правила сохранятся до тех пор, пока будут прямые угрозы Крымскому мосту.
— Думаю, это прежде всего связано с угрозой провокаций и диверсий, и с тем, что после оставления Херсона именно азовское побережье становится основным объектом внимания Украины и ее западных союзников, — говорит cоветник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: — Каких провокаций стоит опасаться? Подрыв моста? Диверсии в портах? Затопление судов с целью перекрыть фарватер?
— Да, все вышеперечисленное. Основная цель — блокада Крыма и создание хаоса в акватории Азовского моря…
Впрочем, надо понимать, что это вызовет скопление судов, ждущих досмотра, в акватории Керченского пролива. Суда на рейде тоже могут стать объектами атак и диверсий.
«СП»: — На кого это распространится? Какие страны, что и куда возят через Керченский пролив?
— Два основных порта на Азовском море — Мариуполь и Бердянск. При Украине через них в основном вывозились стальной прокат, уголь и зерно. В результате боевых действий порты пострадали незначительно, особенно порт Бердянска, который был взят без боя. Акватория мариупольского порта была заминирована украинцами, но эту проблему также решили. Иностранные суда, насколько я понимаю, туда сейчас не ходят, поскольку принадлежность бывшего украинского побережья России официально никем не признана, да и плыть фактически в зону боевых действий вряд ли захочет какой-либо перевозчик. Более того, порт Мариуполя официально возобновил функционирование только с 7 октября. Поэтому речь, по всей видимости, идет о российских судах, загруженных в иностранных портах.
«СП»: — Надолго ли этот запрет?
— До стабилизации и нормализации обстановки. Когда это произойдет, сегодня вряд ли кто-то возьмется сказать.
— Решение однозначно правильное, — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Дело в том, что тайно спрятать дистанционно управляемое взрывное устройство среди груза на пароходе не составляет никакой проблемы, а мощность его заряда можно сделать в разы большей — по сравнению с тем, что уже использовали террористы во время подрыва Крымского моста. В качестве такого тайника вполне могут использоваться, например, те же самые рефрижераторные контейнеры: они подключаются к бортовому электропитанию и обычно размещаются в верхних ярусах. При этом в случае подрыва будет нанесён ущерб тем пролётам моста, которые расположены над фарватером.
«СП»: — Кто от этого запрета пострадает?
— Азовское море — это ворота Каспия, поэтому возможны некоторые неудобства для Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана. Впрочем, неудобства эти большими назвать сложно.
Во-первых, Азовское море очень мелководное, поэтому через Керченский пролив не могут проходить суда океанского класса, а те, что могут — не настолько рентабельны для межконтинентальных перевозок. Так что без перевалки грузов в портах России или Грузии каспийским странам явно не обойтись. Что касается Ирана, то основные порты у него расположены на побережье Персидского залива, а Каспийское море практически используется для торговли с северными соседями.
Во-вторых, есть множество других логистических коридоров с хорошей пропускной способностью: например, в странах Каспийского бассейна хорошо развито железнодорожное сообщение, из Казахстана поезда ходят в Китай, а из Туркменистана — в Иран.
«СП»: — Не целесообразнее ли просто более тщательно проверять?
— Встречный вопрос: как технически это осуществить в море, а не у причала? Особенно в случае, если потребуются погрузочно-разгрузочные работы…