До политиков ЕС начало доходить, что будущее объединённой Европы с таким другом, как США, очень тревожно. Да и само существование Евросоюза как такового, в принципе, тоже. Но больше всего европейцев волнует не политика, а экономика. Результатом курса Вашингтона на поддержку своей промышленности станет неизбежный крах множества европейских компаний. Власти Штатов активно поддерживают своих, американских, производителей, а конкуренты из Старого Света им не нужны.
«Помимо климатических вызовов перед Европой стоят проблемы, связанные с конфликтом на Украине и мерами США по снижению инфляции и субсидированием „экологичных“ производств. Политика США в отношении Европы является конкуренцией субсидий. Если Европа не отреагирует, ускорение „озеленения“ американской экономики будет означать деиндустриализацию нашего континента», — плачется президент Франции Эмманюэль Макрон.
Суть «зелёной» политики американских властей вовсе не в экологии — это так, красивые слова. За ней стоят жёсткие меры по поддержке национальной промышленности. Местные производители получают льготы по энергообеспечению предприятий и иные преференции. А потребители — крупные налоговые вычеты при покупке товаров «Made in USA».
В частности, особо крупные суммы выделены на субсидирование производства электромобилей, государство расщедрилось на налоговые льготы в несколько тысяч долларов за каждое такое транспортерное средство. Американское! Совершенно очевидно, что все европейские автоконцерны, которые вложили колоссальные деньги в разработку и производство электромобилей, теперь в пролёте. А ведь для Mercedes, BMW и VAG именно Америка — ключевой рынок. Был…
«Что хорошо для General Motors, то хорошо и для Америки» — эта формула придумана отнюдь не вчера. Ford и Chrysler тоже не против. Тем более, что в электромобили все эти компании вложили ничуть не меньше, чем европейцы. Особенно Ford. Что же до честной конкуренции…
К ней в США относятся довольно своеобычно. Например, в начале 80-х доблестная компания Harley-Davidson потихоньку загибалась, так как её мотоциклы так и оставались родом из 50-х годов. При этом японцы уже ушли очень далеко, да и дизайн соответствующий тоже сделали. Пришлось идти на поклон к властям. Рональд Рейган дал компании из Милуоки кредит, огромный, с символическими процентами и на очень много лет. А также обложил самураев ввозными пошлинами. H-D выжила и даже начала развиваться, впоследствии выдав миру несколько очень неплохих байков. По сути, разумный протекционизм, нам таковой тоже бы не помешал.
Однако автопром — это очень болезненная, но отнюдь не основная болевая точка. Те же французы свои пепелацы в США не поставляют, их «шедевры» там просто никто не купит, в принципе. Но есть и иные товары. К примеру, штатникам очень не нравится концерн Airbus, в принципе не нравится. Гораздо лучше, если останется один только Boeing, а на производителей поменьше американцы особого внимания пока не обращают — эти не конкуренты.
Аналогично — по всем остальным видам промышленной продукции. Например, у американцев очень хорошее станкостроение, посему продукция Германии и Франции на мировом рынке им не нужна. По большому счёту, американская промышленность почти что самодостаточна, беда только с электроникой, но тут они сами виноваты — нечего было переносить её производство в КНР и иные страны. Но сию проблему в США решат, тут даже сомнений нет. Уже начали решать. Американцы народ в целом инициативный, работящий и оборотистый, справятся. И учтут ошибки.
Чем может ответить Европа? А вот тут сложнее, особенно учитывая долю откровенно проамериканских политиков в правительствах ведущих государств. Да и сама структура союза, где каждая мелкая шавка имеет право блокировать решения «больших ребят», по своей сути ущербна. Все они смотрят в рот штатникам и, чуть что, тут же начинают концерт по заявкам заокеанского патрона. Кстати, чехи в данном случае вряд ли будут в этом участвовать, так как они сами потенциально в пролете — мощная промышленность этой страны, в том числе военная, американцам тоже не нужна.
Итак, французы и немцы. Мсье проще, они вроде как не особо зависят от США, а вот в Германии стоят американские военные базы — страна де факто до сих пор оккупирована. Поэтому в союз этих двух государств верится слабо. Итальянцы сделают вид, что ничего не происходит, да и в целом весь этот регион, который Уинстон Черчилль называл «мягкое подбрюшье Европы», не бойцы.
На уровне Брюсселя все возможные поползновения Парижа заблокируют, тут и к гадалке не ходи. Берлин затюкают каким-нибудь скандалом и выведут из игры. Лондон поможет, Тель-Авив тоже.
Отделяться от Евросоюза? В принципе, французы могут и попытаться, в том же NATO они не состояли аж 43 года (с 1966-го по 2009-й). Но инициатор этого, Шарль де Голль — большой любитель вставить шпильку-другую в зад янкесам — в своё время доигрался. В Париже совершенно «внезапно» начали бузить студенты, потом к ним присоединились и иные граждане. В общем, генералу пришлось подать в отставку. Да и его скорая смерть тоже вызывает немало вопросов…
С точки зрения технологий и экономики Пятая Республика вполне осилит самостоятельное плавание, вне прогнивших рамок ЕС. Но кто же ей это даст! Студенты не понадобятся, есть арабы, которых в страну завезли сверх всякой меры с подачи тех же американцев. Эмманюэль Макрон быстрее собственного визга вылетит из Елисейского дворца и на его место сядет некий проамериканский деятель. Может даже и не француз, по британскому образцу.
А пока в дело идут непрямые методы. Разделяй и властвуй — эту английскую стратегию неплохо умеют реализовывать и американцы. В частности, в европейских СМИ появился вброс, согласно которому Франция собирается нехило нажиться на проекте истребителей шестого поколения — так называемой Future Combat Air Sysytem.
«Германия и другие страны — члены ЕС рассматривают это, в первую очередь, как попытку французских компаний укрепить свое влияние. Несмотря на обнадеживающие заявления со стороны министров обороны Франции и Германии, страны рассматривают возможность действовать в одиночку. Если проект провалится, французская реактивная компания Dassault Aviation SA разработает истребитель самостоятельно, в то время как Германия, скорее всего, будет полагаться на импорт из США», — пишет Bloomberg.
Иными словами, отбиться от Штатов без согласованных и решительных мер не получится. Но таковыми могут быть лишь единые европейские антиамериканские экономические санкции, которые неизбежно приведут к развалу блока NATO. А в перспективе и к противостоянию — как экономическому, так и политическому. Если даже не военному… Совершенно очевидно, что в нынешней ситуации на европейской политической арене всё это — ненаучная фантастика.
Германия под заокеанскую дудочку уничтожает собственные патриотические силы, французы продолжают пускать в страну мигрантов, а греки и всякие прочие прибалты разбазаривают казну Евросоюза. Под лозунгами демократии и общечеловеческих ценностей.
Злорадствовать не стоит, в случае деиндустриализации ЕС наша страна пострадает в первую очередь. Это сейчас действуют санкции и торговый оборот на минимуме, но данные запреты не вечны. Да и тащат потихоньку… А вот с том случае, если Штатам таки удастся превратить Старый Свет в некое подобие России, где уничтожена вся промышленность, это станет для нас реальной катастрофой. Так как оборудование будет взять точно негде. Америка не продаст, КНР пока сама много чего закупает в плане станков и прочих машин, а в Японии также стоят американские войска.
России наиболее интересна независимая и нейтральная Европа, но таковая в обозримой перспективе нам не светит. И как-либо повлиять на ситуацию наша страна пока не в силах. Остаётся только надеяться на себя и укреплять оборону. Одного Гитлера американцы в своё время уже создали, могут ведь и повторить. И натравить обездоленные массы европейцев на Россию.