Провал нацпроектов: Новое правительство нашло лишних 150 миллиардов - «Экономика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Провал нацпроектов: Новое правительство нашло лишних 150 миллиардов - «Экономика»
    12-02-2020, 00:11
    Экономика
    Редактировать


    Глава правительства России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами поручил проанализировать причины возникновения денежных остатков по итогам расходования средств бюджета в 2019 году, в том числе — средств нацпроектов, с применением дисциплинарных мер по итогам проверки. Как пишет «Коммерсант», ревизия обещана и планам аналогичных расходов на 2020 год.

    Сообщается также, что сами нацпроекты, по которым в 2019 году не израсходовано 8,5% ассигнований (около 150 млрд руб.), начнут корректировать на предстоящем в среду заседании президиума совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. Ранее своим указом президент России Владимир Путин изменил состав совета и предоставил право Михаилу Мишустину проводить заседания его президиума, решающего все основные вопросы нацпроектов, по своему усмотрению.

    «Коммерсант» пишет, что Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Григоренко совместно с Минфином и Федеральным казначейством проанализировать причины появления остатков у законтрактованных расходов бюджета 2019 года — с «соответствующими жесткими выводами, в том числе с применением мер дисциплинарной ответственности». По словам самого Мишустина, ситуация с неиспользованием бюджетных средств на конец года недопустима.



    «Я вижу этому две причины: либо неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, который этим занимался», — заявил он. Глава Белого дома также потребовал навести порядок в системе стратегического планирования.

    Критике этой системы был посвящен недавний стратегический аудит Счетной палаты, выяснившей, что планы ведомств не учитывают четверти показателей нацпроектов и половины целей госпрограмм.

    Как известно, из общей суммы утвержденных к расходованию в 2019 году бюджетных ассигнований на нацпроекты — это 1,75 трлн руб.— на 1 января 2020 года неиспользованными остались 148 млрд руб., или 8,5% средств. Среди худших по финансовому исполнению нацпроектов — «Экология» (что связано с проблемами «мусорной» реформы), по ней израсходовано 66,3% выделенных денег, «Цифровая экономика» (73,4%), «Производительность труда и поддержка занятости» (87,1%), «Комплексный план развития инфраструктуры» (88,4%), «Международная кооперация и поддержка экспорта» (89,1%). В абсолютном выражении наибольший недорасход средств приходится на инфраструктурный (40 млрд руб.), цифровой (27 млрд руб.), демографический (24 млрд руб.) и экологический (19 млрд руб.) проекты.

    Ответственные за нацпроекты ведомства подготовили предложения о переносе 99,6% прошлогодних неизрасходованных ассигнований на 2020 год, предложения о правке паспортов нацпроектов не учитывали лишь 564 млн руб. «остатков». В большинстве случаев ведомства констатируют: «недорасход» 2019 года является «бумажным» и вызван либо бюрократической волокитой при принятии решений о предоставлении субсидий, как в случае с финансированием строительства ледоколов проекта 2220, либо запаздыванием платежных документов от подрядчиков за уже выполненные работы.

    Кроме того, ряд инициатив по нацпроектам связан с перераспределением средств на более важные с точки зрения нового правительства меры. Например, Минтруд со ссылкой на «график первоочередных мер, необходимых для организации работы по исполнению нацпроектов в 2020 году», просит перераспределить несколько миллиардов рублей внутри нацпроекта «Демография». Минэкономики просит перенести и зарезервировать за ним на 2020 год 920 млн руб. по нацпроекту «Производительность труда», ссылаясь на экономию при госзакупках и расторгнутые в 2019 году госконтракты с не соблюдавшими условия исполнителями, и 4,1 млрд руб. по нацпроекту «Поддержка МСП» — в основном нераспределенные льготные кредиты и субсидии.

    Все эти цифры, кому-то могут показаться фантастическими, непонятно, как это возможно — вроде остаются «излишки», но жизнь лучше не становится. Как так? И куда потом пойдут эти «излишки», и где гарантия, что теперь они будут израсходованы по делу?

    И вообще, с новым правительством что-то изменится в реализации нацпроектов? Или же кого-то даже показательно накажут, но в итоге все останется по-прежнему?

    — Строго говоря, наказывать некого и не за что, и это понимает премьер Мишустин, и его министры, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

    — Не они принимали такие условия расходования бюджетных средств, которые делают эти средства «токсичными». Если вы не можете потратить бюджетные средства без того, чтобы нарушить закон — вы боитесь к ним даже прикоснуться, потому что средства конкурсные, и ваши конкуренты обязательно подметят ваш промах и напишут заявление в «органы», и вы в лучшем случае заплатите штраф, превышающий выгоду, либо потеряете должность и даже сядете всерьез и надолго. Гораздо проще получить выговор от премьера за неизрасходованные средства.

    «СП»: — 150 млрд руб неизрасходованных средств на нацпроекты. Это много или мало? Откуда взялись эти «излишки»? И что теперь с ними будет?

    — Конечно же, это очень много, но такие суммы неизрасходованных средств нельзя списать на разгильдяйство и неумение — тут есть системная ошибка. Сегодня государство требует, не дела, а соблюдения множества регламентов, установок, норм и противоречащих друг другу законов. Даже для простого учета этих факторов требуется столько сил и времени, что на само дело уже ничего не остается. Проще ничего не делать.

    «СП»: — Мишустин видит причиной либо неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, который этим занимался. В чем он прав, а в чем нет?

    — Планирование не просто неэффективное, его фактически просто нет, во всяком случае, государственного. И управленческий аппарат слова доброго не стоит — люди идут ведь на госслужбу кормиться хорошо, а не дело делать, людей идеи повсеместно заменили люди карьеры, корысти — это же везде пропагандируется как позитивная норма. Ну вот и результат. Вернее — его отсутствие.

    «СП»: —  Среди худших по финансовому исполнению нацпроектов — «Экология», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Комплексный план развития инфраструктуры», «Международная кооперация и поддержка экспорта». В абсолютном выражении наибольший недорасход средств приходится на инфраструктурный, цифровой, демографический и экологический проекты. Почему, по-вашему, недорасход именно здесь?

    — Вообще нацпроекты изначально проектировали как прекрасный способ распиливать бюджетные деньги. Но когда условия распила усложнились до полной невозможности, наиболее «распильные» проекты дали и наибольший недорасход. «Цифровая экономика» — это же просто открытое воровство! Но если воровать стремно, то не воруют, оставляют все на месте.

    «СП»: —  Владимир Путин своим указом изменил состав совета по стратегическому развитию и нацпроектам и предоставил право Михаилу Мишустину проводить заседания его президиума, решающего все основные вопросы нацпроектов, по своему усмотрению. Теперь что-то поменяется? А новые лица в совете что-то изменят?

    — Все зависит не от новых лиц, а от поставленной задачи. Если, как с Крымским мостом, Путин говорит Ротенбергу: мне все равно, как ты это сделаешь, но мост должен быть — это одно. Если же задача ставится показать отчет, а там хоть трава не расти — дело другое. Лучше, если первую задачу ставит первое лицо. А для второй задачи — без разницы.

    «СП»: — Совещание было, очевидно, подготовительным к назначенному на 12 января заседанию президиума совета, на котором могут быть внесены изменения в их паспорта. Какие это могут быть изменения?

    — Могут быть просто формальные изменения, я так и думаю. У Мишустина просто нет необходимого пока веса, да и полномочий, чтобы радикально поменять правила игры. Он не может сказать исполнителям, как Путин Ротенбергу. Он не может гарантировать, что чиновник, честно и даже самоотверженно исполняющий свое дело, не сядет завтра за нарушения пункта второго подпункта четвертого регламента пятого. А не может гарантировать неприкосновенности исполнителя — не может и требовать. Представьте себе Королева или Курчатова, которые бы отчитывались перед фининспекцией за каждый рубль, потраченный на благоустройство территории. Да к ним никакие прокуроры и близко подойти не смели, не говоря о налоговиках. Но там была совершенно другая система. И результаты были тоже совсем-совсем другие.


    — 150 млрд руб неизрасходованных средств — это 8,5% от общей суммы — значительная часть, — считает экономист, редактор телеграм-канала Politeconomics Хазби Будунов.

    «СП»: — В чем, по-вашему, причина? В неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, как говорит Мишусти? Или что-то еще?

    — К сожалению, это большая комплексная проблема. Недостаточно выделить сумму из федерального бюджета, нужно еще, чтобы регионы были готовы их потратить на поставленные цели. Для выполнения целей должна быть проведена громадная проектная работа. Она, скорее всего, не была проведена из-за отсутствия кадров, компетенции или даже объективной невозможности реализации определенных проектов в текущих условиях.

    «СП»: — Почему хуже всего дела в таких проектах, как «демография», «инфраструктура» и т. д.

    — Учитывая сырьевой характер нашей экономики, отсутствие промышленности, реализация таких целей крайне сложно, если вообще возможно.

    «СП»: — Что теперь будет с этими деньгами? Перейдут в аналогичные проекты на текущий год? И где гарантия, что теперь будут эффективно освоены?

    — Деньги будут перенесены на следующий год. Вполне вероятно, что сама возможность переноса неиспользованных сумм на следующий период сыграла роль поведенческого фактора неисполнения проектов.

    Гарантий того, что и в этом году средства будут полностью потрачены, нет. Вообще неисполнение прошлогоднего бюджета стало рекордным за 9 лет.

    «СП»: — Владимир Путин своим указом изменил состав совета по стратегическому развитию и нацпроектам и предоставил право Михаилу Мишустину проводить заседания его президиума, решающего все основные вопросы нацпроектов, по своему усмотрению. Это что-то изменит? И что вообще нужно сделать, чтобы нацпроекты наконец принесли ощутимые результаты?

    — Изменение состава совета выглядит странным. То есть раньше заседания по нацпроектам проводил не Медведев, а сам Путин?

    Думаю, правительство должно акцентировать внимание на проведении промышленной политики, программы полной занятости, путем создания качественных рабочих мест в экономике. Это будет способствовать развитию соответствующей инфраструктуры, внедрению новых технологий, цифровизации и улучшению демографии.

    Новости России: Новый премьер-министр выбрал регион для первой рабочей поездки


    Глава правительства России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами поручил проанализировать причины возникновения денежных остатков по итогам расходования средств бюджета в 2019 году, в том числе — средств нацпроектов, с применением дисциплинарных мер по итогам проверки. Как пишет «Коммерсант», ревизия обещана и планам аналогичных расходов на 2020 год. Сообщается также, что сами нацпроекты, по которым в 2019 году не израсходовано 8,5% ассигнований (около 150 млрд руб.), начнут корректировать на предстоящем в среду заседании президиума совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. Ранее своим указом президент России Владимир Путин изменил состав совета и предоставил право Михаилу Мишустину проводить заседания его президиума, решающего все основные вопросы нацпроектов, по своему усмотрению. «Коммерсант» пишет, что Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Григоренко совместно с Минфином и Федеральным казначейством проанализировать причины появления остатков у законтрактованных расходов бюджета 2019 года — с «соответствующими жесткими выводами, в том числе с применением мер дисциплинарной ответственности». По словам самого Мишустина, ситуация с неиспользованием бюджетных средств на конец года недопустима. «Я вижу этому две причины: либо неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, который этим занимался», — заявил он. Глава Белого дома также потребовал навести порядок в системе стратегического планирования. Критике этой системы был посвящен недавний стратегический аудит Счетной палаты, выяснившей, что планы ведомств не учитывают четверти показателей нацпроектов и половины целей госпрограмм. Как известно, из общей суммы утвержденных к расходованию в 2019 году бюджетных ассигнований на нацпроекты — это 1,75 трлн руб.— на 1 января 2020 года неиспользованными остались 148 млрд руб., или 8,5% средств. Среди худших по финансовому исполнению нацпроектов — «Экология» (что связано с проблемами «мусорной» реформы), по ней израсходовано 66,3% выделенных денег, «Цифровая экономика» (73,4%), «Производительность труда и поддержка занятости» (87,1%), «Комплексный план развития инфраструктуры» (88,4%), «Международная кооперация и поддержка экспорта» (89,1%). В абсолютном выражении наибольший недорасход средств приходится на инфраструктурный (40 млрд руб.), цифровой (27 млрд руб.), демографический (24 млрд руб.) и экологический (19 млрд руб.) проекты. Ответственные за нацпроекты ведомства подготовили предложения о переносе 99,6% прошлогодних неизрасходованных ассигнований на 2020 год, предложения о правке паспортов нацпроектов не учитывали лишь 564 млн руб. «остатков». В большинстве случаев ведомства констатируют: «недорасход» 2019 года является «бумажным» и вызван либо бюрократической волокитой при принятии решений о предоставлении субсидий, как в случае с финансированием строительства ледоколов проекта 2220, либо запаздыванием платежных документов от подрядчиков за уже выполненные работы. Кроме того, ряд инициатив по нацпроектам связан с перераспределением средств на более важные с точки зрения нового правительства меры. Например, Минтруд со ссылкой на «график первоочередных мер, необходимых для организации работы по исполнению нацпроектов в 2020 году», просит перераспределить несколько миллиардов рублей внутри нацпроекта «Демография». Минэкономики просит перенести и зарезервировать за ним на 2020 год 920 млн руб. по нацпроекту «Производительность труда», ссылаясь на экономию при госзакупках и расторгнутые в 2019 году госконтракты с не соблюдавшими условия исполнителями, и 4,1 млрд руб. по нацпроекту «Поддержка МСП» — в основном нераспределенные льготные кредиты и субсидии. Все эти цифры, кому-то могут показаться фантастическими, непонятно, как это возможно — вроде остаются «излишки», но жизнь лучше не становится. Как так? И куда потом пойдут эти «излишки», и где гарантия, что теперь они будут израсходованы по делу? И вообще, с новым правительством что-то изменится в реализации нацпроектов? Или же кого-то даже показательно накажут, но в итоге все останется по-прежнему? — Строго говоря, наказывать некого и не за что, и это понимает премьер Мишустин, и его министры, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. — Не они принимали такие условия расходования бюджетных средств, которые делают эти средства «токсичными». Если вы не можете потратить бюджетные средства без того, чтобы нарушить закон — вы боитесь к ним даже прикоснуться, потому что средства конкурсные, и ваши конкуренты обязательно подметят ваш промах и напишут заявление в «органы», и вы в лучшем случае заплатите штраф, превышающий выгоду, либо потеряете должность и даже сядете всерьез и надолго. Гораздо проще получить выговор от премьера за неизрасходованные средства. «СП»: — 150 млрд руб неизрасходованных средств на нацпроекты. Это много или мало? Откуда взялись эти «излишки»? И что теперь с ними будет? — Конечно же, это очень много, но такие суммы неизрасходованных средств нельзя списать на разгильдяйство и неумение — тут есть системная ошибка. Сегодня государство требует, не дела, а соблюдения множества регламентов, установок, норм и противоречащих друг другу законов. Даже для простого учета этих факторов требуется столько сил и времени, что на само дело уже ничего не остается. Проще ничего не делать. «СП»: — Мишустин видит причиной либо неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, который этим занимался. В чем он прав, а в чем нет? — Планирование не просто неэффективное, его фактически просто нет, во всяком случае, государственного. И управленческий аппарат слова доброго не стоит — люди идут ведь на госслужбу кормиться хорошо, а не дело делать, людей идеи повсеместно заменили люди карьеры, корысти — это же везде пропагандируется как позитивная норма. Ну вот и результат. Вернее — его отсутствие. «СП»: — Среди худших по финансовому исполнению нацпроектов — «Экология», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Комплексный план развития инфраструктуры», «Международная кооперация и поддержка экспорта». В абсолютном выражении наибольший недорасход средств приходится на инфраструктурный, цифровой, демографический и экологический проекты. Почему, по-вашему, недорасход именно здесь? — Вообще нацпроекты изначально проектировали как прекрасный способ распиливать бюджетные деньги. Но когда условия распила усложнились до полной невозможности, наиболее «распильные» проекты дали и наибольший недорасход. «Цифровая экономика» — это же просто открытое воровство! Но если воровать стремно, то не воруют, оставляют все на месте. «СП»: — Владимир Путин своим указом изменил состав совета по стратегическому развитию и нацпроектам и предоставил право Михаилу Мишустину проводить заседания его президиума, решающего все основные вопросы нацпроектов, по своему усмотрению. Теперь что-то поменяется? А новые лица в совете что-то изменят? — Все зависит не от новых лиц, а от поставленной задачи. Если, как с Крымским мостом, Путин говорит Ротенбергу: мне все равно, как ты это сделаешь, но мост должен быть — это одно. Если же задача ставится показать отчет, а там хоть трава не расти — дело другое. Лучше, если первую задачу ставит первое лицо. А для второй задачи — без разницы. «СП»: — Совещание было, очевидно, подготовительным к назначенному на 12 января заседанию президиума совета, на котором могут быть внесены изменения в их паспорта. Какие это могут быть изменения? — Могут быть просто формальные изменения, я так и думаю. У Мишустина просто нет необходимого пока веса, да и полномочий, чтобы радикально поменять правила игры. Он не может сказать исполнителям, как Путин Ротенбергу. Он не может гарантировать, что чиновник, честно и даже самоотверженно исполняющий свое дело, не сядет завтра за нарушения пункта второго подпункта четвертого регламента пятого. А не может гарантировать неприкосновенности исполнителя — не может и требовать. Представьте себе Королева или Курчатова, которые бы отчитывались перед фининспекцией за каждый рубль, потраченный на благоустройство территории. Да к ним никакие прокуроры и близко подойти не смели, не говоря о налоговиках. Но там была совершенно другая система. И результаты были тоже совсем-совсем другие. — 150 млрд руб неизрасходованных средств — это 8,5% от общей суммы — значительная часть, — считает экономист, редактор телеграм-канала Politeconomics Хазби Будунов. «СП»: — В чем, по-вашему, причина? В неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, как говорит Мишусти? Или что-то еще? — К сожалению, это большая комплексная проблема. Недостаточно выделить сумму из федерального бюджета, нужно еще, чтобы регионы были готовы их потратить на поставленные цели. Для выполнения целей должна быть проведена громадная проектная работа. Она, скорее всего, не была проведена из-за отсутствия кадров, компетенции или даже объективной невозможности реализации определенных проектов в текущих условиях. «СП»: — Почему хуже всего дела в таких проектах, как «демография», «инфраструктура» и т. д. — Учитывая сырьевой характер нашей экономики, отсутствие промышленности, реализация таких целей крайне сложно, если вообще возможно. «СП»: — Что теперь будет с этими деньгами? Перейдут в аналогичные проекты на текущий год? И где гарантия, что теперь будут эффективно освоены? — Деньги будут перенесены на следующий год. Вполне вероятно, что сама возможность переноса неиспользованных сумм на следующий период сыграла роль поведенческого фактора неисполнения проектов. Гарантий того, что и в этом году средства будут полностью потрачены, нет. Вообще неисполнение прошлогоднего бюджета стало рекордным за 9 лет. «СП»: — Владимир Путин своим указом изменил состав совета по стратегическому развитию и нацпроектам и предоставил право Михаилу Мишустину проводить заседания его президиума, решающего все основные вопросы нацпроектов, по своему усмотрению. Это что-то изменит? И что вообще нужно сделать, чтобы нацпроекты наконец принесли ощутимые результаты? —

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • «Хорошую бэушную найти трудно. А через 5 лет получим рынок автохлама и криминальных тачек»...
  • «Нештрафуемый порог» в 20 км/ч опять предлагают отменить — срочно потребовались деньги...
  • Другие новости
    up