Ивановский феномен, который поразил президента США - «Культура» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Ивановский феномен, который поразил президента США - «Культура»
    1-02-2020, 20:40
    Культура
    Редактировать


    Если остановить на улице нескольких прохожих и попросить назвать навскидку несколько самых известных русских художественных промыслов, то практически со стопроцентной вероятностью можно быть уверенным: вспомнят о подносах Жостова, фарфоре Гжели и шкатулках Палеха. Ну, может быть, кое-кто вспомнит еще об игрушках Дымкова.

    А между тем в России есть и другие места, где народные промыслы достигли впечатляющих высот и получили известность далеко за пределами страны. Таким, например, является и небольшое село Холуй (ударение на первый слог) в Ивановской области. Здешнюю лаковую миниатюру почитают за честь заполучить в свою коллекцию многие ценители искусства во всем мире.

    Ее история уникальна во всех отношениях.


    Эти места лежали в стороне от «маршрутов» по которым предпочитали набегать на Русь войска Золотой Орды, так что именно здесь искали убежища спасшиеся из горящих городов ремесленники. Благодаря этому уже в 1613 году холуйская слобода, часть которой была пожалована князю Дмитрию Пожарскому в благодарность за освобождение Москвы от поляков, широко была известна в России как центр иконописи, так называемой византийской школы.


    В одном из царских указов от 1667 года указывалось, что здешние «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Дело было поставлено настолько широко и качественно, что лики святых моментально расходились не только по всей Руси, но и по другим православным государствам, а писалось их тут до 2 миллионов в год. Холуйских иконописцев приглашали для росписи Успенского собора в московском Кремле и Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Поступали заказы из Болгарии, Сербии, Македонии и других государств.

    После революции 1917 года по вполне понятным причинам роспись икон пришлось свернуть. Однако совершенствовавшаяся веками уникальная техника художественного письма не была утеряна: вскоре в Холуе с подачи и при поддержке Максима Горького темперными красками на основе яичной эмульсии с использованием сусального и творёного золота стали расписывать лаковые шкатулки и табакерки из папье-маше. Краски накладывали, как на иконы, так называемыми «плавями» и в строго определенной последовательности. Готовое изображение полировали волчьим зубом.

    Художники теперь уже «дореволюционной» школы, которых впоследствии стали называть первым поколением мастеров — С.А. Мокин, Д.М. Добрынин, К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молёв — довольно быстро подняли новый промысел на хорошую высоту.

    В 1935 году на выставке художественной промышленности в Москве они с большим успехом представили живопись маслом и лаковую миниатюру. Это поспособствовало выделению Всекопромсоветом средств на оборудование и библиотеку, а также открытие в Холуе школы бригадного ученичества. Правда, обучали в ней в основном живописи маслом, а миниатюра как таковая была факультативной дисциплиной. Непосредственно ею занималось всего 4 местных живописца, основная же их масса писала так называемые «коврики» (копии ходовых сюжетов известных художников).

    Это, однако, не помешало миниатюрам работы Пузанова-Молёва, Костерина и Мокина удостоиться бронзовых медалей на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. А в 1939 году работы холуйских миниатюристов отправились на Всемирную выставку в Америку.

    К тому времени лаковая миниатюра Холуя приобрела свои характерные, отличные от Палеха, Мстеры и Федоскина, черты.

    На фоне пейзажа среднерусской природы изображаются исторические события, фольклорные и жанровые сюжеты. Они более реалистичны, чем палехские, и более декоративны, чем федоскинские. Большое внимание уделяется изображению человека. В колорите преобладают насыщенные тёмно-красные, тёмно-зеленые, тёмно-коричневые и тёмно-синие цвета, довольно характерны неожиданные, на контрасте, сочетания тёплых и холодных тонов. Золото используется только там, где оно оправдано, его орнамент делает естественным переход от объема живописи к плоскости самого предмета росписи.

    Ивановский феномен, который поразил президента США - «Культура»

    Правда, окончательно в единое высокохудожественное целое все эти особенности сливались в течение нескольких десятилетий. И, по мнению искусствоведа Михаила Печкина, по-настоящему заложили традиции и окончательно сформировали стиль холуйской миниатюры художники так называемого «второго поколения» в 1950-х-1960-х годах прошлого века.

    В плеяде этих мастеров особенных слов заслуживает Людвиг Матяшевич Живностка (ударение на первый слог).

    Родившийся в 1928 году в семье венгерского строителя-революционера и ивановской ткачихи, он был одним из первых в послевоенном поколении живописцев открывшейся в Холуе по постановлению Совнаркома РСФСР в 1943 году художественной профессионально-технической школы. Кстати, его непосредственным наставником в этом учебном заведении был как раз В.Д. Пузанов-Молёв, расписывавший в свое время знаменитую Марфо-Мариинскую обитель.

    «Как и все наши предшественники-художники, сначала мы писали „ковры“, — вспоминает о годах совместной учебы Народный художник России Николай Иванович Бабурин, тесно друживший с ним с тех самых пор. — Тут были и „Дети, бегущие от грозы“ Маковского, и „Утро в сосновом лесу“ Шишкина, и многие другие полотна. Потом Людвиг Матяшевич ушел в армию, но после демобилизации продолжил учебу в Москве».

    Там художник закончил 9 и 10 классы, после чего поступил в полиграфический техникум. Однако после двух лет обучения в нем Людвиг Матяшевич перевёлся на вечернее отделение института. До 1958 года он работал в Москве, ретушируя книги издательства «Правда». Это занятие имело довольно мало общего с высоким искусством живописи, однако выполнял свою работу выдающийся художник добросовестно и с душой. В 1954 году ему была торжественно вручена медаль «За трудовое отличие».

    «В конце концов, — вспоминает Николай Иванович Бабурин, — он все же вернулся на родину, в Холуй, к матери. Здесь мы с ним потихонечку работали с миниатюрой, а параллельно Людвиг Матяшевич длительное время работал директором нашей холуйской художественной профшколы. Одним словом, трудился. И огромное спасибо ему за тот вклад, который он сделал в искусство миниатюры».

    Чтобы оценить этот вклад, достаточно вспомнить, что говорят знатоки искусства о холуйской росписи середины прошлого века.

    Именно период 50−60-х годов, вспоминал ивановский искусствовед Михаил Печкин, стал решающим в создании стиля Холуйской лаковой миниатюры. Поиски основоположников были обобщены, и нашлось, наконец, то идеальное, которое можно считать стилем. В это время и появилась смелость писать по чёрному фону, хотя он многими считался «палехским», как белый — «мстёрским». Именно в этот период Людвиг Матяшевич создает некоторые из самых характерных своих работ: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Садко», «Вологодские купола», «Коробушка». Все они, по единодушному мнению ценителей искусства, отличаются интересной и продуманной композицией, звучным радостным колоритом, грамотным рисунком, профессиональной тонкостью технической отделки.

    По признанию руководства местного отделения Союза художников России, директорские обязанности пополам с преподавательской деятельностью (а преподавал Людвиг Матяшевич рисунок, живопись, пластическую анатомию и история искусств) отнимали у живописца довольно много времени, что не позволяло ему писать в больших объемах.

    Тем не менее, все его работы были настолько яркими и самобытными, что, начиная с 1960 года, не раз становились украшениями всероссийских (ранее — всесоюзных) выставок, в том числе и персональных. Некоторые из них были включены в коллекционный фонд ряда музеев в Москве и Санкт-Петербурге.

    И это неудивительно, ведь, по словам холуйского живописца, Почетного работника культуры Ивановской области Владимира Николаевича Седова, чтобы стать членом Союза художников, нужно продемонстрировать недюжинный талант и соответствовать высокому художественному уровню. «В Союз художников, — уточнил он, — вступают единицы. Как правило, это один, максимум два человека с курса, остальные подаются в копиисты».

    Людвигу Матяшевичу удалось воспитать несколько поколений молодых художников, многие из которых стали членами ВТОО «Союз художников России». Есть среди них и Заслуженные художники России,

    Очень многие из местных (и не только) живописцев искренне благодарны ему за воспитание. «Его опыт и мудрость, — не раз заявляли они, — способствуют сохранению и развитию истинной творческой среды и духовно преемственности, особенно в смутные времена». Да и сам Людвиг Матяшевич не раз говорил, что основной его работой, главной его радостью и заслугой являются его ученики. «Они сейчас уже настолько выросли, — признавал он, — что у них впору учиться нам, старикам».


    Таковым, например, является Почетный работник культуры Ивановской области, Дмитриев С. М. Кстати, в 2013 году именно его авторскую миниатюру «Из-за острова на стрежень» выбрали для украшения лаковой шкатулки, которая была торжественна вручена в качестве памятного подарка тогдашнему президенту США Биллу Клинтону.

    Достойной промежуточной оценкой деятельности Людвига Матяшевича на ниве живописи и лаковой миниатюры стало его награждение в 2014 году Золотой медалью «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».

    Вероятно, наград могло бы быть еще больше, однако совсем недавно, 19 октября 2019 года, земной путь патриарха лаковой миниатюры прервался.

    Безусловно сожалея об уходе в мир иной великого художника, каковым, безо всякого сомнения, и был Людвиг Матяшевич Живностка, нельзя не порадоваться тому, что дело лаковой миниатюры, которому он отдал всю свою энергию, весь свой талант, живет и процветает.

    Например, его творческое наследие расширяет в Холуе целая династия Живностка: его племянник, Валерий Вадимович Живностка, член Союза художников с 1988 года, а также внучатый племянник, Даниил Валерьевич Живностка.

    Кстати, Валерий Вадимович в последние годы очень много трудится в сфере иконописания. Многие другие ученики Людвига Матяшевича Живностки также берутся расписывать как иконостасы, так и целые храмы. Причем не только в России, но и за рубежом.

    И пока на русской земле есть такие таланты, можно быть уверенным — душа страны в небытие не уйдет.

    Культура: Евгений Жаринов: Это хорошо, что в «Чернобыле» не было Безрукова

    Новости кино: Российский фильм «Дылда» завоевал главную награду на кинофестивале в Женеве


    Если остановить на улице нескольких прохожих и попросить назвать навскидку несколько самых известных русских художественных промыслов, то практически со стопроцентной вероятностью можно быть уверенным: вспомнят о подносах Жостова, фарфоре Гжели и шкатулках Палеха. Ну, может быть, кое-кто вспомнит еще об игрушках Дымкова. А между тем в России есть и другие места, где народные промыслы достигли впечатляющих высот и получили известность далеко за пределами страны. Таким, например, является и небольшое село Холуй (ударение на первый слог) в Ивановской области. Здешнюю лаковую миниатюру почитают за честь заполучить в свою коллекцию многие ценители искусства во всем мире. Ее история уникальна во всех отношениях. Эти места лежали в стороне от «маршрутов» по которым предпочитали набегать на Русь войска Золотой Орды, так что именно здесь искали убежища спасшиеся из горящих городов ремесленники. Благодаря этому уже в 1613 году холуйская слобода, часть которой была пожалована князю Дмитрию Пожарскому в благодарность за освобождение Москвы от поляков, широко была известна в России как центр иконописи, так называемой византийской школы. В одном из царских указов от 1667 года указывалось, что здешние «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Дело было поставлено настолько широко и качественно, что лики святых моментально расходились не только по всей Руси, но и по другим православным государствам, а писалось их тут до 2 миллионов в год. Холуйских иконописцев приглашали для росписи Успенского собора в московском Кремле и Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Поступали заказы из Болгарии, Сербии, Македонии и других государств. После революции 1917 года по вполне понятным причинам роспись икон пришлось свернуть. Однако совершенствовавшаяся веками уникальная техника художественного письма не была утеряна: вскоре в Холуе с подачи и при поддержке Максима Горького темперными красками на основе яичной эмульсии с использованием сусального и творёного золота стали расписывать лаковые шкатулки и табакерки из папье-маше. Краски накладывали, как на иконы, так называемыми «плавями» и в строго определенной последовательности. Готовое изображение полировали волчьим зубом. Художники теперь уже «дореволюционной» школы, которых впоследствии стали называть первым поколением мастеров — С.А. Мокин, Д.М. Добрынин, К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молёв — довольно быстро подняли новый промысел на хорошую высоту. В 1935 году на выставке художественной промышленности в Москве они с большим успехом представили живопись маслом и лаковую миниатюру. Это поспособствовало выделению Всекопромсоветом средств на оборудование и библиотеку, а также открытие в Холуе школы бригадного ученичества. Правда, обучали в ней в основном живописи маслом, а миниатюра как таковая была факультативной дисциплиной. Непосредственно ею занималось всего 4 местных живописца, основная же их масса писала так называемые «коврики» (копии ходовых сюжетов известных художников). Это, однако, не помешало миниатюрам работы Пузанова-Молёва, Костерина и Мокина удостоиться бронзовых медалей на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. А в 1939 году работы холуйских миниатюристов отправились на Всемирную выставку в Америку. К тому времени лаковая миниатюра Холуя приобрела свои характерные, отличные от Палеха, Мстеры и Федоскина, черты. На фоне пейзажа среднерусской природы изображаются исторические события, фольклорные и жанровые сюжеты. Они более реалистичны, чем палехские, и более декоративны, чем федоскинские. Большое внимание уделяется изображению человека. В колорите преобладают насыщенные тёмно-красные, тёмно-зеленые, тёмно-коричневые и тёмно-синие цвета, довольно характерны неожиданные, на контрасте, сочетания тёплых и холодных тонов. Золото используется только там, где оно оправдано, его орнамент делает естественным переход от объема живописи к плоскости самого предмета росписи. Правда, окончательно в единое высокохудожественное целое все эти особенности сливались в течение нескольких десятилетий. И, по мнению искусствоведа Михаила Печкина, по-настоящему заложили традиции и окончательно сформировали стиль холуйской миниатюры художники так называемого «второго поколения» в 1950-х-1960-х годах прошлого века. В плеяде этих мастеров особенных слов заслуживает Людвиг Матяшевич Живностка (ударение на первый слог). Родившийся в 1928 году в семье венгерского строителя-революционера и ивановской ткачихи, он был одним из первых в послевоенном поколении живописцев открывшейся в Холуе по постановлению Совнаркома РСФСР в 1943 году художественной профессионально-технической школы. Кстати, его непосредственным наставником в этом учебном заведении был как раз В.Д. Пузанов-Молёв, расписывавший в свое время знаменитую Марфо-Мариинскую обитель. «Как и все наши предшественники-художники, сначала мы писали „ковры“, — вспоминает о годах совместной учебы Народный художник России Николай Иванович Бабурин, тесно друживший с ним с тех самых пор. — Тут были и „Дети, бегущие от грозы“ Маковского, и „Утро в сосновом лесу“ Шишкина, и многие другие полотна. Потом Людвиг Матяшевич ушел в армию, но после демобилизации продолжил учебу в Москве». Там художник закончил 9 и 10 классы, после чего поступил в полиграфический техникум. Однако после двух лет обучения в нем Людвиг Матяшевич перевёлся на вечернее отделение института. До 1958 года он работал в Москве, ретушируя книги издательства «Правда». Это занятие имело довольно мало общего с высоким искусством живописи, однако выполнял свою работу выдающийся художник добросовестно и с душой. В 1954 году ему была торжественно вручена медаль «За трудовое отличие». «В конце концов, — вспоминает Николай Иванович Бабурин, — он все же вернулся на родину, в Холуй, к матери. Здесь мы с ним потихонечку работали с миниатюрой, а параллельно Людвиг Матяшевич длительное время работал директором нашей холуйской художественной профшколы. Одним словом, трудился. И огромное спасибо ему за тот вклад, который он сделал в искусство миниатюры». Чтобы оценить этот вклад, достаточно вспомнить, что говорят знатоки искусства о холуйской росписи середины прошлого века. Именно период 50−60-х годов, вспоминал ивановский искусствовед Михаил Печкин, стал решающим в создании стиля Холуйской лаковой миниатюры. Поиски основоположников были обобщены, и нашлось, наконец, то идеальное, которое можно считать стилем. В это время и появилась смелость писать по чёрному фону, хотя он многими считался «палехским», как белый — «мстёрским». Именно в этот период Людвиг Матяшевич создает некоторые из самых характерных своих работ: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Садко», «Вологодские купола», «Коробушка». Все они, по единодушному мнению ценителей искусства, отличаются интересной и продуманной композицией, звучным радостным колоритом, грамотным рисунком, профессиональной тонкостью технической отделки. По признанию руководства местного отделения Союза художников России, директорские обязанности пополам с преподавательской деятельностью (а преподавал Людвиг Матяшевич рисунок, живопись, пластическую анатомию и история искусств) отнимали у живописца довольно много времени, что не позволяло ему писать в больших объемах. Тем не менее, все его работы были настолько яркими и самобытными, что, начиная с 1960 года, не раз становились украшениями всероссийских (ранее — всесоюзных) выставок, в том числе и персональных. Некоторые из них были включены в коллекционный фонд ряда музеев в Москве и Санкт-Петербурге. И это неудивительно, ведь, по словам холуйского живописца, Почетного работника культуры Ивановской области Владимира Николаевича Седова, чтобы стать членом Союза художников, нужно продемонстрировать недюжинный талант и соответствовать высокому художественному уровню. «В Союз художников, — уточнил он, — вступают единицы. Как правило, это один, максимум два человека с курса, остальные подаются в копиисты». Людвигу Матяшевичу удалось воспитать несколько поколений молодых художников, многие из которых стали членами ВТОО «Союз художников России». Есть среди них и Заслуженные художники России, Очень многие из местных (и не только) живописцев искренне благодарны ему за воспитание. «Его опыт и мудрость, — не раз заявляли они, — способствуют сохранению и развитию истинной творческой среды и духовно преемственности, особенно в смутные времена». Да и сам Людвиг Матяшевич не раз говорил, что основной его работой, главной его радостью и заслугой являются его ученики. «Они сейчас уже настолько выросли, — признавал он, — что у них впору учиться нам, старикам». Таковым, например, является Почетный работник культуры Ивановской области, Дмитриев С. М. Кстати, в 2013 году именно его авторскую миниатюру «Из-за острова на стрежень» выбрали для украшения лаковой шкатулки, которая была торжественна вручена в качестве памятного подарка тогдашнему президенту США Биллу Клинтону. Достойной промежуточной оценкой деятельности Людвига Матяшевича на ниве живописи и лаковой миниатюры стало его награждение в 2014 году Золотой медалью «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России». Вероятно, наград могло бы быть еще больше, однако совсем недавно, 19 октября 2019 года, земной путь патриарха лаковой миниатюры прервался. Безусловно сожалея об уходе в мир иной великого художника, каковым, безо всякого сомнения, и был Людвиг Матяшевич Живностка, нельзя не порадоваться тому, что дело лаковой миниатюры, которому он отдал всю свою энергию, весь свой талант, живет и процветает. Например, его творческое наследие расширяет в Холуе целая династия Живностка: его племянник, Валерий Вадимович Живностка, член Союза художников с 1988 года, а также внучатый племянник, Даниил Валерьевич Живностка. Кстати, Валерий Вадимович в последние годы очень много трудится в сфере иконописания. Многие другие ученики Людвига Матяшевича Живностки также берутся расписывать как иконостасы, так и целые храмы. Причем не только в России, но и за рубежом. И пока на русской земле есть такие таланты, можно быть

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Топ-10 советов, как побороть тревожность...
  • Как избежать проблем со здоровьем в период садово-огородных работ?...
  • Фитнес-тренер рассказала, как мотивирует своих подопечных заниматься спортом и после прохождения онлайн-марафона...
  • Медицина
           

    Авто
  • Выплаты по «автогражданке» снизятся в разы — страховщикам разрешили вместо «родных» запчастей применять «аналоги»...
  • Между машинами из Орска и Дубая может быть очень много общего...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика