Дивный «Новый мир»: ему покорны все возрасты и не страшен цифровой форс-мажор - «Культура» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Дивный «Новый мир»: ему покорны все возрасты и не страшен цифровой форс-мажор - «Культура»
    28-01-2025, 10:54
    Культура

    Дивный «Новый мир»: ему покорны все возрасты и не страшен цифровой форс-мажор - «Культура»

    Легендарный толстый журнал «Новый мир» отмечает вековой юбилей: 100 лет назад (18 января) вышел его 1-й номер. Кстати, в нём была напечатана знаменитая статья Ленина «О диктатуре пролетариата», которую не опубликовали при жизни вождя.

    И в то же время в этом журнале находилось место для «Чёрного человека» Сергея Есенина, повестей Горького и рассказов Бабеля

    Многие публикации «Нового мира» становились в прямом смысле историческими вехами. Например, публикация рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11) дал старт для откровенного обсуждения нашей истории.

    Благодаря этому изданию Россия узнала о поэте-эмигранте Иосифе Бродском.


    О том, чем сегодня живёт журнал, «Свободной Прессе» рассказал главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский.


    «СП»: Андрей Витальевич, сегодня существует масса источников информации: поэты, писатели и публицисты ведут свои блоги, открыты электронные библиотеки. В чём предназначение толстого журнала со столетней историей в новом веке?

    — Во-первых, у нас по-прежнему есть бумажная основа, которую можно при желании пощупать руками. Которая не растворится бесследно в случае гипотетического цифрового форс-мажора. Она свидетельствует: это — не один из многих интернет-журналов, это «тот самый» «Новый мир» с узнаваемой голубой обложкой.

    Во-вторых, я об этом много раз говорил раньше: мы предлагаем читателю не авторов, не отдельные произведения, а журнал как целое. То есть нам не нужно оценивать конкретного автора с коммерческой точки зрения, это важно.

    В-третьих, мы журнал «с историей». Можно сказать: со своим «мифом». Это тоже важно. Особенно для новых, молодых литераторов, которые тоже у нас печатаются. А не только мэтры из старшего и очень старшего поколения. Но, понятно, что «старшие» для нас в приоритете.

    «СП»: Какова ваша аудитория по численности?

    — Бумага уже давно — с начала 90-х годов — всё сжимается и сжимается, и не только у нас. Так называемый «средний книжный тираж» тоже постепенно уменьшается, на этот счет есть выразительная статистика Российской книжной палаты. Мы печатаем в этом году 1600 экземпляров.

    Но основная аудитория, конечно, в сети (поскольку сам институт подписки на бумажные издания хоть и существует, но исторически уже — увы! — неактуален.)

    Нас читают много, но бесплатно. Технически у нас на сайте предусмотрена возможность включить «плату за чтение», но мы этого не делаем, потому что большинство наших сетевых читателей платить не будут, а переключатся на что-нибудь другое.

    «СП»: Интеллигенция остро переживает текущую политическую ситуацию: СВО, противостояние с Западом. Отражается ли это на сегодняшней жизни «Нового мира»?

    — Отражается, но не радикально. Какая-то — меньшая — часть авторов постепенно отвалилась. Отражается ли злоба дня на страницах «Нового мира»?

    В прозе и статьях — нет, в поэзии — да, но скорее лирически, а не «публицистически». Вот, например:

    Ах, как хочется очнуться

    И войну не выбирать.

    Там, глядишь, стихи вернутся,

    Чтобы дома умирать.

    Но в каком, не помню, веке —

    Голос тихий говорит —

    Были персы, Спарта, греки,

    Фермопилы, Леонид.

    Был ещё сосед по парте —

    Он за родину погиб.

    За один её на карте

    Незначительный изгиб.

    (Мария Козлова, «Новый мир», 2023, № 3)

    «СП»: Какие открытия подарит нам «Новый мир» в наступившем году?

    — Специфика толстого ежемесячного журнала такова, что мы не можем знать достоверно, какие именно произведения каких авторов мы напечатаем до конца года.

    Понятна ближайшая перспектива — на сколько-то номеров (в январе — рассказы Юрия Буйды и Игоря Малышева, стихи Александра Кушнера, Юрия Ряшенцева, Светланы Кековой; в феврале — мемуары поэта Алексея Алёхина).

    Журнал — это структура: в номере 240 полос, в нем должны быть — проза разного объема, подборки стихов, статьи, рецензии, библиография, иногда пьесы… А каким именно контентом эта традиционная структура будет залита, проясняется постепенно — в темпе самой жизни. Будут ли там «открытия»? Поживем — увидим.

    Но кое-что могу сказать заранее. Мы уже много лет проводим открытые Конкурсы коротких эссе для всех желающих. Они приурочены к тем или иным литературным юбилеям, связаны с творчеством тех или иных замечательных литераторов.


    В августе исполнится 100 лет со дня рождения прозаика Юрия Трифонова и в августе же будет 50 лет с момента публикации его повести «Другая жизнь» в «Новом мире».

    Все поступившие эссе вывешиваем на нашем сайте, победителей Конкурса печатаем «на бумаге». Объявление о начале Конкурса своевременно появится в соцсетях.

    Своим отношением к «Новому миру» со «Свободной Прессой» поделился председатель правления Московской городской организации Союза писателей России, главный редактор «Литературной Газеты» Максим Замшев:

    — «Новый мир» относится к великому пулу толстых литературных журналов, которые оказывали огромное влияние на культурную жизнь в СССР, а впоследствии в России. Появился он на заре Советской власти, когда в обществе шли сложные неоднозначные процессы. Патронировал журнал Луначарский. Журнал оказался на острие общественного внимания.

    Особенно заметным стал послевоенный период, когда журнал возглавляли такие известные советские писатели, как Константин Симонов и Александр Твардовский. В эти годы журнал открывал имена, пробивал смелые рискованные публикации от Солженицына до Дудинцева.

    Он стал любимым чтением советской интеллигенции. Если помните, в фильме «Покровские ворота» Хоботов в больнице читает именно «Новый мир».

    Целые поколения выросли на «Новом мире». Журнал отражал чаяния свободолюбивой части советского общества. О его противостоянии с более консервативным «Октябрем» ходили легенды.

    «СП»: Какие открытия «Новый мир» сделал лично для вас?

    — В годы перестройки, когда толстые журналы переживали последний бум, каждый номер таил в себе сенсацию. Тогда в тренде была «возвращенная литература», и журнал печатал много произведений, которые до этого были недоступны широкому читателю. Тогда я стал читателем этого журнала и остаюсь им до сих пор. Под редакторством известного писателя Сергея Залыгина журнал имел огромные тиражи.

    Постсоветское время выпало нелегким для толстых литературных журналов, приходилось бороться с рынком, энтропией и глупостью. Отвечать на хамоватый вопрос: зачем вы вообще нужны? Но «Новый мир» выстоял. Сейчас, под руководством Андрея Василевского журнал развивается, остается чутким ко всем движениям нашей литературы и культурной жизни. Я по-прежнему остаюсь его читателем и всем рекомендую.


    Легендарный толстый журнал «Новый мир» отмечает вековой юбилей: 100 лет назад (18 января) вышел его 1-й номер. Кстати, в нём была напечатана знаменитая статья Ленина «О диктатуре пролетариата», которую не опубликовали при жизни вождя. И в то же время в этом журнале находилось место для «Чёрного человека» Сергея Есенина, повестей Горького и рассказов Бабеля… Многие публикации «Нового мира» становились в прямом смысле историческими вехами. Например, публикация рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11) дал старт для откровенного обсуждения нашей истории. Благодаря этому изданию Россия узнала о поэте-эмигранте Иосифе Бродском. О том, чем сегодня живёт журнал, «Свободной Прессе» рассказал главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский. «СП»: Андрей Витальевич, сегодня существует масса источников информации: поэты, писатели и публицисты ведут свои блоги, открыты электронные библиотеки. В чём предназначение толстого журнала со столетней историей в новом веке? — Во-первых, у нас по-прежнему есть бумажная основа, которую можно при желании пощупать руками. Которая не растворится бесследно в случае гипотетического цифрового форс-мажора. Она свидетельствует: это — не один из многих интернет-журналов, это «тот самый» «Новый мир» с узнаваемой голубой обложкой. Во-вторых, я об этом много раз говорил раньше: мы предлагаем читателю не авторов, не отдельные произведения, а журнал как целое. То есть нам не нужно оценивать конкретного автора с коммерческой точки зрения, это важно. В-третьих, мы журнал «с историей». Можно сказать: со своим «мифом». Это тоже важно. Особенно для новых, молодых литераторов, которые тоже у нас печатаются. А не только мэтры из старшего и очень старшего поколения. Но, понятно, что «старшие» для нас в приоритете. «СП»: Какова ваша аудитория по численности? — Бумага уже давно — с начала 90-х годов — всё сжимается и сжимается, и не только у нас. Так называемый «средний книжный тираж» тоже постепенно уменьшается, на этот счет есть выразительная статистика Российской книжной палаты. Мы печатаем в этом году 1600 экземпляров. Но основная аудитория, конечно, в сети (поскольку сам институт подписки на бумажные издания хоть и существует, но исторически уже — увы! — неактуален.) Нас читают много, но бесплатно. Технически у нас на сайте предусмотрена возможность включить «плату за чтение», но мы этого не делаем, потому что большинство наших сетевых читателей платить не будут, а переключатся на что-нибудь другое. «СП»: Интеллигенция остро переживает текущую политическую ситуацию: СВО, противостояние с Западом. Отражается ли это на сегодняшней жизни «Нового мира»? — Отражается, но не радикально. Какая-то — меньшая — часть авторов постепенно отвалилась. Отражается ли злоба дня на страницах «Нового мира»? В прозе и статьях — нет, в поэзии — да, но скорее лирически, а не «публицистически». Вот, например: Ах, как хочется очнуться И войну не выбирать. Там, глядишь, стихи вернутся, Чтобы дома умирать. Но в каком, не помню, веке — Голос тихий говорит — Были персы, Спарта, греки, Фермопилы, Леонид. Был ещё сосед по парте — Он за родину погиб. За один её на карте Незначительный изгиб. (Мария Козлова, «Новый мир», 2023, № 3) «СП»: Какие открытия подарит нам «Новый мир» в наступившем году? — Специфика толстого ежемесячного журнала такова, что мы не можем знать достоверно, какие именно произведения каких авторов мы напечатаем до конца года. Понятна ближайшая перспектива — на сколько-то номеров (в январе — рассказы Юрия Буйды и Игоря Малышева, стихи Александра Кушнера, Юрия Ряшенцева, Светланы Кековой; в феврале — мемуары поэта Алексея Алёхина). Журнал — это структура: в номере 240 полос, в нем должны быть — проза разного объема, подборки стихов, статьи, рецензии, библиография, иногда пьесы… А каким именно контентом эта традиционная структура будет залита, проясняется постепенно — в темпе самой жизни. Будут ли там «открытия»? Поживем — увидим. Но кое-что могу сказать заранее. Мы уже много лет проводим открытые Конкурсы коротких эссе для всех желающих. Они приурочены к тем или иным литературным юбилеям, связаны с творчеством тех или иных замечательных литераторов. В августе исполнится 100 лет со дня рождения прозаика Юрия Трифонова и в августе же будет 50 лет с момента публикации его повести «Другая жизнь» в «Новом мире». Все поступившие эссе вывешиваем на нашем сайте, победителей Конкурса печатаем «на бумаге». Объявление о начале Конкурса своевременно появится в соцсетях. Своим отношением к «Новому миру» со «Свободной Прессой» поделился председатель правления Московской городской организации Союза писателей России, главный редактор «Литературной Газеты» Максим Замшев: — «Новый мир» относится к великому пулу толстых литературных журналов, которые оказывали огромное влияние на культурную жизнь в СССР, а впоследствии в России. Появился он на заре Советской власти, когда в обществе шли сложные неоднозначные процессы. Патронировал журнал Луначарский. Журнал оказался на острие общественного внимания. Особенно заметным стал послевоенный период, когда журнал возглавляли такие известные советские писатели, как Константин Симонов и Александр Твардовский. В эти годы журнал открывал имена, пробивал смелые рискованные публикации от Солженицына до Дудинцева. Он стал любимым чтением советской интеллигенции. Если помните, в фильме «Покровские ворота» Хоботов в больнице читает именно «Новый мир». Целые поколения выросли на «Новом мире». Журнал отражал чаяния свободолюбивой части советского общества. О его противостоянии с более консервативным «Октябрем» ходили легенды. «СП»: Какие открытия «Новый мир» сделал лично для вас? — В годы перестройки, когда толстые журналы переживали последний бум, каждый номер таил в себе сенсацию. Тогда в тренде была «возвращенная литература», и журнал печатал много произведений, которые до этого были недоступны широкому читателю. Тогда я стал читателем этого журнала и остаюсь им до сих пор. Под редакторством известного писателя Сергея Залыгина журнал имел огромные тиражи. Постсоветское время выпало нелегким для толстых литературных журналов, приходилось бороться с рынком, энтропией и глупостью. Отвечать на хамоватый вопрос: зачем вы вообще нужны? Но «Новый мир» выстоял. Сейчас, под руководством Андрея Василевского журнал развивается, остается чутким ко всем движениям нашей литературы и культурной жизни. Я по-прежнему остаюсь его читателем и всем рекомендую.

    Здравоохранение
  • Косметолог назвала три причины, по которым стоит воспользоваться диодным лазером...
  • [img]http://svpressa.ru/p/45/450/450027/m-450027.jpg?v=1739019625[/img]Специалист рассказала о парадоксах этого...
  • Медицина
           

    Авто
  • ТО подорожает сразу в полтора раза, страховщики продолжат контролировать этот бизнес...
  • Езда в нетрезвом виде чревата не только потерей прав, но и автомобиля...
  • Другие новости
    up