Целых 20% всех расходов федерального бюджета в 2021 году пойдут в Пенсионный фонд. Дотации в ПФР резко возрастут — кабмин намерен увеличить трансферты на 992 млрд. рублей по сравнению с ожидаемым объемом 2020 года (3,22 трлн.) В результате федеральный бюджет обеспечит 42,6% доходов фонда.
Это следует проекта основных характеристик бюджета ПФР на 2021−2023 годы, датированным 9 июня, сообщает РБК.
В документе приводятся следующие цифры:
- доходы Пенсионного фонда планируются в 2021 году на уровне 9,67 трлн. рублей, из них 4,12 трлн. федеральный трансферт;
- в 2022 и 2023 годах трансферт ПФР составит 4,3 трлн. ежегодно, а его доля в общих доходах фонда будет превышать 40% (с 2017 года зависимость ПФР от дотаций последовательно снижалась с 45 до 36%);
- в 2021 году почти 21% всех расходов федерального бюджета будет направлен в ПФР (в 2019 году — 18%).
Другими словами, повышение пенсионного возраста не стало панацеей — не привело к сокращению расходов бюджета на ПФР. Хотя именно для этого, напомним, реформа затевалась.
Причем, 992 млрд. рублей дополнительных дотаций дело может не ограничиться. В проекте бюджета Пенсионного фонда 2021−2023 отмечается, что прогноз поступлений страховых взносов в 2020 году сократится из-за негативного влияния эпидемии COVID-19 на зарплатный фонд. Это значит, планируемый трансферт из федерального бюджета в фонд уже в текущем году увеличится.
В документе также отмечается, что на параметры бюджета ПФР повлияли решения правительства о государственной поддержке бизнеса, принятые на фоне пандемии. В частности, бессрочное снижение общего тарифа страховых взносов с 30% до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса, в том числе ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22% до 10% от зарплаты. В 2021 году ПФР недосчитается из-за этой меры примерно 387 млрд. рублей, в текущем — по оценке Минэкономразвития, — 350 млрд.
Плюс к тому, имеются выпадающие доходы ПФР, которые пока не учтены.
Так, в начале июня Владимир Путин подписал закон, освободивший от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях.
А в своем обращении 23 июня президент объявил о бессрочном снижении ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для IT-компаний с 14% до 7,6%.
Сказанное означает, что планы Кремля по постепенному избавлению от социальных обязательств провалились. Мало того, из-за спецоперации по продлению сроков правления Путина, урезать социальные расходы стало политически нецелесообразно и опасно.
По сути, у Кремля не остается другого пути, кроме как затыкать дыру в ПФР с помощью печатного станка. А потом, при удобном случае, вернуться к курсу на сокращение социалки — в том числе, путем нового повышения пенсионного возраста.
— Пенсионный фонд — страховая организация, которая должна финансироваться из страхового тарифа, и этот тариф должен быть адекватным, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — После того, как параллельно повышению пенсионного возраста Россия ратифицировала конвенцию № 102 Международной организации труда «О минимальных нормативах социального обеспечения» 1952 года, Пенсионный фонд должен работать над тем, чтобы средняя пенсия соотносилась со средней зарплатой как 50% или 40% заработка типичного получателя.
Напомню, сейчас средняя зарплата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тысяч рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тысяч рублей. Причем, надо иметь в виду, что есть средняя пенсия для работающих пенсионеров, и средняя для неработающих — она еще ниже.
Но вернемся к тезису, что ПФР — страховая организация. Как страховая организация, фонд не должен выполнять функции социального обеспечения. Этим — по идее — должна заниматься специальная структура при Минсоцзащиты, которая может пользоваться услугами ПФР в части организации выплат, причем за эти услуги фонду нужно платить. Через такую структуру должны распределяться населению государственные пособия.
И здесь важно понимать: пенсия пособием не является. Пенсия — это именно страховая выплата. С точки зрения специалиста, именно это положение наши власти признать не хотят.
«СП»: — То есть, власти не хотят просто повысить страховой тариф, и сделать пенсионную систему прозрачной?
— Именно. Вместо этого они устраивают неразбериху со смешиванием многих источников — как они называют — «доходов». На деле, доходами Пенсионного фонда являются лишь страховые взносы, уплаченные в полном объеме.
Если же взносы платятся в неполном объеме, существуют дотации из государственного бюджета. Дотации идут, чтобы компенсировать низкий тариф, либо на выплаты государственных пособий, вроде материнского капитала.
Вот сейчас Путин объявил, что снижает страховые взносы для IT-компаний. Но тогда возникает дилемма. Либо мы все должны получать меньшую пенсию, и таким образом компенсировать недополученные доходы ПФР, либо бюджет должен дать специально выделенные средства — дотации, субвенции — которые покроют эти недополученные доходы.
А дальше — тут-то и начинается главное — что делает в такой ситуации Минфин? Он полной чашей резервирует получение субвенций для ПФР, а потом дожидается итогов первого и второго квартала — и видит, что благодаря росту экономики и повышению зарплат Пенсионный фонд начинает перевыполнять план по сбору страховых взносов. И тогда Минфин ровно на эту сумму — превышения сборов взносов — уменьшает сумму субвенций фонду!
Тем самым, я считаю, Минфин де-факто обирает пенсионеров — что работающих, что неработающих. Это делается поправками в бюджет, снижающими дотации ПФР, тихой сапой, несколько раз в течение года. И об этом официальные СМИ глухо молчат
Под этим соусом, по моему мнению, идет занижение пенсионных выплат. В результате пенсионеров обманывают: они в течение трудовой жизни платили в ПФР в полной мере, а оказавшись на пенсии — недополучают.
Скажем, по плану в 2021 году ПФР должен собрать 9,67 трлн. рублей (все доходы) минус 4,12 трлн. (федеральный трансферт) — получается 5,55 трлн. Если фонд соберет взносов на 0,5 трлн. больше, правительство тихой сапой урежет субсидии до 3,62 трлн.
В итоге 0,5 трлн., которые должны были бы — по страховой теории — пойти на повышение пенсий, идут на экономию госрасходов. Эти деньги можно оставить в казначействе, а можно разместить в доверенных банках. И за ними мгновенно выстроится очередь получателей, которые рады будут получить эти деньги на любом законном основании.
«СП»: — Вы говорите, пенсионеров обирают. Но ведь размер пенсии не уменьшается, человек видит, что деньги ему приходят на пенсионный счет ровно те же, что раньше, несмотря на игры Минфина с субсидиями. В чем тогда обирание?
— Обирание в том, что работник платит страховые взносы как процент от зарплаты — и пенсия ему должна идти как процент от зарплаты. Он именно за это платил!
По конвенции МОТ, которую Россия ратифицировала, процент от зарплаты должен составлять 50. О том же самом, — что пенсия должна составлять 50% от зарплаты — говорили решения центрального совета социального страхования СССР 1932 и 1933 годов. То же самое говорят указы Екатерины Великой о пенсионе государственных служащих, принятые в XVIII веке.
Вместо этого, пенсионерам в РФ платят 32−34% от средней зарплаты (показатель колеблется от года к году). Так что 16−18% от средней зарплаты — это недодача. И считающие каждую копейку пенсионеры оказываются обманутыми относительно того, сколько им обещал Сталин, Екатерина Великая и Борис Ельцин, который и ввел страховую систему пенсионного обеспечения.
А Владимир Путин, который не является специалистом в системе социальной защиты, маневры Минфина поддерживает.
Думаю, в ближайшей перспективе повышения коэффициента замещения зарплаты пенсией ждать не приходится. А в будущем власти могут использовать этот тезис — о необходимости увеличения пенсии до 50% от зарплаты — для еще одного повышения пенсионного возраста.
Наша справка
Андрей Гудков — доктор экономических наук, создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)
В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Пенсионная система
России грозит новая пенсионная реформа
Стало известно, кто из пенсионеров получит солидную надбавку к пенсии с 1 июля
Стало известно о мошенничестве с перерасчетом пенсий
В Госдуме предложили снизить возраст начисления надбавок к пенсиям
(1256)
Целых 20% всех расходов федерального бюджета в 2021 году пойдут в Пенсионный фонд. Дотации в ПФР резко возрастут — кабмин намерен увеличить трансферты на 992 млрд. рублей по сравнению с ожидаемым объемом 2020 года (3,22 трлн.) В результате федеральный бюджет обеспечит 42,6% доходов фонда. Это следует проекта основных характеристик бюджета ПФР на 2021−2023 годы, датированным 9 июня, сообщает РБК. В документе приводятся следующие цифры: доходы Пенсионного фонда планируются в 2021 году на уровне 9,67 трлн. рублей, из них 4,12 трлн. федеральный трансферт; в 2022 и 2023 годах трансферт ПФР составит 4,3 трлн. ежегодно, а его доля в общих доходах фонда будет превышать 40% (с 2017 года зависимость ПФР от дотаций последовательно снижалась с 45 до 36%); в 2021 году почти 21% всех расходов федерального бюджета будет направлен в ПФР (в 2019 году — 18%). Другими словами, повышение пенсионного возраста не стало панацеей — не привело к сокращению расходов бюджета на ПФР. Хотя именно для этого, напомним, реформа затевалась. Причем, 992 млрд. рублей дополнительных дотаций дело может не ограничиться. В проекте бюджета Пенсионного фонда 2021−2023 отмечается, что прогноз поступлений страховых взносов в 2020 году сократится из-за негативного влияния эпидемии COVID-19 на зарплатный фонд. Это значит, планируемый трансферт из федерального бюджета в фонд уже в текущем году увеличится. В документе также отмечается, что на параметры бюджета ПФР повлияли решения правительства о государственной поддержке бизнеса, принятые на фоне пандемии. В частности, бессрочное снижение общего тарифа страховых взносов с 30% до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса, в том числе ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22% до 10% от зарплаты. В 2021 году ПФР недосчитается из-за этой меры примерно 387 млрд. рублей, в текущем — по оценке Минэкономразвития, — 350 млрд. Плюс к тому, имеются выпадающие доходы ПФР, которые пока не учтены. Так, в начале июня Владимир Путин подписал закон, освободивший от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях. А в своем обращении 23 июня президент объявил о бессрочном снижении ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для IT-компаний с 14% до 7,6%. Сказанное означает, что планы Кремля по постепенному избавлению от социальных обязательств провалились. Мало того, из-за спецоперации по продлению сроков правления Путина, урезать социальные расходы стало политически нецелесообразно и опасно. По сути, у Кремля не остается другого пути, кроме как затыкать дыру в ПФР с помощью печатного станка. А потом, при удобном случае, вернуться к курсу на сокращение социалки — в том числе, путем нового повышения пенсионного возраста. — Пенсионный фонд — страховая организация, которая должна финансироваться из страхового тарифа, и этот тариф должен быть адекватным, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — После того, как параллельно повышению пенсионного возраста Россия ратифицировала конвенцию № 102 Международной организации труда «О минимальных нормативах социального обеспечения» 1952 года, Пенсионный фонд должен работать над тем, чтобы средняя пенсия соотносилась со средней зарплатой как 50% или 40% заработка типичного получателя. Напомню, сейчас средняя зарплата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тысяч рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тысяч рублей. Причем, надо иметь в виду, что есть средняя пенсия для работающих пенсионеров, и средняя для неработающих — она еще ниже. Но вернемся к тезису, что ПФР — страховая организация. Как страховая организация, фонд не должен выполнять функции социального обеспечения. Этим — по идее — должна заниматься специальная структура при Минсоцзащиты, которая может пользоваться услугами ПФР в части организации выплат, причем за эти услуги фонду нужно платить. Через такую структуру должны распределяться населению государственные пособия. И здесь важно понимать: пенсия пособием не является. Пенсия — это именно страховая выплата. С точки зрения специалиста, именно это положение наши власти признать не хотят. «СП»: — То есть, власти не хотят просто повысить страховой тариф, и сделать пенсионную систему прозрачной? — Именно. Вместо этого они устраивают неразбериху со смешиванием многих источников — как они называют — «доходов». На деле, доходами Пенсионного фонда являются лишь страховые взносы, уплаченные в полном объеме. Если же взносы платятся в неполном объеме, существуют дотации из государственного бюджета. Дотации идут, чтобы компенсировать низкий тариф, либо на выплаты государственных пособий, вроде материнского капитала. Вот сейчас Путин объявил, что снижает страховые взносы для IT-компаний. Но тогда возникает дилемма. Либо мы все должны получать меньшую пенсию, и таким образом компенсировать недополученные доходы ПФР, либо бюджет должен дать специально выделенные средства — дотации, субвенции — которые покроют эти недополученные доходы. А дальше — тут-то и начинается главное — что делает в такой ситуации Минфин? Он полной чашей резервирует получение субвенций для ПФР, а потом дожидается итогов первого и второго квартала — и видит, что благодаря росту экономики и повышению зарплат Пенсионный фонд начинает перевыполнять план по сбору страховых взносов. И тогда Минфин ровно на эту сумму — превышения сборов взносов — уменьшает сумму субвенций фонду! Тем самым, я считаю, Минфин де-факто обирает пенсионеров — что работающих, что неработающих. Это делается поправками в бюджет, снижающими дотации ПФР, тихой сапой, несколько раз в течение года. И об этом официальные СМИ глухо молчат Под этим соусом, по моему мнению, идет занижение пенсионных выплат. В результате пенсионеров обманывают: они в течение трудовой жизни платили в ПФР в полной мере, а оказавшись на пенсии — недополучают. Скажем, по плану в 2021 году ПФР должен собрать 9,67 трлн. рублей (все доходы) минус 4,12 трлн. (федеральный трансферт) — получается 5,55 трлн. Если фонд соберет взносов на 0,5 трлн. больше, правительство тихой сапой урежет субсидии до 3,62 трлн. В итоге 0,5 трлн., которые должны были бы — по страховой теории — пойти на повышение пенсий, идут на экономию госрасходов. Эти деньги можно оставить в казначействе, а можно разместить в доверенных банках. И за ними мгновенно выстроится очередь получателей, которые рады будут получить эти деньги на любом законном основании. «СП»: — Вы говорите, пенсионеров обирают. Но ведь размер пенсии не уменьшается, человек видит, что деньги ему приходят на пенсионный счет ровно те же, что раньше, несмотря на игры Минфина с субсидиями. В чем тогда обирание? — Обирание в том, что работник платит страховые взносы как процент от зарплаты — и пенсия ему должна идти как процент от зарплаты. Он именно за это платил! По конвенции МОТ, которую Россия ратифицировала, процент от зарплаты должен составлять 50. О том же самом, — что пенсия должна составлять 50% от зарплаты — говорили решения центрального совета социального страхования СССР 1932 и 1933 годов. То же самое говорят указы Екатерины Великой о пенсионе государственных служащих, принятые в XVIII веке. Вместо этого, пенсионерам в РФ платят 32−34% от средней зарплаты (показатель колеблется от года к году). Так что 16−18% от средней зарплаты — это недодача. И считающие каждую копейку пенсионеры оказываются обманутыми относительно того, сколько им обещал Сталин, Екатерина Великая и Борис Ельцин, который и ввел страховую систему пенсионного обеспечения. А Владимир Путин, который не является специалистом в системе социальной защиты, маневры Минфина поддерживает. Думаю, в ближайшей перспективе повышения коэффициента замещения зарплаты пенсией ждать не приходится. А в будущем власти могут использовать этот тезис — о необходимости увеличения пенсии до 50% от зарплаты — для еще одного повышения пенсионного возраста. Наша справка Андрей Гудков — доктор экономических наук, создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy) В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Пенсионная система России грозит новая пенсионная реформа Стало известно, кто из пенсионеров получит солидную надбавку к пенсии с 1 июля Стало известно о мошенничестве с перерасчетом пенсий В Госдуме предложили снизить возраст начисления надбавок к пенсиям (1256)