Они по определению «связаны одной цепью» — космические корабли и дирижабли, при всей разности технических характеристик, предназначения и, естественно, возможностей. Но и те, и другие — устремлены в небо. Полеты первых дирижаблей (начиная с 24 сентября 1852 года, когда первопроходцем в небе над Версалем стал 44-метровый «Жирар-1» с паровым двигателем) вызывали не меньший восторг, чем спустя 111 лет первый полет человека в космос, когда Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года облетел вокруг Земли.
Первым международным пассажирским дирижаблем, выполнившим трансатлантический авиарейс из немецкого Фридрисхафен в американский Лейкхерст, стал дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин». Впоследствии дирижабли были вытеснены с воздушной арены развитием авиастроения, космических ракет, но истинные романтики неба их никогда не забывали.
Реанимировать дирижабли пытались с тех пор неоднократно, в том числе и для военного применения, но до массового производства дело так не доходило ни в одной из стран мира. В том числе и в России, где разрабатывался дирижабль «Атлант» для возможного использования в интересах Минобороны. Планировались даже его летные испытания в 2018 году, но проект так и остался на земле. Бюджетные средства ушли на истребители, вертолеты, транспортные самолеты. Почему? Они быстрее. В военной сфере — это неоспоримое преимущество. Тема дирижаблей как-то плавно сошла на «нет» — ну, и суда нет.
Однако сейчас дирижаблями неожиданно заинтересовался Центр подготовки космонавтов (ЦПК). По крайней мере, так утверждается в научном журнале «Пилотируемые полеты в космос», правда, лишь на уровне предположения. Необходимость наличия спасательного флота, как минимум из 10 дирижаблей, объясняется тем, что современные самолеты, которые используются для патрулирования, перевозки личного состава и спецтехники, «не располагают возможностью эксплуатироваться с неподготовленных аэродромных площадок (аэродромов определенного класса), обладают ограниченным временным ресурсом непрерывного нахождения в воздухе и не могут осуществлять полеты в режиме «зависания».
— Можно сколько угодно иронизировать по поводу использования дирижаблей, сравнивая их с воздушными шарами и некой допотопностью, но современные дирижабли имеют более широкий потенциал, чем изобретение француза Жана Менье, — поясняет эксперт в области космонавтики, экс-сотрудник «Роскосмоса» Владимир Попов. — Сейчас это устойчивые к ветрам аппараты, способные длительное время находиться в воздухе и перемещаться на значительные расстояния, перевозя при этом крупные грузы, в том числе станции слежения и мониторинга земной поверхности.
Нынешние дирижабли имеют в основе корпуса многослойную композитную ткань, их оболочка изготавливается из современных высокопрочных материалов. Оболочка наполняется не взрывоопасным водородом, как раньше, что послужило причиной дирижабля «Гинденбург» в 1937 году, а негорючим гелием. В современных дирижаблях применяется система автопилотирования, другое высокотехнологичное оборудование.
И если речь идет о создании дирижаблей предназначенных для поиска и спасения космонавтов, то это идеальный вариант для работы над морским пространством. Особенно с учетом того, что траектория стартов с космодрома «Восточный» проходит над значительной территорией Тихого океана, где в поисково-спасательных работах вертолеты и надводные корабли не столь эффективны.
Дирижабли же, зависнув на высоте 5−10 тысяч метров, смогут отслеживать значительную часть водной поверхности и являться своеобразным координирующим штабом, который, обнаружив спускаемый аппарат, наведет на него иные средства. А при необходимости и сам сможет провести спасательную операцию.
В истории отечественной космонавтики был один случай не приземления, а приводнения спускаемого аппарата — в октябре 1976 года капсула космического корабля «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским угодила в середину озера Тенгиз в Казахстане. Приводнение было незапланированным и нештатным. Стояла ненастная погода с сильным ветром, что затруднило операцию по извлечению аппарата с людьми на берег — длилась она около десяти часов. После того случая в системе подготовки службы спасения задумались и о новых способах эффективности работы именно на водной поверхности.
Траектория полета космических ракет при старте с «Восточного», действительно, пролегает над Японским и Охотским морями, а также над Тихим океаном. В истории нового космодрома были четыре успешных старта «Союз-2.1а» и один провальный — отказ разгонного блока 28 ноября 2017 года. В перспективе отсюда будут стартовать многоразовые пилотируемые космические корабли «Федерация», первый летный образец из которых, «Орёл», впервые должен взлететь с «Восточного» в 2023 году. То есть корабля еще нет, но средства спасения его экипажа уже продумываются. В том числе с использованием дирижаблей.
Как отмечают в ЦПК, технические возможности предлагаемых дирижаблей позволят транспортировать на внешней подвеске вернувшийся после полета спускаемый аппарат именно перспективного пилотируемого корабля «Орёл» вместе с экипажем или эвакуировать экипаж прямо с воды. Надо полагать, что подобные функции потребуются и при неудачном пуске космического корабля.
Можно вспомнить случай с ракетой носителем «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-10», который произошел 11 октября 2018 года. Благодаря сработавшей системе аварийного спасения (ею оборудованы все «Союзы») космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Николас Хейг выжили и приземлились в спасательной капсуле на парашюте в казахстанской степи. Их быстро нашли. Трудно представить, если бы приводнились в океане — могли просто не найти.
С учетом того, что на достроенном с грехом пополам «Восточном» нет средств поиска и спасения космонавтов (есть только группы обеспечения эксплуатации районов падения фрагментов ракет, в прочих случаях привлекают военных), использование аэростатических летательных аппаратов может стать одним из элементов безопасности людей при штатном или аварийном приземлении/приводнении. Идея, может, и неплохая, но она по обыкновению уткнется в финансирование создания флота дирижаблей.
Согласно приведенным в журнале «Пилотируемые полеты в космос» данным, развертывание опытного производства и строительство первого образца дирижабля обойдется в 2,8 миллиарда рублей и займет 3−4 года. Остальные серийные «цеппелины», а их требуется как минимум 10, чтобы покрыть весь стартовый маршрут полета космической ракеты, будут стоить по 1,7 млрд. за штуку. Плюс потребуется строительство двух аэродромов под них — на самом «Восточном» и еще на Сахалине или Камчатке. Общий бюджет составит не менее 20 миллиардов рублей.
Правда, не исключено, что идея уйдет в песок (улетит в воздух), а космонавтов будут искать по старинке — силами поисково-спасательных вертолетов и самолетов.
Космическая одиссея: Проект МАИ: К Марсу Россия полетит «на бублике»
Новости с орбиты: Два американских спутника могут столкнуться в ближайшие дни