«Ангара-А5»: Роскосмос запускает на орбиту миллиарды пачками - «Общество» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    «Ангара-А5»: Роскосмос запускает на орбиту миллиарды пачками - «Общество»
    29-06-2020, 16:06
    Общество
    Редактировать

    «Ангара-А5»: Роскосмос запускает на орбиту миллиарды пачками - «Общество»

    Стоимость производства ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» составляет 7 млрд. рублей. Это в три раза больше, чем у ракеты «Протон-М», которую ей предстоит заменить. Об этом говорится в финансовом отчете Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М. В. Хруничева за 2019 год.

    В то же время, в документе подчеркивается: ГКНПЦ вместе с Роскосмосом проводит «комплекс мероприятий по снижению себестоимости ракеты-носителя (РН) „Ангара“, в том числе направленных на создание производства замкнутого цикла РН семейства „Ангара“ на мощностях Производственного объединения „Полет“, город Омск».

    В итоге себестоимость «Ангары» к 2024 году снизится до 4 млрд. рублей, говорится в отчете. То есть, даже когда «Ангара» будет производиться серийно, ее себестоимость останется в полтора раза больше, чем у «Протона-М».



    Напомним: в январе 2020 года исполнилось 25 лет указу президента РФ «О разработке космического ракетного комплекса (КРК) „Ангара“». За четверть века создание КРК потребовало более $ 3 млрд. В легкой и тяжелой версиях носитель летал всего дважды (в 2014 году), хотя предполагалось, что к настоящему времени «Ангара» станет основным средством доставки в космос грузов и экипажей.

    Заметим, КРК «Ангара» был призван заменить большинство из использовавшихся в 1990-е ракет: «Ангара-А5» — вместо экологически вредного «Протона-М», «А3» — взамен украинского «Зенита», «Ангара-1.2» должна была занять нишу «Циклона-2/3» и «Космоса-3М». Реализация этой цели позволила бы российским властям заново собрать разрушенную после исчезновения СССР космическую отрасль, локализовав производства и запуски внутри страны.

    Но — не сложилось, и прежде всего из-за недофинансирования. Это СССР даже в довольно проблемном 1989 году выделил «на космос» 6,9 млрд. советских рублей (свыше $ 10 млрд.). Россия же космические расходы не потянула — к середине 1990-х финансирование отрасли упало почти до нуля, и выправить ситуацию удалось только к 2010-м годам. Все это прямо отразилась на «Ангаре» — из года в год сдвигались графики и планы подготовки узлов и агрегатов.

    Испытания удалось провести только в 2014-м. Но «легкая» и «тяжелая» «Ангара» снова оказались не у дел. Во-первых, из-за перебоев в работе Центра Хруничева, связанных с переносом производств из Москвы в Омск. Во-вторых — из-за неготовности космодрома Восточный для старта «Ангары».

    По мнению специалистов, на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим. Первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд. рублей, второй — в 10 млрд. Причем, решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дало.

    Убедительной версии, почему потребовалось переводить производство в Омск, не было озвучено. Но по Сети гуляет вполне прагматичная версия: территории ГКНПЦ им. Хруничева в московском районе Фили — настоящее золотое дно с точки зрения коммерческой застройки. Ракетам, стало быть, там не место.

    Ситуацию усугубило и спорное решение Роскосмоса — отказ от создания средней ракеты «Ангара-А3» ради развития «Союз-5». Объяснили это тем, что «Союз-5» имеет ту же грузоподъемность и было бы неразумно дублировать мощности. Но проблема в том, что работы по «Союзу-5» только начаты, тогда как по «Ангаре-А3» оставалось отработать программное обеспечение на уже готовом стенде.

    По сути, «Ангара» по-прежнему нужна. Но здравая на момент рождения идея теперь выглядит провальной: «Ангара» по-прежнему не летает, а долги Центра Хруничева превышают 80 млрд. рублей.

    — Вся история вокруг «Ангары» — это больше не про недофинансирование, а про разгильдяйство, причем на всех уровнях, — считает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Здесь четко надо понимать: с нуля была сделана новая ракета, она сразу полетела — это, как минимум, достойно уважения и похвал. Причем, другой ракеты такой грузоподъемности никто в России в ближайшее время создать не сможет.

    «Протон-М» уходит — и «Ангару» нужно по любому дотянуть до серийного производства. Но для этого надо понимать, что в ней следует поменять, что сделать, чтобы она хорошо летала и стоила нормально. В этом — в технической части — нужно разбираться.

    Но в последнее время, к сожалению, так происходило — в том числе, в Центре Хруничева — что проблемы с «Ангарой» гасились одним способом: мы создадим новое производство, и закупим для него новых станков.

    Такой подход проблем не решает. В «Ангаре», замечу, необходимо сделать кое-какие изменения — все это прорабатывалось в ГКНПЦ еще в 2007—2008 годах. Но сегодня решения, которые принимаются, даже ухудшают ситуацию.


    Я, например, могу точно сказать: когда передавали из Фили в Омск изготовление определенных изделий — не только по «Ангаре», но и по «Протону-М», — то стоимость этих изделий росла, причем в несколько раз. И это происходило под крики, мол, давайте отдадим производство в Омск — там зарплаты меньше. Но то ли в Омске был персонал не очень квалифицированный, то ли еще что — затраты именно росли.

    Передали, скажем, болты по «Протону-М» в Усть-Катав. Так мало того, что болты получились в несколько раз дороже, и деньги были потрачены на техническое перевооружение немалые, так еще и брак идет.

    На мой взгляд, это странная ситуация. Если делать по уму, у «Ангары» нормальное будущее. Это нормальная ракета — универсальная, с хорошими характеристиками по весам, которые при необходимости доводятся, с хорошей технологичностью.

    «СП»: — Почему тогда ее производство стоит впечатляющие 7 млрд. рублей?

    — Если не списывать на «Ангару» жизнь всего Центра Хруничева за год — думаю, цена будет намного меньше. Думаю, цена, которая фигурирует в отчете ГКНПЦ — это какая-то разница в хозяйственном управлении: между полученными деньгами, затраченными, чем-то еще.

    Не исключаю, что остались неосвоенные деньги на изделия, и в Центре решили: на кого их спишем — давайте на «Ангару»! Списывать на «Протон-М» нельзя, он серийный, а на «Ангару» — можно.

    Это давняя история, я еще лет 10 назад замечал: аналогичные изделия по «Ангаре» стоили в несколько раз дороже, чем по «Протону-М». Именно потому, что неосвоенные деньги списывали на «Ангару» — этого нельзя делать.

    На деле, в такой ситуации надо разбираться, тут нужен квалифицированный аудит. Но опять же, этим должны заниматься люди, которые понимают в ракетостроении.

    Ракеты, вообще, должны строить специалисты. А не просто люди, готовые покомандовать рабочими, готовые направлять «Ангару» то ли в Омск, то ли на Фили, готовые то ли объединять цеха, то ли разъединять. К ракете это не имеет никакого отношения.

    «СП»: — Почему «Протон-М» должен уйти, как вы говорите?

    — Первая и основная причина — «Протон-М» неэкологичный (в качестве топлива используется токсичный гептил, — «СП»). Вторая — «Протон-М» не планируется к запуску с территории РФ. Напомню, «Протон-М» стартует с только территории Казахстана, а нужна ракета, которая будет стартовать с российской территории. Так получилось, что изначально не стали прорабатывать старт «Протона» с космодрома «Восточный», поскольку ракета не является экологически-чистой.

    Получается, «Протон-М» действительно должен уйти. И если говорить про текущую ситуацию — производство комплектующих по «Протону-М» уже практически остановлено. Думаю, если возобновить его производство сейчас — будет примерно такая же канитель, как с «Ангарой».

    Сейчас завершаются работы по созданию нескольких последних «Протонов-М» — их всего осталось несколько штук. Производство двигателей уже остановлено, а большая часть оборудования законсервировано — точнее, отправлено на свалку. При этом производство по «Ангаре» в принципе есть, и в 2020 году еще одна «Ангара» должна полететь.


    Добавлю, что «Протон» — достаточно старое изделие (разработана в 1961—1967 годах, — «СП»), со своими серьезными болячками. «Ангара» в этом плане лучше, и намного.

    «СП»: — Насколько критичен отказ от средней ракеты «Ангара-А3» ради «Союз-5»?

    — «Ангара» была спроектирована как КРК с универсальными ракетными блоками: «Ангара-А1.2», «Ангара-А3» и «Ангара-А5». К сожалению, из-за свистопляски с руководителями Центр Хруничева разунифицировал «Ангару-А1.2» — ей сделали другую верхнюю ступень, при том, что можно было обойтись универсальным решением. Плюс, центр буквально сам отказался от «Ангары-А3».

    Замечу, по «Ангаре-А3» государственного заказа изначально особо не предполагалось. Она была таким промежуточным звеном — авось, на коммерческом рынке будут заказы на такую размерность ракеты. Тут, кстати, возникает вопрос: зачем при такой проблеме делается «Союз-5» — заказов под него также нет.

    Логичнее, конечно, было сохранить «Ангару-А3». Тем более, там предусматривалось две модификации: «Ангара-А3» и «Ангара-А3.2» без верхней ступени — получалось более гибкое семейство.

    Но, как я понимаю, есть самарское РКЦ «Прогресс», который тоже хочет поразрабатывать какую-нибудь ракету, и получить на это деньги. И деньги им надо дать, поскольку работники РКЦ должны получать заработную плату.

    Вот мы и занимаемся не тем, что делаем ракеты, а тем, что выдает заработную плату людям, чтобы они что-нибудь интересное сделали. Честно говоря, я не вижу загрузки ни на «Ангару-А3», ни на «Союз-5»: возможны только разовые пуски.


    «СП»: — Представим, у России есть «Ангара 5». Насколько это укрепит наши позиции на рынке космических пусков?

    — Если говорить про международный пусковой рынок — боюсь, никак не укрепит. Международный рынок мы давно от себя отпустили. Ни «Ангаре», ни «Протону-М» там ловить нечего: там есть американские ракеты, и большинство производителей спутников в США и Европе будут летать на них, а не на наших ракетах.

    Это следствие протекционизма: США продвигают запуски именно на своих ракетах. Свободного рынка в этой сфере никогда не было. Просто нам повезло, что у американцев в какой-то момент не оказалось ракет — у них был полный провал (имеется в виду программа «Спейс шаттл», — «СП»). А у нас был готовый «Протон-М» — и мы успешно воспользовались ситуацией.

    Но теперь обстановка резко изменилась: никому наши ракеты не нужны, пусть даже они лучше и дешевле американских.

    «СП»: — То есть, «Ангару» мы делаем для себя?

    — По сути — да, хотя рынка для нее нет. Это тоже большая проблема — у предприятий космической отрасли нет особого интереса заниматься ракетостроением. Они понимают: государству нужна всего пара пусков «Ангары» в год, и оно заплатит за любые издержки. Насколько я понимаю, в Центре Хруничева с таким положением смирились.

    При таком подходе «Ангара» действительно будет стоить очень дорого. Если прежде предприятие выпускало по 12 ракет «Протон-М» в год, а будет выпускать по две «Ангары» — можете сами пересчитать, сколько будет стоить ракета.

    Но касается это не только «Ангары». Тот же «Протон-М», по последним данным, не очень дешево стоит — с учетом снижения программы запусков. По оценкам, он уже стал примерно в 2 раза дороже, чем был до 2014 года.


    Космическая одиссея


    Ученые открыли две экзопланеты в 11 световых годах от Земли



    Россия планирует запустить шесть спутников связи «Гонец-М» до конца года



    Ракета «Ангара» оказалась слишком дорогой



    «Роскосмос» нашел недостатки в корабле Илона Маска


    (1504)

    Стоимость производства ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» составляет 7 млрд. рублей. Это в три раза больше, чем у ракеты «Протон-М», которую ей предстоит заменить. Об этом говорится в финансовом отчете Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М. В. Хруничева за 2019 год. В то же время, в документе подчеркивается: ГКНПЦ вместе с Роскосмосом проводит «комплекс мероприятий по снижению себестоимости ракеты-носителя (РН) „Ангара“, в том числе направленных на создание производства замкнутого цикла РН семейства „Ангара“ на мощностях Производственного объединения „Полет“, город Омск». В итоге себестоимость «Ангары» к 2024 году снизится до 4 млрд. рублей, говорится в отчете. То есть, даже когда «Ангара» будет производиться серийно, ее себестоимость останется в полтора раза больше, чем у «Протона-М». Напомним: в январе 2020 года исполнилось 25 лет указу президента РФ «О разработке космического ракетного комплекса (КРК) „Ангара“». За четверть века создание КРК потребовало более $ 3 млрд. В легкой и тяжелой версиях носитель летал всего дважды (в 2014 году), хотя предполагалось, что к настоящему времени «Ангара» станет основным средством доставки в космос грузов и экипажей. Заметим, КРК «Ангара» был призван заменить большинство из использовавшихся в 1990-е ракет: «Ангара-А5» — вместо экологически вредного «Протона-М», «А3» — взамен украинского «Зенита», «Ангара-1.2» должна была занять нишу «Циклона-2/3» и «Космоса-3М». Реализация этой цели позволила бы российским властям заново собрать разрушенную после исчезновения СССР космическую отрасль, локализовав производства и запуски внутри страны. Но — не сложилось, и прежде всего из-за недофинансирования. Это СССР даже в довольно проблемном 1989 году выделил «на космос» 6,9 млрд. советских рублей (свыше $ 10 млрд.). Россия же космические расходы не потянула — к середине 1990-х финансирование отрасли упало почти до нуля, и выправить ситуацию удалось только к 2010-м годам. Все это прямо отразилась на «Ангаре» — из года в год сдвигались графики и планы подготовки узлов и агрегатов. Испытания удалось провести только в 2014-м. Но «легкая» и «тяжелая» «Ангара» снова оказались не у дел. Во-первых, из-за перебоев в работе Центра Хруничева, связанных с переносом производств из Москвы в Омск. Во-вторых — из-за неготовности космодрома Восточный для старта «Ангары». По мнению специалистов, на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим. Первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд. рублей, второй — в 10 млрд. Причем, решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дало. Убедительной версии, почему потребовалось переводить производство в Омск, не было озвучено. Но по Сети гуляет вполне прагматичная версия: территории ГКНПЦ им. Хруничева в московском районе Фили — настоящее золотое дно с точки зрения коммерческой застройки. Ракетам, стало быть, там не место. Ситуацию усугубило и спорное решение Роскосмоса — отказ от создания средней ракеты «Ангара-А3» ради развития «Союз-5». Объяснили это тем, что «Союз-5» имеет ту же грузоподъемность и было бы неразумно дублировать мощности. Но проблема в том, что работы по «Союзу-5» только начаты, тогда как по «Ангаре-А3» оставалось отработать программное обеспечение на уже готовом стенде. По сути, «Ангара» по-прежнему нужна. Но здравая на момент рождения идея теперь выглядит провальной: «Ангара» по-прежнему не летает, а долги Центра Хруничева превышают 80 млрд. рублей. — Вся история вокруг «Ангары» — это больше не про недофинансирование, а про разгильдяйство, причем на всех уровнях, — считает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Здесь четко надо понимать: с нуля была сделана новая ракета, она сразу полетела — это, как минимум, достойно уважения и похвал. Причем, другой ракеты такой грузоподъемности никто в России в ближайшее время создать не сможет. «Протон-М» уходит — и «Ангару» нужно по любому дотянуть до серийного производства. Но для этого надо понимать, что в ней следует поменять, что сделать, чтобы она хорошо летала и стоила нормально. В этом — в технической части — нужно разбираться. Но в последнее время, к сожалению, так происходило — в том числе, в Центре Хруничева — что проблемы с «Ангарой» гасились одним способом: мы создадим новое производство, и закупим для него новых станков. Такой подход проблем не решает. В «Ангаре», замечу, необходимо сделать кое-какие изменения — все это прорабатывалось в ГКНПЦ еще в 2007—2008 годах. Но сегодня решения, которые принимаются, даже ухудшают ситуацию. Я, например, могу точно сказать: когда передавали из Фили в Омск изготовление определенных изделий — не только по «Ангаре», но и по «Протону-М», — то стоимость этих изделий росла, причем в несколько раз. И это происходило под крики, мол, давайте отдадим производство в Омск — там зарплаты меньше. Но то ли в Омске был персонал не очень квалифицированный, то ли еще что — затраты именно росли. Передали, скажем, болты по «Протону-М» в Усть-Катав. Так мало того, что болты получились в несколько раз дороже, и деньги были потрачены на техническое перевооружение немалые, так еще и брак идет. На мой взгляд, это странная ситуация. Если делать по уму, у «Ангары» нормальное будущее. Это нормальная ракета — универсальная, с хорошими характеристиками по весам, которые при необходимости доводятся, с хорошей технологичностью. «СП»: — Почему тогда ее производство стоит впечатляющие 7 млрд. рублей? — Если не списывать на «Ангару» жизнь всего Центра Хруничева за год — думаю, цена будет намного меньше. Думаю, цена, которая фигурирует в отчете ГКНПЦ — это какая-то разница в хозяйственном управлении: между полученными деньгами, затраченными, чем-то еще. Не исключаю, что остались неосвоенные деньги на изделия, и в Центре решили: на кого их спишем — давайте на «Ангару»! Списывать на «Протон-М» нельзя, он серийный, а на «Ангару» — можно. Это давняя история, я еще лет 10 назад замечал: аналогичные изделия по «Ангаре» стоили в несколько раз дороже, чем по «Протону-М». Именно потому, что неосвоенные деньги списывали на «Ангару» — этого нельзя делать. На деле, в такой ситуации надо разбираться, тут нужен квалифицированный аудит. Но опять же, этим должны заниматься люди, которые понимают в ракетостроении. Ракеты, вообще, должны строить специалисты. А не просто люди, готовые покомандовать рабочими, готовые направлять «Ангару» то ли в Омск, то ли на Фили, готовые то ли объединять цеха, то ли разъединять. К ракете это не имеет никакого отношения. «СП»: — Почему «Протон-М» должен уйти, как вы говорите? — Первая и основная причина — «Протон-М» неэкологичный (в качестве топлива используется токсичный гептил, — «СП»). Вторая — «Протон-М» не планируется к запуску с территории РФ. Напомню, «Протон-М» стартует с только территории Казахстана, а нужна ракета, которая будет стартовать с российской территории. Так получилось, что изначально не стали прорабатывать старт «Протона» с космодрома «Восточный», поскольку ракета не является экологически-чистой. Получается, «Протон-М» действительно должен уйти. И если говорить про текущую ситуацию — производство комплектующих по «Протону-М» уже практически остановлено. Думаю, если возобновить его производство сейчас — будет примерно такая же канитель, как с «Ангарой». Сейчас завершаются работы по созданию нескольких последних «Протонов-М» — их всего осталось несколько штук. Производство двигателей уже остановлено, а большая часть оборудования законсервировано — точнее, отправлено на свалку. При этом производство по «Ангаре» в принципе есть, и в 2020 году еще одна «Ангара» должна полететь. Добавлю, что «Протон» — достаточно старое изделие (разработана в 1961—1967 годах, — «СП»), со своими серьезными болячками. «Ангара» в этом плане лучше, и намного. «СП»: — Насколько критичен отказ от средней ракеты «Ангара-А3» ради «Союз-5»? — «Ангара» была спроектирована как КРК с универсальными ракетными блоками: «Ангара-А1.2», «Ангара-А3» и «Ангара-А5». К сожалению, из-за свистопляски с руководителями Центр Хруничева разунифицировал «Ангару-А1.2» — ей сделали другую верхнюю ступень, при том, что можно было обойтись универсальным решением. Плюс, центр буквально сам отказался от «Ангары-А3». Замечу, по «Ангаре-А3» государственного заказа изначально особо не предполагалось. Она была таким промежуточным звеном — авось, на коммерческом рынке будут заказы на такую размерность ракеты. Тут, кстати, возникает вопрос: зачем при такой проблеме делается «Союз-5» — заказов под него также нет. Логичнее, конечно, было сохранить «Ангару-А3». Тем более, там предусматривалось две модификации: «Ангара-А3» и «Ангара-А3.2» без верхней ступени — получалось более гибкое семейство. Но, как я понимаю, есть самарское РКЦ «Прогресс», который тоже хочет поразрабатывать какую-нибудь ракету, и получить на это деньги. И деньги им надо дать, поскольку работники РКЦ должны получать заработную плату. Вот мы и занимаемся не тем, что делаем ракеты, а тем, что выдает заработную плату людям, чтобы они что-нибудь интересное сделали. Честно говоря, я не вижу загрузки ни на «Ангару-А3», ни на «Союз-5»: возможны только разовые пуски. «СП»: — Представим, у России есть «Ангара 5». Насколько это укрепит наши позиции на рынке космических пусков? — Если говорить про международный пусковой рынок — боюсь, никак не укрепит. Международный рынок мы давно от себя отпустили. Ни «Ангаре», ни «Протону-М» там ловить нечего: там есть американские ракеты, и большинство производителей спутников в США и Европе будут летать на них, а не на наших ракетах. Это следствие протекционизма: США продвигают запуски именно на своих ракетах. Свободного рынка в этой сфере никогда не было. Просто нам повезло, что у американцев в какой-то момент не оказалось ракет — у них был полный провал (имеется в виду программа «Спейс

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Мнение аллерголога-иммунолога о вероятности развития астмы у аллергиков, пользе домашних животных и показаниях к...
  • Рассказываем, где можно эффективно и безболезненно избавиться от нежелательных волос...
  • Последствия пандемии оказались тяжелее, чем предполагалось...
  • Медицина
           

    Авто
  • Инспекторы работают не по закону, а как начальство прикажет...
  • Лимузин экс-замминистра Тимура Иванова выглядит бледно на фоне обновлённого авто президента...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика