Начатый Владимиром Путиным процесс изменения Конституции может стать идеальным моментом для решения вопросов по объединению некоторых субъектов Российской Федерации. Такое слияние актуально для Хабаровского края и ЕАО, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но требует серьезной подготовки и референдума.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предложил подписать соглашение о полной интеграции Санкт-Петербурга и Ленобласти в социальной, экономической и транспортной сферах. Это предложение поддержал и губернатор Северной столицы Александр Беглов.
О необходимости интеграции и возможности объединения двух субъектов в один мы поговорили с директором Института современного государственного развития Дмитрием Солонниковым.
«Петербург и Ленинградская область во много развиваются как единый субъект и появился ряд нерешенных вопросов, связанных, например с тем, что сотни тысяч жителей Ленобласти ездят работать в Петербург и там платят налоги.
Также существует проблема с содержанием социальных объектов в Ленинградской области: население некоторых районов летом удваивается из-за наплыва дачников из Петербурга. В результате встает необходимость дополнительно содержать социальные объекты и объекты здравоохранения.
Кроме того, без интеграции невозможно строительство транспортных объектов на границе города и области: ни один из субъектов не может финансировать такое строительство, если оно не ведется на его территории. Тем временем транспортная доступность быстрорастущих микрорайонов на границе падает.
Вопрос вывоза мусор также стоит на повестке: Петербург не способен принять весь свой мусор, впрочем, в Ленобласти не спешат его принимать.
Само по себе соглашение о полной интеграции, предложенное Дрозденко, этих проблем не решит, вся зависит от законодательной базы, которая должна под это меняться", считает Дмитрий Солонников.
Депутат Заксобрания Петербурга от фракции «Яблоко» политолог Борис Вишневский интеграцию поддерживает, но против объединения в один субъект.
— Развитие горизонтальных связей необходимо. Есть масса проблем, которые решаются только совместными действиями города и области: начиная от вывоза мусора и заканчивая строительством дорог к садоводствам, обеспечению медицинского обслуживания и строительных проектов. Но я категорически против объединения в один субъект просто исходя из законодательства. Если, не дай бог, оно произойдет, город лишится налоговых доходов. Вообще я против укрупнения регионов, — заявил Борис Вишневский.
Как отмечает Дмитрий Солонников, объединение в один субъект содержит сразу несколько типов проблем. Политическими проблемами объединения является тот факт, что город и область подчиняются совершенно разным принципам организации местного самоуправления и объединить их без конфликта не получится.
Еще одной группой проблем являются психологические: жители вряд ли проголосуют за то, чтобы Петербург потерял статус города федерального значения и приобрел статус обычного областного центра. А жители Ленинградской области вряд ли согласятся, чтобы в общем Заксобрании субъекта из 50 человек их представляли всего восемь депутатов.
Поглощение Хабаровским краем ЕАО, о котором неоднократно говорил губернатор Сергей Фургал и также часто опровергал глава ЕАО Александр Левинталь, может пройти по принципу, когда более успешный регион поглощает более депрессивный. По такому же принципу объединялись субъекты в начале 2000-х.
На заре 2000-х годов в результате поглощения граничащих автономных округов состоялись Пермский, Красноярский край, а также Камчатская, Иркутская и Читинская области. Опыт административного сложения у России есть.
Авторы «Незыгаря» утверждают, что объединение вряд ли будут продвигать под видом поправок, потому что за тот короткий срок, как меняется российская Конституция, соответствующие регионы будет не подготовить к объединению.
При этом один из членов рабочей группы по подготовке поправок, сообщил «СП», что не видел инициативы об объединении субъектов федерации.