«Болезненный вопрос». Что Алиев предложил Еревану - «Общество» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    «Болезненный вопрос». Что Алиев предложил Еревану - «Общество»
    14-01-2021, 00:00
    Общество
    Редактировать

    «Болезненный вопрос». Что Алиев предложил Еревану - «Общество»

    Армения получит железнодорожное сообщение с Россией, а Азербайджан — прямой коридор в Нахичевань через армянскую территорию. Об этом заявил президент Ильхам Алиев после встречи в Москве с Владимиром Путиным и Николом Пашиняном.


    Мудрость и воля


    Лидеры России, Армении и Азербайджана беседовали втроем, затем российский президент пообщался с Алиевым и Пашиняном отдельно. Азербайджанский президент и армянский премьер расставили акценты по-разному. Алиев напомнил, что это уже второе совместное заявление руководителей государств по региону. Но важность нового документа в том, что он поможет разблокировать пути на Кавказе.


    «После более чем тридцати лет Азербайджан посредством транспортных коммуникаций через территорию Армении восстановит сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой, — говорил он. — Армения получит выход на Россию и Иран, а мы — на турецкий рынок. Кроме того, турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся».


    Алиев продемонстрировал миролюбие. «Ситуация между Арменией и Азербайджаном, которая складывалась на протяжении многих лет, в конечном итоге разрешилась», — высказался он, выразив надежду, что армянская сторона не будет оспаривать заявление о перемирии и два народа найдут «волю и мудрость думать о будущем».


    Готовиться к налаживанию связей с Ереваном азербайджанский президент начал еще до встречи в Москве. В конце года стало известно, что Баку разрабатывает технико-экономическое обоснование железной дороги до границы с Арменией. «Считаю, что строительство займет максимум два года», — обозначил сроки Алиев. И добавил, что «придает большое значение формированию коридора между Азербайджаном, Арменией и Турцией». А в январе 2021-го СМИ сообщили: на территориях, отошедших к Азербайджану в Физули, возведут международный аэропорт.


    Восстановление транспортного сообщения в регионе — преодоление последствий 1990-х, когда из-за конфликта в Карабахе Ереван и Баку разорвали связи. Больнее всего это ударило по Армении: страна оказалась в ситуации, которую сравнивали с блокадой. В советское время значительная часть грузов шла через территорию Азербайджанской ССР.


    Положение ухудшилось после начала грузино-абхазского конфликта и гражданской войны в Грузии: железнодорожный путь через Сухуми перекрыли, а паралич власти сделал проблематичной доставку по автомобильным дорогам. Закрыли и границу с Турцией. По отдельным данным, внешняя торговля Армении в 1992-м буквально рухнула — оборот упал на 94 процента в сравнении с 1990 годом. О возобновлении сообщения Россия, Армения и Азербайджан договорились в ноябре 2020-го, при подписании заявления о прекращении боевых действий в Карабахе.


    Зачем Пашинян поехал в Москву


    Но на январской встрече в Москве Пашинян подчеркивал, что обсуждать экономику и транзит ему мешает нерешенность гуманитарных проблем. «Я думаю, для всех нас самая чувствительная и болезненная тема — вопросы, связанные с военнопленными, пропавшими без вести, обменом телами погибших», — объяснил армянский премьер.


    Политический фон на родине не способствовал содержательным переговорам о транспортном сообщении. В Ереване в конце года объявили бессрочный митинг с требованием отставки Пашиняна, оппозиция перекрывала дороги перед его кортежем. В Москву глава правительства летел под неодобрительные комментарии противников. Так, правозащитник Аветик Ишханян предположил — а не подпишет ли премьер новую «капитуляцию».


    В Армении многие расценивают заявление о перемирии в Карабахе как поражение. В ноябре 2020-го при посредничестве Москвы Баку и Ереван прекратили огонь, договорились обменяться пленными и телами погибших. Азербайджану отошли Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы, которые раньше контролировала непризнанная Нагорно-Карабахская республика. В регионе развернули российский миротворческий контингент.


    Публикация документа вызвала волну протестов в Армении. Даже во время встречи с Путиным противники не обошли Пашиняна вниманием — у посольства Армении в Москве состоялась демонстрация.


    Слова о том, что важнее всего — освобождение пленных, премьеру не помогли. На родине его все равно упрекнули, что он обсуждал «азербайджанскую повестку». «Все провластные каналы радостно вещали, что в соответствии с новой договоренностью откроют железную дорогу, связывающую Армению с Ираном и Россией. Между тем армянский народ ожидал от встречи одного — договоренности о возвращении в сжатые сроки военнопленных, однако этого не произошло», — раскритиковал главу правительства лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян.


    Между тем ранее — еще в ноябре — Пашинян считал вопрос разблокирования дорог важнейшим. «В ближайшем будущем мы должны сконцентрироваться на этом. Говоря об экономической стабилизации не только в Армении, но и во всем регионе, мы должны предпринять конкретные шаги», — призывал премьер.


    И даже сквозь бушующий в стране политический кризис пробивались новости о нормализации отношений с соседом. В декабре над армянской территорией пролетел из Баку в Стамбул лайнер авиакомпании Turkish Airlines. Азербайджанское издание Haqqin назвало этот рейс «историческим». И отметило, что официальные источники не сообщали об открытии воздушного пространства Армении.


    Болезненная ломка стереотипов


    Кандидат исторических наук, специалист по Кавказу Станислав Тарасов считает: очередная московская встреча — лишь пролог к сложной дипломатической игре. «Если пользоваться марксистским тезисом о бытии, определяющем сознание, то психологию конфликтующих народов должна изменить торговля, — говорит он.— Регион в целом и Армения в перспективе выиграют, но сейчас в Ереване идет болезненная ломка привычных представлений».


    Эксперт не исключает, что Минский формат постепенно трансформируется в трехсторонний: Россия, Армения и Азербайджан. «Перевод конфликта в политико-дипломатическое русло неизбежен после того, как в Карабахе встали российские миротворцы. Никто не хочет конфронтации с третьей стороной — с Россией. А на сотрудничество с Ереваном сейчас настроена даже Анкара», — отмечает Тарасов.


    Российский кавказовед Нурлан Гасымов полагает, что от открытия путей выиграют все три страны. «Раньше связь России и Армении осуществлялась по воздуху или по Военно-Грузинской дороге — неудобной, а иногда и недоступной из-за снежных завалов. Сейчас страны получают сухопутное сообщение. Это важно для Армении как для члена торгового альянса ЕАЭС. И для российской военной базы: грузы не надо перебрасывать только самолетами», — объясняет Гасымов. Причем, подчеркивает он, Азербайджан не расценивает военный транзит из России как угрозу для себя.


    Эксперт согласен: в Карабахе много нерешенных проблем — и позицию Пашиняна можно понять. Но лидеры трех стран начали с экономики не случайно: когда идет торговля, конфликтность спадает. Именно хозяйственные связи открывают путь к полноценному сотрудничеству и примирению.


    Армения получит железнодорожное сообщение с Россией, а Азербайджан — прямой коридор в Нахичевань через армянскую территорию. Об этом заявил президент Ильхам Алиев после встречи в Москве с Владимиром Путиным и Николом Пашиняном. Мудрость и воля Лидеры России, Армении и Азербайджана беседовали втроем, затем российский президент пообщался с Алиевым и Пашиняном отдельно. Азербайджанский президент и армянский премьер расставили акценты по-разному. Алиев напомнил, что это уже второе совместное заявление руководителей государств по региону. Но важность нового документа в том, что он поможет разблокировать пути на Кавказе. «После более чем тридцати лет Азербайджан посредством транспортных коммуникаций через территорию Армении восстановит сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой, — говорил он. — Армения получит выход на Россию и Иран, а мы — на турецкий рынок. Кроме того, турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся». Алиев продемонстрировал миролюбие. «Ситуация между Арменией и Азербайджаном, которая складывалась на протяжении многих лет, в конечном итоге разрешилась», — высказался он, выразив надежду, что армянская сторона не будет оспаривать заявление о перемирии и два народа найдут «волю и мудрость думать о будущем». Готовиться к налаживанию связей с Ереваном азербайджанский президент начал еще до встречи в Москве. В конце года стало известно, что Баку разрабатывает технико-экономическое обоснование железной дороги до границы с Арменией. «Считаю, что строительство займет максимум два года», — обозначил сроки Алиев. И добавил, что «придает большое значение формированию коридора между Азербайджаном, Арменией и Турцией». А в январе 2021-го СМИ сообщили: на территориях, отошедших к Азербайджану в Физули, возведут международный аэропорт. Восстановление транспортного сообщения в регионе — преодоление последствий 1990-х, когда из-за конфликта в Карабахе Ереван и Баку разорвали связи. Больнее всего это ударило по Армении: страна оказалась в ситуации, которую сравнивали с блокадой. В советское время значительная часть грузов шла через территорию Азербайджанской ССР. Положение ухудшилось после начала грузино-абхазского конфликта и гражданской войны в Грузии: железнодорожный путь через Сухуми перекрыли, а паралич власти сделал проблематичной доставку по автомобильным дорогам. Закрыли и границу с Турцией. По отдельным данным, внешняя торговля Армении в 1992-м буквально рухнула — оборот упал на 94 процента в сравнении с 1990 годом. О возобновлении сообщения Россия, Армения и Азербайджан договорились в ноябре 2020-го, при подписании заявления о прекращении боевых действий в Карабахе. Зачем Пашинян поехал в Москву Но на январской встрече в Москве Пашинян подчеркивал, что обсуждать экономику и транзит ему мешает нерешенность гуманитарных проблем. «Я думаю, для всех нас самая чувствительная и болезненная тема — вопросы, связанные с военнопленными, пропавшими без вести, обменом телами погибших», — объяснил армянский премьер. Политический фон на родине не способствовал содержательным переговорам о транспортном сообщении. В Ереване в конце года объявили бессрочный митинг с требованием отставки Пашиняна, оппозиция перекрывала дороги перед его кортежем. В Москву глава правительства летел под неодобрительные комментарии противников. Так, правозащитник Аветик Ишханян предположил — а не подпишет ли премьер новую «капитуляцию». В Армении многие расценивают заявление о перемирии в Карабахе как поражение. В ноябре 2020-го при посредничестве Москвы Баку и Ереван прекратили огонь, договорились обменяться пленными и телами погибших. Азербайджану отошли Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы, которые раньше контролировала непризнанная Нагорно-Карабахская республика. В регионе развернули российский миротворческий контингент. Публикация документа вызвала волну протестов в Армении. Даже во время встречи с Путиным противники не обошли Пашиняна вниманием — у посольства Армении в Москве состоялась демонстрация. Слова о том, что важнее всего — освобождение пленных, премьеру не помогли. На родине его все равно упрекнули, что он обсуждал «азербайджанскую повестку». «Все провластные каналы радостно вещали, что в соответствии с новой договоренностью откроют железную дорогу, связывающую Армению с Ираном и Россией. Между тем армянский народ ожидал от встречи одного — договоренности о возвращении в сжатые сроки военнопленных, однако этого не произошло», — раскритиковал главу правительства лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян. Между тем ранее — еще в ноябре — Пашинян считал вопрос разблокирования дорог важнейшим. «В ближайшем будущем мы должны сконцентрироваться на этом. Говоря об экономической стабилизации не только в Армении, но и во всем регионе, мы должны предпринять конкретные шаги», — призывал премьер. И даже сквозь бушующий в стране политический кризис пробивались новости о нормализации отношений с соседом. В декабре над армянской территорией пролетел из Баку в Стамбул лайнер авиакомпании Turkish Airlines. Азербайджанское издание Haqqin назвало этот рейс «историческим». И отметило, что официальные источники не сообщали об открытии воздушного пространства Армении. Болезненная ломка стереотипов Кандидат исторических наук, специалист по Кавказу Станислав Тарасов считает: очередная московская встреча — лишь пролог к сложной дипломатической игре. «Если пользоваться марксистским тезисом о бытии, определяющем сознание, то психологию конфликтующих народов должна изменить торговля, — говорит он.— Регион в целом и Армения в перспективе выиграют, но сейчас в Ереване идет болезненная ломка привычных представлений». Эксперт не исключает, что Минский формат постепенно трансформируется в трехсторонний: Россия, Армения и Азербайджан. «Перевод конфликта в политико-дипломатическое русло неизбежен после того, как в Карабахе встали российские миротворцы. Никто не хочет конфронтации с третьей стороной — с Россией. А на сотрудничество с Ереваном сейчас настроена даже Анкара», — отмечает Тарасов. Российский кавказовед Нурлан Гасымов полагает, что от открытия путей выиграют все три страны. «Раньше связь России и Армении осуществлялась по воздуху или по Военно-Грузинской дороге — неудобной, а иногда и недоступной из-за снежных завалов. Сейчас страны получают сухопутное сообщение. Это важно для Армении как для члена торгового альянса ЕАЭС. И для российской военной базы: грузы не надо перебрасывать только самолетами», — объясняет Гасымов. Причем, подчеркивает он, Азербайджан не расценивает военный транзит из России как угрозу для себя. Эксперт согласен: в Карабахе много нерешенных проблем — и позицию Пашиняна можно понять. Но лидеры трех стран начали с экономики не случайно: когда идет торговля, конфликтность спадает. Именно хозяйственные связи открывают путь к полноценному сотрудничеству и примирению.

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Топ-10 советов, как побороть тревожность...
  • Как избежать проблем со здоровьем в период садово-огородных работ?...
  • Фитнес-тренер рассказала, как мотивирует своих подопечных заниматься спортом и после прохождения онлайн-марафона...
  • Медицина
           

    Авто
  • За океаном и в Европе опасаются смерти их автопрома, который не выдержит конкуренции с китайскими машинами...
  • Признанные автогиганты всухую проиграли китайским новичкам...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика