Как охраняют президента, Владимира Путина доподлинно знают разве что в ФСО, да и то ограниченный круг лиц, и о том, как обеспечивается его безопасность, какие снайперы прикрывают, тоже существует весьма дозированная информация. А как в небе, при полётах в иностранные государства?
Нынешний маршрут президентского «борта номер один», который посетил с официальным визитом Индию, был не самым простым (или мог быть не простым) по наличию границ под крылом самолёта, над которыми пролетел Путин. Главное здесь не в количестве пересеченных стран, а в их надежной безопасности для пролёта. Здесь можно вспомнить и одну из версий сбитого малайзийского Boeing MH, который то ли должен был протаранить самолёт Путина над Польшей, то ли его перепутали в небе над Донбассом (борт № 1 был там настолько «близко», что достать его украинские ПВОи ВВС просто не могли) — это версии и домыслы блогеров. Тем не менее, самолёт Путина это цель, которая в прицеле. Пусть хотя бы гипотетическая.
Как президент летал в Индию? Если посмотреть путь в небе пассажирских лайнеров рейсов Москва — Нью-Дели (время в пути 6 часов, стоимость билетов начинается от 15 тысяч рублей), то их маршрут пролегает над территориями России, Казахстана, Узбекистана, севера Афганистана, Пакистана и, собственно, самой Индии. С российской территорией всё понятно, здесь самолёты ведут диспетчеры и отслеживают средства ПВО, речь о воздушном сопровождении истребителями не идёт даже для президентского самолёта. Воздушный эскорт для Путина в России редко используется, как говорится, лишь по праздникам.
Залетаем в Казахстан. Там, вероятно, в курсе, кто над ними пролетает, и держат в готовности эскадрилью истребителей Су-30СМ, воесмь недавно закупленных в России самолётов. Возможно, что пара из них в этот момент даже дежурила в воздухе, но глаза Путину они точно не мозолили.
Можно, конечно, предположить, что в небе Казахстана находились и российские пилоты, они здесь бывали и прежде, но это маловероятно. Самолёты ВКС участвовали в учениях «Шыгыс-2019» («Восток-2019»), когда в течение двух недель восемь российских боевых самолётов Су-30СМ и Су-34 проводили совместные тренировочные вылеты по отработке учебно-боевых задач. Каждый полёт согласовывался с казахстанским командованием. Сейчас в небе над Нур-Султаном российских истребителей нет.
В Узбекистане боевых истребителей — кот наплакал. Это два ещё советских Су-27, одиннадцать находятся на хранении. Ташкент пока лишь планирует закупить многоцелевые истребители. Атака на Путина с этой территории маловероятна, тем более, что накануне, 19 ноября, провёл плодотворную встречу в Кремле с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Вряд ли обеспечивался здесь воздушный коридор для Путина при поддержке российской авиабазы Кант в соседней Киргизии.
Дальше — северные провинции Афганистана. Внизу талибы. У них нет средств ПВО в виде зенитных ракетных систем, а захваченные американские ПЗРК «Стингер» на эшелон около 12 тысяч метров, на котором летит «борт № 1», даже близко не достанут. Плюс к тому же нынешние власти Кабула активно стремятся задружиться с Москвой. Тем не менее, Афганистан представляется некой «чёрной дырой», откуда можно ждать чего угодно. Так же как и Пакистан, который, вспомним, полностью закрывал своё воздушное пространство в 2019 году, в том числе и для российских авиакомпаний, самолёты которых едва не попали в ловушку из-за неожиданно принятых ограничений. У Москвы и Исламабада отношения сейчас достаточно ровные и стабильные, но Пакистан фактически находится в состоянии войны с Индией из-за Кашмирского региона. А Путин летел как раз в Нью-Дели, да ещё с пакетом по военно-техническому сотрудничеству.
Стоит ли рисковать с таким, скажем, традиционным воздушным маршрутом, который короче, но отнюдь не безопаснее? Можно предположить, что Путин пошёл (полетел) другим путём. Вспомним, как пару дней назад к Хайдарабадскому дворцу в центре Нью-Дели подъехали два автомобиля Aurus без номерных знаков (Путин даже за границей пользуется только своими машинами), в каком из них находится российский президент, не знал даже индийский премьер-министр Моди, пока Путин не вышел из автомобиля. Так же доподлинно неизвестно, каким он летел маршрутом на этот раз.
Из наиболее вероятных — через Казахстан и Китай. Пекин и Нью-Дели тоже перестреливаются на Памире — крупный пограничный конфликт из-за спорного региона Аксайчин произошел там в мае 2020 года, да и сейчас не спокойно. Впрочем, по поводу безопасности пролёта «дорогого друга Путина» глава КНР Си Цзиньпин наверняка дал соответствующие указания главкому ВВС НОАК генерал-полковнику Чан Динцю. Дорога оказалась чуть дольше, но без залётов в зону турбулентности, которую могли бы создать с земли.
— За безопасность не только президентских самолётов, но и гражданских лайнеров отвечает исключительно та страна, над которой пролегает маршрут лайнеров, — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. — Это определяется Международным воздушным правом, действует и «Конвенция о международной гражданской авиации», заключённой в Чикаго ещё в 1944 году, и ряд других.
В России безопасность авиаперевозок регламентируется «Воздушным кодексом РФ». Речь о сопровождении президентского «борта номер один» российскими истребителями над территориями сопредельных государств идти не может. Хотя в конкретном случае, при визите в Индию, чисто теоретически это было возможно, однако российские боевые самолёты имеют право составить воздушный эскорт только до границы. И, скажем, на последней выставке Dubai Airshow 2021, где Рособоронэкспорт представил истребители Су-57 и Су-35С, они, во-первых, были без боевого вооружения, во-вторых, пролёт самолётов был заранее согласован с принимающей стороной, в том числе по маршруту пролёта.
Одна из немногих зарубежных стран, где самолёт Владимира Путина прикрывают российские боевые истребители — Сирия. Впрочем, они там и базируются в составе ВКС РФ и встречают в небе не только президента, министра обороны и иных высоких должностных лиц, но и тяжелые военно-транспортные самолёты. Причём сами пилоты даже не знают, кого прикрывают собой, а уж «борт № 1» в списке особой секретности.
Как рассказывал в одном из интервью военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков, когда истребители Су-30СМ в 2017 году поднялись в небо с аэродрома Хмеймим, они лишь при визуальном контакте поняли, что это не обычный военно-транспортный самолёт. Задачу выполнили, прикрытие обеспечили и лишь вечером по телевизору увидели кадры, как Путин машет им в окно иллюминатора.
С не меньшей, а то и большей секретностью прилетал Владимир Путин в Сирию в январе 2020 года. И хотя посадку его самолёт произвёл в Дамаске, сопровождали «борт № 1» на всём участке полёта над сирийской территорией именно российские истребители. Всё прошло гладко.
Ещё один из известных случаев воздушного эскорта президента произошёл в 2017 году, во время его визита в Каир. Тогда российские истребители сопроводили его самолёт над Средиземным морем, а вот заходили ли они в воздушное пространство Египта — не сообщается. Впрочем, там расстояние от побережья до египетской столицы всего 184 километра и президент Абдул-Фаттах Ас-Сиси мог закрыть глаза на подобное нарушение. Или выслать свой эскорт — это ведь уже его гость.