В свете развернувшейся дискуссии по внесению изменений в Конституцию России рассматриваются уточнения различных статей, и только статью о государственной идеологии стараются обойти стороной. Этот вопрос различными политическими и общественными силами уже поднимался не раз, тем не менее, власти от его рассмотрения стараются уйти.
Национальная идеология как часть конституционных прав народа
Дело в том, что в Конституции есть статья, прямо запрещающая установление государственной идеологии. Этот рудимент 90-х, из-за боязни тогдашнего руководства страны реставрации социализма, так и остался в тексте Конституции. У сегодняшнего руководства приоритеты уже другие, а вопрос идеологии пока не рассматривается.
Согласно части 1 статьи 13 Конституции, в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», а в части 2 этой статьи говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». То есть сегодня в России государственная идеология официально под запретом. Почему так?
Под идеологией понимается система политических, правовых, религиозных и философских взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности, а национальная идеология предполагает систему взглядов, выступающих идейной и духовной основой национальной идентификации и национального самосознания и указывающая пути и средства их достижения.
Следовательно, отказываясь от национальной идеологии, российское общество и государство не ставит задачу сохранения своей национальной идентификации и отстаивания своих национальных интересов, которые даже не сформулированы.
Если посмотреть на Конституцию СССР, то в ее преамбуле было определено, что высшей целью государства является «построение бесклассового коммунистического общества… повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества».
В преамбуле Конституции США также указано, что целью государства является образование союза, «содействующего всеобщему благоденствию и закреплению блага свободы за народом». Прагматичные американцы прекрасно понимали, что без идеологии не может быть системности государственного управления. Они сделали упор на западные ценности абсолюта свободы и индивидуальный успех, так называемую американскую мечту: «Сделай себя сам».
Почему в Конституции России запрещена идеология
В сегодняшней российской Конституции не оговорены цели общества и государства, не определены национальные интересы, а также направления и пути их реализации, только констатируется, что Россия — социальное государство. Правящий класс России не внес это в Конституцию, которая принималась в 1993 году сразу после крушения Советского Союза. Пришедшая к власти постсоветская элита во главе с Ельциным, ориентированная на разграбление государства и интеграцию с Западом, косвенно застолбила в Конституции только запрет на реванш коммунистической идеологии.
Узаконить в Основном законе стремление стать частью Запада и идеологию грабежа и мародерства советского наследия она, естественно, не могла. Вопрос государственной идеологии постсоветской России остался открытым, коммунистическую идеологию общество уже не воспринимало, а построение дикого капитализма с классовым расслоением, который реально строился, решили тихо реализовывать, особо не афишируя.
Правящая элита в целях удовлетворения своих личных корыстных интересов, встраивания в западную политическую систему и сохранения своих награбленных капиталов положила в основу строящегося классового общества идеологию либерального монетаризма и вело страну к потере национального суверенитета, сдаче национальных интересов России и утрате национальной идентификации народа.
Интересы большинства элиты не совпадали с национальными интересами страны и общества, и государственные механизмы выстраивались не в интересах всего общества, а в интересах перехватившего власть меньшинства.
С приходом к власти команды Путина начались раскол правящей элиты, приостановка тренда России на интеграцию с Западом и попытка отстаивать национальные интересы России. Все эти действия носили половинчатый характер и были попыткой компромисса между разными ветвями правящей элиты. Период «заморозки» политической системы заканчивается, предстоит переводить ее в новое качество, желательно без особых потрясений. В связи с этим встает вопрос формулировки без оглядки на Запад национальной идеологии, национальных интересов, идеи существования русского народа и его духовной миссии.
Необходимость национальной идеологии России
Общество без цели нежизнеспособно. Не сформулировав и не прописав цели, к которым оно должно стремиться, не за что спрашивать и с правящей элиты, она будет и дальше реализовывать не общественные, а свои корпоративные интересы. Россия оказалась на перепутье, вернуть коммунистическую идеологию уже не получится, слишком она опорочена поздней советской элитой, а строящийся капитализм с его классовым расслоением также не устраивает общество, все убедились, к чему это ведет.
В связи с этим необходима переоценка элитами и обществом основополагающих ценностей, общество должно перебродить своими иллюзиями и пороками. Необходимо определить наше место в мироустройстве, откуда наши корни, куда идем и к чему стремимся. Какая система традиционных ценностей в виде идей и представлений характеризует русский народ и какие духовные принципы, взращенные предшествующими поколениями на базе цивилизационной культуры, свойственны ему.
Кто мы: русский субэтнос, создавший мощную русскую цивилизацию, часть западной цивилизации или жалкий лимитроф между Европой и Азией? Уклад и образ жизни русского народа всегда носил общинный характер со своей своеобразной культурой, способствующей объединению индивидов в общины для обеспечения своего бытия. При этом приоритетом была защита не личных, а общественных интересов общины, которая защищала интересы индивида. В русском обществе, в отличие от западного с индивидуалистическим цивилизационным кодом, был заложен коллективистский цивилизационный код, оценивающий каждого его члена с точки зрения полезности для общества в целом. В связи с этим русские люди исторически особо чувствительны к вопросам социальной справедливости.
Обществу необходимо представить образ будущего, определиться с его целеполаганием и четко артикулировать основополагающие ценности, за что должны бороться и куда стремиться. Всех может объединить идея и идеология социальной справедливости, цель которой построение справедливого государства, обеспечивающего реализацию национальных интересов России и достижение духовного и материального благосостояния для большинства народа.
Российское общество требует построения социального государства и прекращения вопиющего классового расслоения и формирования класса нуворишей, наживающихся на всех остальных. Величие и мощь России неотделимы от благополучия ее народа. Предстоит преобразовать Россию в сильное и богатое государство, способное обеспечить достойный уровень жизни своему народу.
Формирование российской контрэлиты
Преобразовать общество может только контрэлита, которая должна зародиться в недрах действующей элиты. Обществу необходимо бороться за формирование такого ядра и ставить его в условия, в которых ему остается только выполнять волю общества.
Любая идеология ведет к противостоянию разных частей общества и элиты, абсолютно всех она не может устроить. В формирующемся российском классовом обществе, где стартовал процесс социального расслоения, каждый класс стремится реализовать свои интересы, и эти интересы часто вступают в противоречие. Без поддержки в высших эшелонах российской власти необходимые преобразования в обществе невозможны.
Формирующемуся здравому ядру российской элиты, как будто бы решившему кардинально преобразовать общество в интересах большинства, предстоит серьезно переформатировать и произвести национализацию российской элиты, которая сегодня в значительно части компрадорская. Также предстоит заставить российский бизнес работать на обеспечение национальных интересов России.
Пока что это ядро российской элиты не спешит говорить о национальной идеологии и прописывать ее в Конституции, это неизбежно приведет к обострению отношений в среде элиты и бизнеса и неизбежному противодействию курсу на переформатирование государства и общества. С формированием нового правительства все равно встанет вопрос, какой курс и какую идеологию оно будет реализовывать и на кого делать ставку, на отвергнутую обществом постельцинскую элиту или на формирующуюся контрэлиту. Приходит время, когда надо определяться с национальной идеологией российского общества и ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в Конституцию.
В свете развернувшейся дискуссии по внесению изменений в Конституцию России рассматриваются уточнения различных статей, и только статью о государственной идеологии стараются обойти стороной. Этот вопрос различными политическими и общественными силами уже поднимался не раз, тем не менее, власти от его рассмотрения стараются уйти. Национальная идеология как часть конституционных прав народа Дело в том, что в Конституции есть статья, прямо запрещающая установление государственной идеологии. Этот рудимент 90-х, из-за боязни тогдашнего руководства страны реставрации социализма, так и остался в тексте Конституции. У сегодняшнего руководства приоритеты уже другие, а вопрос идеологии пока не рассматривается. Согласно части 1 статьи 13 Конституции, в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», а в части 2 этой статьи говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». То есть сегодня в России государственная идеология официально под запретом. Почему так? Под идеологией понимается система политических, правовых, религиозных и философских взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности, а национальная идеология предполагает систему взглядов, выступающих идейной и духовной основой национальной идентификации и национального самосознания и указывающая пути и средства их достижения. Следовательно, отказываясь от национальной идеологии, российское общество и государство не ставит задачу сохранения своей национальной идентификации и отстаивания своих национальных интересов, которые даже не сформулированы. Если посмотреть на Конституцию СССР, то в ее преамбуле было определено, что высшей целью государства является «построение бесклассового коммунистического общества… повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества». В преамбуле Конституции США также указано, что целью государства является образование союза, «содействующего всеобщему благоденствию и закреплению блага свободы за народом». Прагматичные американцы прекрасно понимали, что без идеологии не может быть системности государственного управления. Они сделали упор на западные ценности абсолюта свободы и индивидуальный успех, так называемую американскую мечту: «Сделай себя сам». Почему в Конституции России запрещена идеология В сегодняшней российской Конституции не оговорены цели общества и государства, не определены национальные интересы, а также направления и пути их реализации, только констатируется, что Россия — социальное государство. Правящий класс России не внес это в Конституцию, которая принималась в 1993 году сразу после крушения Советского Союза. Пришедшая к власти постсоветская элита во главе с Ельциным, ориентированная на разграбление государства и интеграцию с Западом, косвенно застолбила в Конституции только запрет на реванш коммунистической идеологии. Узаконить в Основном законе стремление стать частью Запада и идеологию грабежа и мародерства советского наследия она, естественно, не могла. Вопрос государственной идеологии постсоветской России остался открытым, коммунистическую идеологию общество уже не воспринимало, а построение дикого капитализма с классовым расслоением, который реально строился, решили тихо реализовывать, особо не афишируя. Правящая элита в целях удовлетворения своих личных корыстных интересов, встраивания в западную политическую систему и сохранения своих награбленных капиталов положила в основу строящегося классового общества идеологию либерального монетаризма и вело страну к потере национального суверенитета, сдаче национальных интересов России и утрате национальной идентификации народа. Интересы большинства элиты не совпадали с национальными интересами страны и общества, и государственные механизмы выстраивались не в интересах всего общества, а в интересах перехватившего власть меньшинства. С приходом к власти команды Путина начались раскол правящей элиты, приостановка тренда России на интеграцию с Западом и попытка отстаивать национальные интересы России. Все эти действия носили половинчатый характер и были попыткой компромисса между разными ветвями правящей элиты. Период «заморозки» политической системы заканчивается, предстоит переводить ее в новое качество, желательно без особых потрясений. В связи с этим встает вопрос формулировки без оглядки на Запад национальной идеологии, национальных интересов, идеи существования русского народа и его духовной миссии. Необходимость национальной идеологии России Общество без цели нежизнеспособно. Не сформулировав и не прописав цели, к которым оно должно стремиться, не за что спрашивать и с правящей элиты, она будет и дальше реализовывать не общественные, а свои корпоративные интересы. Россия оказалась на перепутье, вернуть коммунистическую идеологию уже не получится, слишком она опорочена поздней советской элитой, а строящийся капитализм с его классовым расслоением также не устраивает общество, все убедились, к чему это ведет. В связи с этим необходима переоценка элитами и обществом основополагающих ценностей, общество должно перебродить своими иллюзиями и пороками. Необходимо определить наше место в мироустройстве, откуда наши корни, куда идем и к чему стремимся. Какая система традиционных ценностей в виде идей и представлений характеризует русский народ и какие духовные принципы, взращенные предшествующими поколениями на базе цивилизационной культуры, свойственны ему. Кто мы: русский субэтнос, создавший мощную русскую цивилизацию, часть западной цивилизации или жалкий лимитроф между Европой и Азией? Уклад и образ жизни русского народа всегда носил общинный характер со своей своеобразной культурой, способствующей объединению индивидов в общины для обеспечения своего бытия. При этом приоритетом была защита не личных, а общественных интересов общины, которая защищала интересы индивида. В русском обществе, в отличие от западного с индивидуалистическим цивилизационным кодом, был заложен коллективистский цивилизационный код, оценивающий каждого его члена с точки зрения полезности для общества в целом. В связи с этим русские люди исторически особо чувствительны к вопросам социальной справедливости. Обществу необходимо представить образ будущего, определиться с его целеполаганием и четко артикулировать основополагающие ценности, за что должны бороться и куда стремиться. Всех может объединить идея и идеология социальной справедливости, цель которой построение справедливого государства, обеспечивающего реализацию национальных интересов России и достижение духовного и материального благосостояния для большинства народа. Российское общество требует построения социального государства и прекращения вопиющего классового расслоения и формирования класса нуворишей, наживающихся на всех остальных. Величие и мощь России неотделимы от благополучия ее народа. Предстоит преобразовать Россию в сильное и богатое государство, способное обеспечить достойный уровень жизни своему народу. Формирование российской контрэлиты Преобразовать общество может только контрэлита, которая должна зародиться в недрах действующей элиты. Обществу необходимо бороться за формирование такого ядра и ставить его в условия, в которых ему остается только выполнять волю общества. Любая идеология ведет к противостоянию разных частей общества и элиты, абсолютно всех она не может устроить. В формирующемся российском классовом обществе, где стартовал процесс социального расслоения, каждый класс стремится реализовать свои интересы, и эти интересы часто вступают в противоречие. Без поддержки в высших эшелонах российской власти необходимые преобразования в обществе невозможны. Формирующемуся здравому ядру российской элиты, как будто бы решившему кардинально преобразовать общество в интересах большинства, предстоит серьезно переформатировать и произвести национализацию российской элиты, которая сегодня в значительно части компрадорская. Также предстоит заставить российский бизнес работать на обеспечение национальных интересов России. Пока что это ядро российской элиты не спешит говорить о национальной идеологии и прописывать ее в Конституции, это неизбежно приведет к обострению отношений в среде элиты и бизнеса и неизбежному противодействию курсу на переформатирование государства и общества. С формированием нового правительства все равно встанет вопрос, какой курс и какую идеологию оно будет реализовывать и на кого делать ставку, на отвергнутую обществом постельцинскую элиту или на формирующуюся контрэлиту. Приходит время, когда надо определяться с национальной идеологией российского общества и ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в Конституцию.