Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал соглашение с Евросоюзом об упрощении визового режима и реадмиссии, поставив, тем самым, точку в переговорах с Брюсселем, которые стороны вели с 2014 года. Предполагается, что в силу новые правила вступят уже в июне, после того как за них проголосуют депутаты Европарламента.
До этого, как сообщает агентство БЕЛТА, документ был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания.
Одним из главных положений соглашения, по словам замминистра иностранных дел РБ Олега Кравченко, является стоимость «шенгена», которая снизится для граждан республики с 60 евро до 35. И до этой же суммы подешевеет для европейцев. При этом срок рассмотрения заявления на визу сократится до десяти дней (в случае дополнительной проверки — до тридцати), а срок пребывания иностранцев в Белоруссии увеличится в два раза — до 180 дней в году.
Помимо этого, упрощение режима позволит различным категориям граждан получать многократные визы с более длительным сроком действия в упрощенном порядке. Например, для получения пятилетнего «шенгена», как отметил Кравченко, достаточно предоставить в визовую службу письмо от принимающей стороны.
Что касается соглашения о реадмиссии с Евросоюзом, которое Минск так же ратифицировал, то в соответствии с ним стороны на взаимной основе должны будут «осуществлять обратный прием своих граждан, граждан третьих государств и лиц без гражданства, которые не соответствуют либо перестали соответствовать критериям легальности на территориях друг друга».
От депортации процедура реадмиссии отличается тем, что предусматривает высылку нарушителя не в страну, гражданством которой он обладает, а туда, откуда он прибыл. И именно этот аспект долгое время считался главным камнем преткновения в переговорах с Евросоюзом. Поскольку Минск не хотел в одиночку нести финансовые издержки, принимая у себя в большом количестве нелегалов из третьих стран.
Но теперь Евросоюз обещает оказывать Белоруссии техническую и финансовую поддержку в этом вопросе. Кроме того, в соглашении закреплено предоставление республике двухлетнего переходного периода в отношении реадмиссии граждан третьих стран.
Как новые возможности оценят белорусские граждане, скорей всего, станет ясно со временем.
Однако опыт Украины показал, что люди едут в Европу главным образом не за туристическими впечатлениями, а на заработки. У белорусов в этом отношении с введением упрощенного визового режима с ЕС возможности тоже расширяются. А значит, и в Белоруссии вполне может возникнуть отток трудоспособного населения, что вряд ли пойдет на пользу экономике страны.
— Во-первых, в Белоруссии и на Украине ситуации с экономикой принципиально различные, — считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — Поэтому такого повального бегства трудовых мигрантов из Белоруссии, как это происходило и происходит на Украине, ожидать не стоит. Из Украины народ бежал от разрухи экономической, от военных действий и от непонятного будущего. Кто-то бежал в Европу, а кто-то в Россию.
На мой взгляд, это гораздо более проблемная ситуация, чем та, что мы сейчас наблюдаем в белорусской экономике.
Во-вторых, упрощение, это все-таки не настолько свободный режим перемещения через границу, как на Украине. Соглашение Белоруссии с ЕС предполагает лишь взаимное снятие определенных барьеров.
Хочу напомнить, что шенгенские визы есть и в России. Наши граждане тоже могут по шенгенским визам ездить в Евросоюз. Опять же, какого-то массового бегства никто не наблюдает.
Более того, если мы говорим о нынешней ситуации, то Европа гораздо более закрытая. И как будут в Европе относиться к трудовым мигрантам из других стран, тоже никто еще не скажет. Гораздо более жесткие будут правила, я думаю. Европе сейчас нужно будет переживать свой экономический кризис и трудоустраивать свое население — ей не до того, чтобы принимать нахлебников из других стран.
«СП»: — Тогда зачем нужно было столько лет вести эти переговоры?
— Действительно, переговоры об облегчении визового режима между Минском и Брюсселем велись давно. Но велись они, когда был экономический рост в Евросоюзе. Когда будущее казалось светлым и позитивным.
Сейчас и у белорусов не будет такого количества свободных средств, чтобы гулять по Европе, снимать отели, посещать музеи и рестораны. Да и в Европе будут не настолько рады большому количеству приезжих, и из Белоруссии, в том числе.
По сути, с этим соглашением мы сейчас увидели «тень» из прошлого, которое пришло в настоящее. И в этом настоящем, она не очень востребована.
«СП»: — А что это соглашение означает для России, которая имеет с Белоруссией фактически открытую границу? Нет ли здесь неких «подводных» камней, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов между нашими странами?
— Напомню, что до того как отношения Москвы и Брюсселя ухудшились из-за Украины, Россия сама вела переговоры об упрощении визового режима с ЕС. И, надо сказать, благодаря нашему министру Лаврову эти переговоры к 2014 году существенно продвинулись.
То есть, такая перспектива была. И, в принципе, ее в России с повестки дня никто не снимал. Она до сих пор стоит в повестке дня нашего Министерства иностранных дел, и мы готовы к этой теме вернуться. Опять же, электронные визы, которые наша страна стала с недавних пор широко практиковать, тоже упрощают, по крайней мере, приграничные контакты жителей российских регионов со странами ЕС.
В общем, будем надеяться, что у России тоже с другими государствами, и с Евросоюзом, в частности, будет дальнейшем визовый обмен упрощаться.
Но надо признать, что все, о чем мы сейчас говорим, это идеология прошлого. Идеология, как минимум, двухмесячной давности. Теперь все не так. Европа станет совсем другой. И еще вопрос, что собой будет представлять Шенгенская зона в этой новой реальности. И будет ли она вообще.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин, в свою очередь, увидел в действиях президента Белоруссии некий жест в сторону Москвы:
— Несмотря на то, что фактор коронавируса вытеснил из информационного поля практически все остальные аспекты происходящих процессов, в том числе, и определенную напряженность между Москвой и Минском по вопросам интеграции, актуальность ситуации сохраняется. И Лукашенко использует образовавшуюся паузу для того, чтобы упрочить собственные позиции.
Тем более что в представлении белорусского президента Москва, настаивая на углубленной интеграции, якобы хочет заставить его согласиться на присоединение Белоруссии к России. А поскольку инструментарий у Лукашенко очень ограниченный, он использует то, что есть — вынужденную паузу.
И вроде бы сейчас (на фоне возможного закрытия Шенгенской зоны, как минимум, до сентября, как говорил Макрон, на фоне всего происходящего в мире из-за пандемии) это смотрится не очень логично. Но следует понимать, что коронавирус через месяц-два пройдет, и в повестку вернутся прежние основные тренды. К тому моменту у Лукашенко уже будут в активе какие-то действия по парированию усилий России.
То есть, Минск еще раз демонстрирует, что у него есть определенная свобода маневра. Что не только на Москву завязаны его интересы, в том числе, социально-экономические. И все это, я думаю, делается в контексте затянувшегося латентного конфликта между Белоруссией и Россией по вопросам интеграции.
Постсоветское пространство: Узбекистан передал Белоруссии средства защиты в обмен на два трактора
Власть: Кудрин знает главных воров России, но боится их назвать