В пяти регионах Российской Федерации кандидатов от КПРФ по разным причинам не допустили к выборам губернатора. Коммунисты не смогут побороться за губернаторские кресла на Камчатке, в Коми, Севастополе, Еврейской автономной области и Ленинградской области.
В Коми в регистрации отказали депутату регионального парламента, первому секретарю республиканского комитета КПРФ Олегу Михайлову, тот не смог пройти муниципальный фильтр. При этом зарегистрировали так называемого «спойлера», кандидата от КПСС.
Муниципальный фильтр не прошли депутат заксобрания от КПРФ Валерий Быков в Камчатском крае, коммунист Вадим Гришков — в Ленинградской области и глава фракции КПРФ в заксобрании Севастополя Роман Кияшко в Севастополе. Наконец, депутат законодательной думы Хабаровского края Максим Кукушкин не был зарегистрирован на выборы в ЕАО из-за ошибок в документах. При этом кандидат от КПСС также прошел регистрацию.
Как рассказали изданию «Ведомости» источники, близкие к Кремлю, администрация президента таким образом решила подстраховаться на выборах, так как в части этих регионов есть достаточно сильные протестные настроения, и они опасаются, что это может вылиться в поддержку коммунистов.
Политологи уже давно говорят о том, что система отбора с помощью муниципального фильтра находится в кризисе и используется, в первую очередь, для отсева неугодных кандидатов. Как писал сайт КПРФ, в сборе подписей Валерию Быкову на Камчатке «откровенно противодействовала краевая администрация».
Как рассказал зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, «дело не в проценте, а в географическом принципе сбора подписей, который устанавливают региональные законы, он и создает, по сути, непреодолимые препятствия для оппозиции». Он добавил, что КПРФ продолжит добиваться отмены муниципального фильтра на выборах.
Политолог-регионалист Ростислав Туровский предположил, что «не самые убедительные результаты голосования по поправкам к Конституции в Камчатском крае (37,16% голосов за) заставили власть задуматься о проведении более безопасной кампании для Владимира Солодова».
Очевидно, на фоне углубления экономического кризиса власть не хочет повторения Хабаровского сценария после единого дня голосования, поэтому решила перестраховаться и просто не допустить опасных кандидатов к выборам. Интересно, что в списки «неблагонадежных» регионов попал и Севастополь. Впрочем, учитывая озвученные Минфином планы по сокращению финансирования полуострова в 2021—2022 годах на 8,5 млрд руб. и 9,1 млрд руб. соответственно, рост протестных настроений возможен даже в таком лояльном регионе.
— Для людей, которые хоть немного следят за политикой, не секрет, что власть чувствует себя некомфортно, когда у нее возникают шероховатости в администрировании избирательных компаний, — рассказал «СП» депутат Госдумы от фракции КПРФ Денис Парфенов. — Например, когда выдвигаются хотя бы мало-мальски толковые кандидаты. Речь даже не о том, чтобы на выборы шли условно мощные фигуры вроде Мархаева, которого все отлично знают и который в случае допуска точно бы победил. Есть власть чувствует даже потенциальное соперничество, она всеми силами старается таких кандидатов не допускать.
Допущенный кандидат для них — большая проблема, потому что недовольство людей накапливалось все последние годы, а в последние несколько месяцев резко усилилось из-за ограничений, связанных с коронавирусом, и обострения экономического кризиса. Для власти обстановка сейчас крайне неблагоприятная, поэтому рассматривать ее действия нужно комплексно.
Параллельно с тем, что в целом ряде регионов к выборам не допускают кандидатов, происходит изменение избирательного законодательства. В спешном порядке в единый день голосования были введены все новации, апробированные на так называемом голосовании по Конституции. Но если голосование по Конституции было процедурой, строго говоря, никаким законом не предусмотренной, то теперь непосредственно избирательный процесс тоже будет проводиться несколько дней, с электронным голосованием и другими новшествами.
Все это в комплексе говорит о том, что власть испытывает серьезные проблемы и идет на подрыв основы избирательной системы. Ограничивается пассивное избирательное право, то есть возможность быть избранным, именно поэтому не допускают кандидатов. Подрываются и основополагающие принципы избирательной системы. В том же электроном голосовании нарушается либо тайна голосования, либо принцип личного голосования, так как нельзя быть уверенным в том, кто сидит за компьютером.
Сейчас институт выборов, как последний легальный способ ротации людей во власти, претерпевает серьезный кризис из-за того, что правящая верхушка отчаянно пытается сохранить рычаги управления и не допустить во власть кого бы то ни было, кроме собственных представителей и лояльных к ней людей. Скорее всего, в единый день голосования она будет действовать так же, но это уже в среднесрочной перспективе чревато тяжелейшими проблемами.
Народ устал и не хочет видеть старую команду во власти. Если она будет так же отчаянно пытаться удержаться в правящих креслах, для нее это ничем хорошим не закончится.
«СП»: — Кандидата от КПРФ не допустили к выборам в Севастополе, хотя он традиционно считается лояльным к власти регионом. Возможно, власть хочет подстраховаться после новостей о сокращении финансирования полуострова?
— Конечно, это связано. «Крымский консенсус», то есть готовность общества консолидировано следовать за властью, закончился в 2018 году, когда была принята пенсионная реформа. С тех пор негласный общественный договор прекратил свое существование, и теперь власть сама по себе, а народ — сам по себе. Так было и раньше, но теперь это стало очевидным для большого количества людей.
В Крыму обстановка для власти была немного лучше, потому что люди действительно долгие годы ждали возвращения в Россию, в родную гавань, и были очень рады, когда это произошло. Но эйфория — явление временное, и когда она проходит, начинаешь видеть, что проблем хватает. В Крыму это тоже ощущают.
Несмотря на то, что стартовые позиции для власти там были более благоприятные, сказать, что сейчас для нее там все идеально в политическом смысле нельзя. В Крыму есть и сторонники лево-патриотических сил, и их постепенно становится больше, особенно с учетом урезания бюджетных расходов.
Сокращение Федеральной целевой программы по Крыму — это только один аспект. Сейчас в принципе урезаются расходы на социалку, здравоохранение и образование. Предложения Минфина носят абсолютно антисоциальный характер, и это скажется и на стране в целом, и на Крыме в частности. В этом смысле полуостров пострадает в двойной степени, и недовольство будет расти, точно так же, как в остальных регионах.
В результате власть может столкнуться в Крыму с теми же проблемами, которые она имеет в Хабаровском крае, в Архангельской области, отчасти в Москве. Пока что на полуострове позиции власти немного лучше, чем в соседних регионах, но сказать, что он готов обеими руками поддерживать «Единую Россию» или ее креатуры уже нельзя.
— Сегодня чаще всего протестное голосование наблюдается в отдаленных, обособленных регионах, — поясняет декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Власть анализирует электоральные риски и старается использовать определенные технологии, чтобы нейтрализовать их в том или ином субъекте.
Каждый регион нужно рассматривать отдельно. Скажем, в ЕАО протестные настроения действительно возможны. С другой стороны, в Севастополе, где население обычно демонстрирует поддержку федеральному центру, протестное голосование маловероятно. Даже сторонники Чалого вряд ли смогут помешать победить партии власти.
Не исключаю, что муниципальный фильтр используется для отсева оппозиционеров. Хотя в каких-то ситуациях могут быть и частные случаи, недоработки самих кандидатов, которые не смогли преодолеть этот барьер.
«СП»: — Многие эксперты давно критикуют механизм муниципального фильтра. Есть ли шанс, что он будет отменен или хотя бы трансформирован?
— Сейчас Россия находится в мобилизационных условиях. Тут и пандемия, и санкции, и внешнеполитическое давление. В таких условиях власть обычно пытается нейтрализовать наиболее радикальные элементы, готовые использовать эти проблемы в своей риторике. Думаю, пока ситуация остается нестабильной, власть вряд ли отменит муниципальный фильтр. Если же ситуация стабилизируется, Кремль может начать проводить политику декомпрессии и снимать такого рода ограничения.
Лукашенко спрогнозировал скорый уход Путина от власти
«Разочарование, одиночество и неудовлетворённость»: Жириновский пожаловался на свою жизнь
Лукашенко рассказал, из-за чего возникла «трещина» в отношениях между Путиным и Ельциным
Плющенко высказался о работе Путина на посту президента России