Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота планирует завершить работу в связи с истечением срока полномочий. Он объявил об этом по итогам встречи с белорусским президентом Александром Лукашенко, добавив, что окончательное решение будет принято в ближайшее время.
Еще до объявления СМИ сообщали, что Москва и Минск обсуждают смену главы Союзного государства. По словам источников, в качестве преемника 77-летнего Рапоты рассматривается нынешний посол РФ в Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
Григорий Рапота является госсекретарем Союзного государства (СГ) с конца 2011 года. До этого пост занимал Павел Бородин. В полномочия госсекретаря входит руководство постоянным комитетом Союзного государства, который занимается реализацией Договора о союзе, разрабатывает предложения по стратегии развития союза, координирует работу его органов и выполняет прочие функции.
18 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что встреча лидеров России и Белоруссии состоится 22 февраля. Возможно, на ней будет обсуждаться не только кандидатура нового госсекретаря Союзного государства, но и расширение или изменение полномочий этой должности. Напомним, что в марте 2020 года переговоры об усилении интеграции в рамках Союзного государства возобновились. Россия предложила Белоруссии создать 12 наднациональных органов, в том числе единую налоговую, таможню и суд, но потом это предложение «поставили на паузу».
В июле посол Белоруссии в России Владимир Семашко заявил, что Москва предлагала Минску передать 95% его государственных полномочий на наднациональный уровень, хотя в Кремле неоднократно исключали возможность поглощения Россией Белоруссии.
Заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов полагает, что момент для серьезных преобразований упущен и на должность государственного секретаря, скорее всего, назначат авторитетного человека, который не будет ничего менять.
— Союзное государство никогда нельзя было назвать государством в полном смысле слова, так как у него нет ни одного признака такого образования. Но достаточно давно оно перестало функционировать в каком-то значимом виде и как межгосударственная структура. Поэтому просто сменой руководителя эту ситуацию не изменить.
Если мы предполагаем, что такие изменения возможны, руководитель должен обладать очень большим политическим ресурсом и условным мандатом от обоих президентов. Потому что в противном случае получится такая же история, как с российским послом в Белоруссии Михаилом Бабичем в 2019 году. Если кто-то начнет слишком активничать без согласования с двумя президентами, один из них явно возмутится.
Потенциал Союзного государства в нынешнем виде с организационной и правовой точек зрения исчерпан. Впору было бы говорить о трансформации всей этой конструкции, а не только о назначении нового госсекретаря. Но мы видим, что такие попытки оказались неудачными. Так называема углубленная интеграция, работу по которой пытались вести в 2018 и 2019 годах, натолкнулась на стойкое нежелание белорусской стороны.
Думаю, сейчас, после того, как прошло Всебелорусское собрание и Лукашенко всеми силами старался показать, что он победил «оранжевую революцию» и контролирует ситуацию в своей стране, у него нет ни политических, ни экономических мотивов пересматривать свое отношение как к самой углубленной интеграции, так и к изменению структуры Союзного государства. Сейчас оно находится в том формате, который максимально удовлетворяет именно Лукашенко.
У нас, к сожалению, стало постоянным паттерном, что Россия идет на уступки Белоруссии. Поэтому на пост госсекретаря Союзного государства, скорее всего, будет предложена нейтральная кандидатура человека, который, как минимум, не станет менять сложившееся положение вещей в Союзном государстве. Это будет, повторюсь, уважаемая, бесспорно авторитетная личность, но с условием ничего особо не делать.
«СП»: — То есть, сейчас нет условий для дальнейшего развития Союзного государства?
— Именно сейчас условия совершенно для этого не сложились. Возможно, звезды каким-то образом сошлись в августе 2020 года, когда стало понятно, что Лукашенко не может полностью контролировать ситуацию в своей стране. Тогда у России было пространство для маневра относительно признания или не признание результатов выборов, к которым были вопросы. Но Москва Лукашенко поддержала, он победил протесты, и, что самое главное, Москва уже выделила ему деньги.
А, как показывает практика, когда Лукашенко получает от России деньги, он уже ни на что не соглашается. Поэтому сейчас ситуацию для российской стороны в плане изменений в Союзном государстве или двусторонних отношениях нельзя назвать благоприятной.
Доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш, напротив, считает, что именно сейчас на фоне недавних протестов в России и Белоруссии у Союзного государства есть потенциал, но определять его будут президенты стран, а не фигура госсекретаря.
— Союзное государство будет укрепляться, но это связано не с персоналиями, которые его непосредственно возглавляют, а со сложившейся политической ситуацией. Главным деятелем, который укрепил Союзное государство, самым неожиданным образом стал Алексей Навальный. В тот момент, когда выяснилось, что зарубежные, в том числе медийные, организаторы белорусских протестов во многом совпадают с организаторами протестов российских, стало понятно, что Союзное государство обрастает новым функционалом и полномочиями, в первую очередь, за счет инструментов, заложенных в Договор о создании СГ. Там еще многое может расширяться.
Но повторю, что судьба Союзного государства связана с президентами и общей динамикой отношений России и Белоруссии. При Григории Алексеевиче Союзное государство превратилось в стройную, понятную и прозрачную структуру. Стилистически Рапота получил максимум, который можно было извлечь из СГ. А вот дальнейшее развитие в содержательном плане политических требований и пожеланий, а также будущих конфигураций — это уже вопрос двух президентов, которые образуют высший государственный совет Союзного государства. Они определяют полномочия, структуру и многие другие вещи.
Объективно Союзное государство будет укрепляться, и новый виток зависит от двусторонней встречи, которая состоится в ближайшее время.
«СП»: — Вы видите перспективы дальнейшей интеграции?
— Перспективы у Союзного государства в свете протестов и попыток организации цветной революции в Белоруссии очень хорошие. Выяснилось, что институт СГ оказался эффективным, позволил быстро принимать решения, координироваться, взаимодействовать и вырабатывать совместную политику в области безопасности. В этом плане Союзное государство доказало свою полезность. Понятно, что эффективный инструмент будут развивать и дальше.
Постсоветское пространство
Лукашенко: либералы в России отстали от вопросов
Президент Казахстана позвонил Путину
Названа дата встречи Путина и Лукашенко
Лукашенко про санкции: чего мы трепещем и паримся?
(2984)
Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота планирует завершить работу в связи с истечением срока полномочий. Он объявил об этом по итогам встречи с белорусским президентом Александром Лукашенко, добавив, что окончательное решение будет принято в ближайшее время. Еще до объявления СМИ сообщали, что Москва и Минск обсуждают смену главы Союзного государства. По словам источников, в качестве преемника 77-летнего Рапоты рассматривается нынешний посол РФ в Белоруссии Дмитрий Мезенцев. Григорий Рапота является госсекретарем Союзного государства (СГ) с конца 2011 года. До этого пост занимал Павел Бородин. В полномочия госсекретаря входит руководство постоянным комитетом Союзного государства, который занимается реализацией Договора о союзе, разрабатывает предложения по стратегии развития союза, координирует работу его органов и выполняет прочие функции. 18 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что встреча лидеров России и Белоруссии состоится 22 февраля. Возможно, на ней будет обсуждаться не только кандидатура нового госсекретаря Союзного государства, но и расширение или изменение полномочий этой должности. Напомним, что в марте 2020 года переговоры об усилении интеграции в рамках Союзного государства возобновились. Россия предложила Белоруссии создать 12 наднациональных органов, в том числе единую налоговую, таможню и суд, но потом это предложение «поставили на паузу». В июле посол Белоруссии в России Владимир Семашко заявил, что Москва предлагала Минску передать 95% его государственных полномочий на наднациональный уровень, хотя в Кремле неоднократно исключали возможность поглощения Россией Белоруссии. Заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов полагает, что момент для серьезных преобразований упущен и на должность государственного секретаря, скорее всего, назначат авторитетного человека, который не будет ничего менять. — Союзное государство никогда нельзя было назвать государством в полном смысле слова, так как у него нет ни одного признака такого образования. Но достаточно давно оно перестало функционировать в каком-то значимом виде и как межгосударственная структура. Поэтому просто сменой руководителя эту ситуацию не изменить. Если мы предполагаем, что такие изменения возможны, руководитель должен обладать очень большим политическим ресурсом и условным мандатом от обоих президентов. Потому что в противном случае получится такая же история, как с российским послом в Белоруссии Михаилом Бабичем в 2019 году. Если кто-то начнет слишком активничать без согласования с двумя президентами, один из них явно возмутится. Потенциал Союзного государства в нынешнем виде с организационной и правовой точек зрения исчерпан. Впору было бы говорить о трансформации всей этой конструкции, а не только о назначении нового госсекретаря. Но мы видим, что такие попытки оказались неудачными. Так называема углубленная интеграция, работу по которой пытались вести в 2018 и 2019 годах, натолкнулась на стойкое нежелание белорусской стороны. Думаю, сейчас, после того, как прошло Всебелорусское собрание и Лукашенко всеми силами старался показать, что он победил «оранжевую революцию» и контролирует ситуацию в своей стране, у него нет ни политических, ни экономических мотивов пересматривать свое отношение как к самой углубленной интеграции, так и к изменению структуры Союзного государства. Сейчас оно находится в том формате, который максимально удовлетворяет именно Лукашенко. У нас, к сожалению, стало постоянным паттерном, что Россия идет на уступки Белоруссии. Поэтому на пост госсекретаря Союзного государства, скорее всего, будет предложена нейтральная кандидатура человека, который, как минимум, не станет менять сложившееся положение вещей в Союзном государстве. Это будет, повторюсь, уважаемая, бесспорно авторитетная личность, но с условием ничего особо не делать. «СП»: — То есть, сейчас нет условий для дальнейшего развития Союзного государства? — Именно сейчас условия совершенно для этого не сложились. Возможно, звезды каким-то образом сошлись в августе 2020 года, когда стало понятно, что Лукашенко не может полностью контролировать ситуацию в своей стране. Тогда у России было пространство для маневра относительно признания или не признание результатов выборов, к которым были вопросы. Но Москва Лукашенко поддержала, он победил протесты, и, что самое главное, Москва уже выделила ему деньги. А, как показывает практика, когда Лукашенко получает от России деньги, он уже ни на что не соглашается. Поэтому сейчас ситуацию для российской стороны в плане изменений в Союзном государстве или двусторонних отношениях нельзя назвать благоприятной. Доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш, напротив, считает, что именно сейчас на фоне недавних протестов в России и Белоруссии у Союзного государства есть потенциал, но определять его будут президенты стран, а не фигура госсекретаря. — Союзное государство будет укрепляться, но это связано не с персоналиями, которые его непосредственно возглавляют, а со сложившейся политической ситуацией. Главным деятелем, который укрепил Союзное государство, самым неожиданным образом стал Алексей Навальный. В тот момент, когда выяснилось, что зарубежные, в том числе медийные, организаторы белорусских протестов во многом совпадают с организаторами протестов российских, стало понятно, что Союзное государство обрастает новым функционалом и полномочиями, в первую очередь, за счет инструментов, заложенных в Договор о создании СГ. Там еще многое может расширяться. Но повторю, что судьба Союзного государства связана с президентами и общей динамикой отношений России и Белоруссии. При Григории Алексеевиче Союзное государство превратилось в стройную, понятную и прозрачную структуру. Стилистически Рапота получил максимум, который можно было извлечь из СГ. А вот дальнейшее развитие в содержательном плане политических требований и пожеланий, а также будущих конфигураций — это уже вопрос двух президентов, которые образуют высший государственный совет Союзного государства. Они определяют полномочия, структуру и многие другие вещи. Объективно Союзное государство будет укрепляться, и новый виток зависит от двусторонней встречи, которая состоится в ближайшее время. «СП»: — Вы видите перспективы дальнейшей интеграции? — Перспективы у Союзного государства в свете протестов и попыток организации цветной революции в Белоруссии очень хорошие. Выяснилось, что институт СГ оказался эффективным, позволил быстро принимать решения, координироваться, взаимодействовать и вырабатывать совместную политику в области безопасности. В этом плане Союзное государство доказало свою полезность. Понятно, что эффективный инструмент будут развивать и дальше. Постсоветское пространство Лукашенко: либералы в России отстали от вопросов Президент Казахстана позвонил Путину Названа дата встречи Путина и Лукашенко Лукашенко про санкции: чего мы трепещем и паримся? (2984)