«Геополитический пожар, созданный администрацией Тель-Авива» может пошатнуть мировую торговлю, которая еще не успела стабилизироваться после пандемии ковида, пишет турецкая газета Yeni Şafak.
В материале поясняется, что международные транспортные компании вынуждены менять маршруты поставок энергетических ресурсов с Ближнего Востока из-за конфликта в секторе Газа и ситуации с атаками хуситов в Красном море. Это уже привело к резкому росту издержек для стран Евросоюза.
Сообщается, что атаки хуситов на торговые суда вынудили судоходные компании, в частности, Maersk и Hapag-Lloyd, перенаправить корабли через Атлантический океан, вокруг Африки. Аналогично поступили и энергетические компании. Так как на маршрут контейнерных перевозок между Красным и Средиземным морями приходилось до 10 процентов мировой торговли, его изменение повлекло потерю времени до 40 дней в пути и большие издержки.
«В случае дальнейших перебоев западные страны могут пойти на изменение своей политики по отношению к Израилю и США. В этой связи для снижения напряженности в Красном море дипломатическое давление на Тель-Авив и Вашингтон может усилиться», — считают авторы материала.
Между тем, США заявили о начале многонациональной операции «Страж процветания» по защите Красного моря от хуситов. Вместе с ними в операции будут участвовать Великобритания, Франция, Италия, Испания. Нидерланды, Норвегия, Бахрейн, Канада, Сейшельские острова.
Непонятно, на что они рассчитывают, если их не поддержали даже ближайшие союзники — Саудовская Аравия и ОАЭ. Ждать ли новой большой заварушки? И можно ли это называть столь пафосно — «геополитический пожар»?
— Все же метафора о «геополитическом пожаре» использована турецким изданием, которому было важно усилить тезис о деструктивной, по оценке авторов статьи, роли политики Израиля для международной обстановки, — уверен директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Нынешняя ситуация в Красном море — конечно, вызов для европейских потребителей, ведущий к росту стоимости товаров, поставляемых в ЕС по соответствующему маршруту, а также к новым скачкам цен на энергоносители.
Тем не менее ситуативные кризисные ситуации в связи с поставками через тот же Суэцкий канал происходят не в первый раз — например, в связи с авариями (вспомним резонансную историю с контейнеровозом «Эвер Гивен» весной 2021 года). То есть, риски, связанные с этим маршрутом, в ЕС, скорее всего, учитывались.
«СП»: Что именно тут теряет Европа? Насколько это критично для неё? И что теперь? Европа будет больше приглядываться к СМП? Или будет думать, как решить проблему с Суэцким каналом?
— Пока, как известно, часть поставок, проходивших в Европу через Суэцкий канал, перенаправлено по более протяженному маршруту, проходящему вокруг мыса Доброй Надежды на юге Африки. Другое дело, что это более затратный маршрут (и по времени, и по стоимости перевозок), поэтому внимание к обеспечению безопасности маршрутов, проходящих через Суэцкий канал, со стороны ключевых западных держав, скорее всего, останется приоритетным.
«СП»: В акватории Красного моря США с союзниками начали операцию «Страж процветания». Египет, имеющий большое побережье на Красном море, их уже отфутболил. Даже главные союзники Штатов — Саудовская Аравия и ОАЭ отказались участвовать в этом. Похоже, американцам придется действовать самим, как в Ираке?
— Как известно, кроме ВМС США, в южную часть Красного моря уже были направлены военные корабли британского королевского флота, ВМС Франции, а в январе 2024 года в ту же зону направит свой фрегат ФРГ. Поэтому интерес к теме со стороны ряда ключевых союзников США по НАТО присутствует.
«СП»: Нам от этого польза есть? Опять же — раз больше внимания Суэцкому каналу, то меньше Украине…
— Вряд ли задачи, которые ставят перед собой США и их союзники в акватории Красного моря, всерьез повлияют на уровень поддержки Украины с их стороны.
Тем более, что ВМС США и так традиционно присутствуют в регионах, находящихся не так уж далеко от этой зоны (например, в том же Персидском заливе), да и вероятность кризисов в акватории Красного моря, скорее всего, могла прогнозироваться Вашингтоном, так что вряд ли здесь будет наблюдаться непредвиденный рост затрат для оборонного бюджета США.
Проблемы с безопасностью морских маршрутов в регионах, находящихся на пути к Суэцкому каналу, конечно, будут актуализировать дискуссии об альтернативных маршрутах поставок из Восточной, Южной Азии или, например, зоны Персидского залива в Европу.
Гипотетически, это могло бы привести к росту внимания внешних игроков к транспортным маршрутам, проходящим через российскую территорию (от Северного морского пути до коридоров «Европа-Западный Китай» или «Север-Юг»).
Но, даже если рассматривать только политическую сторону вопроса — конфронтация между Россией и западными державами пока не исчерпана, да и к конкурирующим маршрутам, проходящим в обход России (тому же Транскаспийскому международному транспортному маршруту) представители ЕС и ранее неоднократно проявляли интерес.
«СП»: Как, по-вашему, может измениться геополитическая ситуация по завершении конфликта?
— Среди относительно масштабных политических последствий — у лоббистов ВМС в наиболее амбициозных державах (не только имеющих возможности по влиянию на ситуацию в акватории Красного моря) появляется дополнительный аргумент по поводу необходимости расширения финансирования и модернизации военного флота.
Кроме того, при определенных обстоятельствах появляются стимулы для переговоров США и Ирана, как известно, оказывающего влияние на тех же хуситов. Хотя пока такие переговоры будут идти, скорее, по непубличным каналам.