Россия считает, что ряд экономических санкций, введенных по линии СБ ООН против Северной Кореи, можно было бы отменить уже сейчас, детали должен прорабатывать Совбез, говорит директор департамента международных организаций МИД РФ Петр Ильичев.
Тогда «стало бы понятно, в каком направлении можно рассчитывать на более перспективное продвижение. На наш взгляд, целый ряд мер экономического характера мог бы быть отменен уже сейчас», — отметил Ильичев. По словам дипломата, это позволит придать импульс развитию народного хозяйства КНДР, повысить уровень благосостояния ее граждан.
Он также подчеркнул, что процесс пересмотра санкций в отношении Северной Кореи не нужно увязывать с выдвижением неких предварительных условий Пхеньяну.
И долго мы будем снимать санкции? Если нельзя сделать это сразу, то реально ли вообще?
— Да, действительно, Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН выполняет все санкции, наложенные этой организацией, — отмечает военный политолог, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Александр Перенджиев.
— Официальную Москву и так, начиная с 2014 года, со стороны Украины и стран Запада, пытаются лишить статуса постоянного члена СБ ООН. Поэтому, нравится нам или нет, но отмену санкций необходимо проводить в рамках Совета Безопасности. Ведь именно официальная Москва, наряду с другими членами СБ ООН, включая КНР, голосовала за принятие данных санкций.
«СП»: Что значит «детали должен вырабатывать Совбез»? США, Франция и Британия просто наложат вето, и все…
— Проработка вопроса как раз и заключается в том, чтобы найти интерес по отмене отдельных антисеверокорейских санкций у США, Британии и Франции. Такая работа может вестись не только со стороны России, но и Китая. Она заключается и в определённом политическом торге. Поэтому официальная Москва и говорит о «проработке» вопроса, а не предлагает сразу проект резолюции по отмене санкций против КНДР.
«СП»: О каком ряде санкций может идти речь в заявлении Ильичева? Что реально отменить по линии СБ, а что мы можем сами?
— Полагаю, что речь должна идти об отмене санкций в гуманитарной сфере. То есть всего, что связано, в первую очередь, с запретом поставок продовольственных товаров и рядом промышленных.
«СП»: А как насчет санкций в области ВТС?
— В связи с развитием инноваций и информационных технологий, безусловно, у нас есть возможности помощи КНДР для налаживания и развития собственной системы производства военной техники, вооружений и боеприпасов.
— К сожалению, резолюция 1718 2006 года и 6 других, принятых позже в дополнение, не предусматривают конкретных сроков снятия санкций с КНДР, — поясняет военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Каждая новая принималась после очередного северокорейского ядерного испытания. Вплоть до 2017 года. В дальнейшем Россия прекратила принимать предложения США о новых санкциях, и Вашингтон устанавливал репрессивные меры единолично.
В этом году 30 апреля истёк срок мандата экспертов санкционного комитета Совбеза по КНДР. Россия наложила вето на проект резолюции США в СБ ООН, продлевавший этот мандат на год. И этим во многом высказала своё отношение к санкциям.
Россия также предлагала поменять формат санкционного режима СБ ООН в отношении КНДР — сделать его не бессрочным, а ежегодно возобновляющимся. Но США, конечно же, отказались.
В сентябре прошлого года Лавров говорил, что Москва и Пекин откажутся от санкций против КНДР, поскольку они принимались в совершенно другой геополитической обстановке.
Но до сих пор не отказались. Причину тому надо искать в том, что и Россия, и Китай никоим образом не хотят дискредитировать институт Совбеза ООН, который они видят главным рычагом своего влияния в международно-правовом поле. Поэтому и ведут себя две страны очень осторожно. Но, очевидно, что этому всё равно будет конец. Поэтому и говорят об этом дипломаты. Осторожно, но всё чаще.
«СП»: А Китай? Мы поддерживали санкции, когда, как говорил Лавров, была иная геополитическая обстановка — Россия во всем следовала за Западом. А Китай зачем? Поменяет ли он свое мнение? Поддержит нашу инициативу по отмене санкций?
— Он-то поддержит, но три других постоянных члена СБ ООН — нет. Поэтому Китай давно придерживается другой тактики — обходит санкции тайно, выстраивая отношения с КНДР на нужных принципах. Китай — главный союзник Северной Кореи, и возможно, Пекину так даже легче и спокойнее.
Определённого рода сдерживающий механизм от влияния на Пхеньян извне. Россия в отношении санкций вполне может действовать так же. И уже действует.
«СП»: Для нас ключевым вопросом, пожалуй, является оружейное эмбарго — ведь у нас договор с КНДР, который с ним не очень совместим. Можем ли мы его снять? Или поставлять оружие в обход него?
— Можем, учитывая всё вышесказанное. До сих пор поставки северокорейских снарядов осуществлялись тайно, никаких доказательств тому, что Пхеньян помогал ими России, у Запада нет. Кроме болтовни, о том, что эти 152-мм боеприпасы как-то по-особому свистят.
И в обратную сторону происходит примерно то же самое. А договор позволяет сторонам обращаться друг к другу, если в отношении одной была осуществлена агрессия.
За военной помощью. Это гарантия для КНДР в российской помощи в случае нападения со стороны агрессивного заокеанского врага силами Южной Кореи.
«СП»: Какое оружие мы можем дать Пхеньяну? Может ли дойти до развертывания ракет, если американцы свои поставят в Японии и Южной Корее?
— Речь будет идти и уже идёт не о готовых ракетах, а о технологиях, помогающих их производить. Как уже делалось со стороны Пекина, да и СССР/России. В свою очередь, КНДР сильно помогла Ирану в его ракетной программе и модернизации подводных лодок.
Однако в случае южнокорейской агрессии или даже резкого обострения политической обстановки на полуострове, Пхеньян может получить и готовые ракеты малой и средней дальности. И даже баллистические.
«СП»: А что нам может дать Пхеньян? Снаряды? Добровольцев? Не пора ли уже это сделать открыто и официально?
— Северная Корея — это артиллерийская сверхдержава — по количеству снарядов.
Сейчас они переходят со стандарта 152-мм на 155-мм, и как раз вместо того, чтобы отправлять старые снаряды на склады, посылают их российской армии.
Выше я попытался объяснить логику нашего МИДа, как и Китая. Конечно, пора.
Но осторожничают. Поэтому нет и северокорейских добровольцев. А им самое место сейчас в украинских степях. Можно использовать рабочих из Северной Кореи и в качестве трудовых мигрантов. Ведь северокорейцы — воспитанные и спокойные, в отличие от того, что мы видим в России сейчас.
«СП»: А что с Ираном? Мы все еще выполняем санкции? Когда наше военно-техническое сотрудничество станет открытым?
— Эмбарго СБ ООН по резолюции 2231 2015 года закончилось в 2020-м, на поставки баллистических ракет — в октябре 2023-го. Россия имеет право поставлять в Иран любые виды вооружений.
И если не делает этого, то только по большой просьбе Израиля. Кому выгодно выполнять такие просьбы, спрашивать надо в Кремле. При этом отметим, что Иран даже под санкциями построил настолько мощную армию, что сам помог России — с осени 2022 года поставляя БПЛА Shahed 131 и Shahed 136.
Речь заходила также о поставке в Россию баллистических иранских ракет средней дальности (около 1000 км).
В чём Москва точно сильно могла бы помочь Тегерану ввиду возможной агрессии со стороны Израиля и/или США, так это в системах ПВО и противокорабельных ракетах. Но способ передачи технологий — прежде всего через Северную Корею — пока является и для России, и для Китая приоритетным.