Правящая на Украине партия «Слуга народа» официально выступила против закрепления в Конституцию особого статуса Донбасса. Об этом заявил её глава Александр Корниенко. Очевидно, без согласования с офисом президента и лично Владимиром Зеленским подобные заявления политик делать не стал бы.
При этом Киев решил откреститься от одного из ключевых положений Минских соглашений аккурат после того, как замминистра иностранных дел России Андрей Руденко усомнился в возможности проведения нового «нормандского саммита» в Берлине. Чуть позже и глава украинского МИДа Вадим Пристайко подтвердил, что назначенная на апрель встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции под угрозой срыва. Впрочем, дело даже не в сроках. Если сегодняшние тенденции не изменятся, Путин и Зеленский могут больше вообще не встретиться.
В недавнем интервью глава партии «Слуга народа» раскрыл секрет Полишинеля. «Наша позиция и позиция президента Владимира Зеленского — особый статус в Конституцию не вписывать. И оба проекта закона (о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации — прим. ред.) были без какого-либо особого статуса», — отметил Корниенко.
В самом деле, первый вариант законопроекта, предложенный Зеленским в декабре прошлого года, не содержал никаких положений о порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Через две недели команда президента его обновила. Особый статус Донбасса по-прежнему остался за скобками. Как тогда быть с Минскими соглашениями, которым якобы по-прежнему привержена Украина?
У Зеленского есть «хитрый план»: внести изменения в 92 статью Конституции. Она перечисляет нормы и вопросы, которые регламентируются исключительно законами Украины. В этот список президент хочет добавить «правовой статус административно-территориальных единиц». Статус одной такой единицы как раз и определяет закон об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО. Иными словами, о Донбассе в Конституции будет сказано как бы между строк. Особый статус Шредингера — и прописан, и не прописан одновременно…
В ЛДНР с такой постановкой вопроса не согласны. Здесь рекомендуют Зеленскому внимательно ознакомиться с положениями «Минска-2». Хотя с текстом договора, вопреки распространенному заблуждению, не все так просто. 11 пункт Комплекса мер по выполнению Минских соглашений предполагает следующее: «Проведение конституционной реформы на Украине и вступление в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учётом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)…».
Формально Зеленский сможет отчитаться, что он все выполнил: реформа проведена, децентрализация произошла, а особенности ОРДЛО учтены в 92 статье Конституции. Прямо не прописаны, но разве в Минских соглашениях сказано, что их нужно именно прописать? Велено учитывать — мы и учли…
Иначе как юридической лазейкой это не назовешь, ведь при заключении договоренностей подразумевалось совсем иное. Поэтому Москва и Донецк продолжают стоять на своем: особый статус должен быть закреплен в Основном законе государства.
Это вопрос не менее принципиальный, чем контроль над границей, компромиссов здесь быть не может. И дело не в банальном упрямстве или нежелании идти на односторонние уступки, что автоматически ставит оппонентов Киева в слабую позицию. Важно другое: упоминание об особом статусе Донбасса в Конституции будет служить хоть какой-то гарантией того, что центральная власть на этот статус не покусится.
Реформа Зеленского предполагает, что порядок местного самоуправления в ОРДЛО будет определяться простыми законами, которые можно отменить большинством голосов в парламенте (226 голосов). Внести изменения в Конституцию куда сложнее — для этого нужно целых 300 «штыков».
Скорее всего, в случае реинтеграции Донбасса Верховная Рада будущих созывов просто не сможет столько насобирать. Изменится политический ландшафт: право голоса получат несколько миллионов жителей самого пророссийского региона, представители ОРДЛО будут избираться в парламент, окрепнут элиты других юго-восточных регионов, над которыми довлеет власть центра. «Вычеркнуть» Донбасс из Конституции в этих условиях станет архисложно. Но задача упрощается, если для ликвидации особого статуса нужно всего 226 голосов.
Команда Порошенко однозначно просчитывала такой вариант, да и новая власть от него не отказывается. Сам закон об особенностях местного самоуправления в Донбассе носит временный характер — его принимали сроком на три года, потом продлевали. Хотя во второй части уже упомянутого 11 пункта Минских соглашений говорится, что законодательство об особом статусе должно быть постоянным.
Упоминание ОРДЛО в основном законе государства для Зеленского неприемлемо. А его попытки «пройти между капельками» неприемлемы для Донецка и Луганска. Так о чем они могут договариваться?
Для понимания ситуации стоит просто посмотреть, как выполняются договоренности, достигнутые на предыдущем саммите (что и сделал Руденко).
Разведение сил и средств на еще трех участках фронта не произошло. Вернее, не произошло еще ни на одном участке. Если до апреля удастся прекратить стрельбу хотя бы в одной зоне, то это будет успех.
Новые пункты пропуска не открыты. Стороны просто обмениваются своими мнениями по этому вопросу на заседаниях трехсторонней контактной группы в Минске. Конкретики — ноль.
О разминировании территорий ничего не слышно. «Формула Штайнмайера» в украинское законодательство не имплементирована, согласование особого статуса Донбасса вообще не в повестке дня. Какое может быть согласование, если стороны не могут договориться даже об элементарных вещах?
По словам Руденко, единственный «плюсик» в этом списке — это прошедший обмен пленными. Хотя по итогам встречи в Париже договаривались завершить процесс обмен по принципу «всех на всех». То есть даже это условие выполнено лишь частично.
О планах прекратить стрельбу по всей линии фронта замглавы российского МИДа даже не упоминает. Этот пункт априори невыполним, в итоговое коммюнике его «впихнули» скорее для приличия. Итоги очередной попытки установить перемирие подводит спецпредставитель ОБСЕ Хайди Грау: в январе количество жертв среди гражданского населения Донбасса выросло по сравнению с концом 2019 года. Среди военных, соответственно, тоже. Только по официальным данным штаба Операции объединенных сил, украинская сторона в январе потеряла убитыми 11 военнослужащих (в управлении Народной милиции ДНР утверждают, что эта цифра в разы выше).
Логичный вопрос: так зачем лидерам России, Украины, Франции и Германии собираться через два месяца? Снова переливать из пустого в порожнее? Возможно, Зеленский в этом заинтересован (после предыдущей встречи с Путиным его рейтинг на Украине пошел вверх). Макрон и Меркель тоже не против.
Но президент РФ еще перед прошлым саммитом четко дал понять, что абстрактные философские беседы его не интересуют. «Нормандская четверка» собралась только после того, как было выполнено «домашнее задание» за 2016 год. Попытки Зеленского начать все с чистого листа закончились провалом. Если логика действия Кремля не изменится, то в апреле встреча четырех президентов точно не состоится.
Может ли Путин переступить через свои принципы? Только в том случае, если увидит, что украинская сторона действительно ищет мира. Тогда проводить «нормандские встречи» можно и чаще — подталкивать процесс всякий раз, когда он начинает буксовать. Но если он не буксует, а стоит на месте, то стараться бессмысленно.
Вслед за Руденко украинский МИД тоже усомнился в проведении запланированной встречи лидеров «нормандской четверки». По словам министра иностранных дел Вадима Пристайко, к ней до сих пор никто не готовится. А на подготовку, как показывает практика, уходит не один месяц. «Возможно, это будет намного быстрее, чем в прошлый раз, и, возможно, мы добьемся гораздо большего прогресса. Извините, но я в этом сомневаюсь», — признался Пристайко.
Похоже, и Киев, и Москва уже готовы к срыву мероприятия. Вполне возможно, что Путин и Зеленский больше вообще никогда не проведут полноценные переговоры (такие опасения звучали после встречи в Париже). Им просто нечего обсуждать. Если же «нормандская четверка» соберется повторно, то третьей попытки не будет почти наверняка. Ведь в Берлине на повестке дня должна стоять политическая часть «Минска-2», где по всем ключевым вопросам — граница, амнистия, изменения в Конституцию — стороны занимают непримиримые и бескомпромиссные позиции.
Донецк
Новости Украины: Восстание в Донецке, прорыв фронта: Киев озвучил план захвата ДНР и ЛНР
Сводки с Донбасса: Стало известно, сколько бронетехники потеряла Украина в Донбассе