Российские авиационные власти направят по дипломатическим каналам протест после опасного инцидента с самолетом-разведчиком НАТО над Черным морем. Об этом заявили в Росавиации.
В ведомстве подчеркнули, что увеличившаяся интенсивность полетов самолетов альянса у границ Российской Федерации, в том числе над Черным морем, «создает риски возникновения опасных инцидентов в отношении гражданских воздушных судов».
Напомним, утром в пятницу, 3 декабря, американский самолет-разведчик CL600, выполняя рискованные маневры «над открытыми водами Черного моря вблизи района ответственности российских органов обслуживания воздушного движения», едва не столкнулся с гражданским лайнером «Аэрофлота», который летел из Тель-Авива в Москву. В пассажирском самолете находилось более 140 человек. Борт был вынужден резко снизиться.
В «Аэрофлоте» пояснили, что сменить экстренно высоту экипажу пришлось в связи с тем, что «траекторию движения пересекло другое воздушное судно». Пилоты видели его в момент расхождения.
В аналогичной ситуации почти одновременно оказался мальтийский бизнес-джет CL650, следовавший из аэропорта Сочи в Скопье (Северная Македония). Ему тоже пришлось внезапно снижаться.
Американские и натовские военные самолеты с некоторых пор регулярно появляются над нейтральными водами черноморской акватории. При этом российские военные еженедельно фиксируют полеты десятков самолетов-разведчиков и беспилотников НАТО непосредственно у границ страны.
В день инцидента российские истребители Су-27 и Су-30 также поднимались в воздух, чтобы не допустить нарушения границ РФ военными самолетами США. Истребители ВКС РФ идентифицировали цели, как стратегический самолет-разведчик RC-135 ВВС США и самолет разведки и целеуказания CL-600 «Артемис» Сухопутных войск США.
Командующий 4-й армией ВВС и ПВО Южного военного округа Николай Гостев ранее заявлял, что в последнее время страны Североатлантического альянса проявляют особый интерес именно к южным рубежам РФ. На что, по его словам, указывает возросшая в три раза в сравнении с 2020 годом интенсивность полетов разведывательной авиации НАТО в Черноморском регионе.
Но если американцы стараются, как правило, не идти на рожон с нашими «Мигами» и «Сушками» и при их появлении тут же уходят в сторону от российских границ, то на этот раз они создали критически опасную ситуацию для российского гражданского лайнера…
— Представьте себе Земной шар, — комментирует возможные последствия таких действий председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — Он весь опутан «паутиной» авиалиний — таковы реалии сегодняшнего дня. Эта «паутина» настолько насыщенная, плотная и многочисленная, что она не может жить без жесткого регулирования. Поэтому, все полеты и все маршруты пассажирских лайнеров регламентируются очень строгими требованиями и правилами Международной организации гражданской авиации — ИКАО, членами которой являются 192 страны мира. Именно эти правила обеспечивают четкость, безопасность и взаимодействие всех государственных авиакомпаний.
Так вот, там есть пункт, который категорически запрещает каким-либо воздушным судам (военным, частным, беспилотным летательным аппаратам и т. д.) заходить на утвержденные международные трассы гражданской авиации. И даже просто пересекать их.
Поэтому то, что позволил себе натовский самолет-разведчик над Черным морем, можно квалифицировать, как дерзкое игнорирование международных авиационных законов. Дело в том, что, когда этот военный борт начал пересекать утвержденную международную трассу между Израилем и Россией, он допустил опасное сближение с самолетом «Аэрофлота», что могло привести к фатальным последствиям.
Имейте в виду, ведь оба самолета движутся со скоростью тысяча километров в час. И те 20 метров, которые их разделяли в определенный момент, в любую секунду могли сомкнуться до критической точки. Малейшее движение штурвалом — и все. Сближение на такой скорости мгновенно приведет к катастрофе, и к гибели всего живого на одном, и на другом самолете.
Я не знаю, кто позволил натовцам игнорировать международные авиационные правила — военные или политики. Это не имеет значения. Но это является преступлением, притом, уголовным.
«СП»: — Так, может, одного протеста с нашей стороны мало, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем?
— На мой взгляд, дипломатическая нота должна была уйти от нас немедленно — в день происшествия. И очень жесткая нота. А посол США вызван в МИД «на ковер».
Росавиация, конечно, может со своей стороны предъявить претензии. Но она не вправе ограничить в чем-то государство-нарушитель. Это прерогатива высшей дипломатии.
«СП»: — Но если мы будет только озабоченность выражать, они так вконец обнаглеют…
— Сбивать — тоже не вариант. Оснований нет, потому что все произошло в нейтральной воздушной зоне. Границу они не нарушали. Вот если бы они зашли в наше воздушное пространство, то можно было бы сбить запросто. Юридическое право было бы на нашей стороне. Но это все происходило вне границ.
Но сама ситуация, безусловно, настораживает. Поскольку, если такие «выкрутасы» войдут у них в привычку, то рано или поздно это, действительно, может привести к трагедии. А, как мы видим, напряженность в Черноморском регионе растет. Никогда такого количества американских и британских кораблей там не было. Что им делать в нашем море, казалось бы?
Формально они, конечно, имеют право находиться в нейтральных водах. Если же будут нарушать границы, мы в праве в соответствии с международными нормами открыть по ним огонь и уничтожить. Впрочем, пока российские летчики и пограничники справляются вполне с охраной родных рубежей.
Доцент кафедры международной безопасности мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко, в свою очередь, считает, что за инцидентом стоит спланированная провокация:
— Думаю, что письменными протестами и устной озабоченностью здесь дело не обойдется. Если напряженность на Черном море будет нарастать, то это вообще поставит вопрос о перезакладке пассажирских трасс. Вопрос встанет о том, насколько вообще допустимы полеты гражданской авиации над территорией, где постоянно проходят какие-нибудь военные учения.
Кстати, не исключаю, что это может быть одно из средств экономического давления на Россию со стороны Запада. Ведь в этом случае тому же «Аэрофлоту» вместо удобных трасс над Черным морем придется летать в Турцию или в Египет через территорию Кавказа. То есть, может встать вопрос о воздушном пространстве Грузии, с которой придется договариваться.
На самом деле, инцидент с натовским самолетом, это прямое следствие активизации авиации альянса на южных рубежах России. Когда-то любое количество переходит в качество, и когда-то это должно было сказаться на гражданской авиации. К счастью, обошлось на этот раз без жертв.
Но если бы, например, с нашим самолетом что-то случилось, какой тогда была бы реакция России? Вот это, действительно, могло бы нас поставить на грань очень серьезного военного кризиса.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала опасную ситуацию над Черным морем в своем Телеграм-канале, назвав действия ВВС США угрозой для гражданской авиации.
«И если сейчас в воздушном пространстве над открытыми водами Черного моря была предотвращена катастрофа, это не означает, что США и НАТО могут и впредь безнаказанно рисковать жизнями людей», — отметила дипломат.