Кому было выгодно убить Раиси - «Происшествия» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Кому было выгодно убить Раиси - «Происшествия»
    26-05-2024, 00:00
    Происшествия
    Редактировать

    Кому было выгодно убить Раиси - «Происшествия»

    Авиакатастрофа, в которой погибли президент Ирана Ибрахим Раиси, глава МИД Хосейн Амир Абдоллахиан и другие официальные лица, сопровождалась рядом «странностей», пишет турецкая газета Turkiye.

    Напомним, власти Ирана заявляли, что причиной аварии, предварительно, стали технические неполадки и сложные погодные условия. Вертолет, на котором летели высокопоставленные пассажиры — Bell 212 американского производства. При этом Раиси ранее всегда предпочитал российский Ми-171, который большинство экспертов считают куда более надежным. К тому же американский вертолет был достаточно старым.

    «Обычно вертолеты для поездок Раиси выбирались из моделей российского производства, а для поездки в Тебриз предпочтение было отдано американскому вертолету, собранному 30 лет назад. Еще одна важная деталь: ранее пилоты назначались из рядов Корпуса стражей исламской революции (КСИР), а в этот раз — из кадров Эртеш (армии)», — сообщил Turkiye источник в иранских органах безопасности.


    Газета также сообщает, что вертолет был оборудован тремя разными системами слежения, в том числе стандартными GPRS и транспондерами, но, несмотря на это, местонахождение вертолета обнаружить не удалось. Турецкие власти отмечали, что не фиксировали сигналов от вертолета, так как система была или отключена, или вовсе отсутствовала.


    Кроме того, иранский источник рассказал газете, что незадолго до взлета был изменен манифест с пассажирами.

    «На вертолете № 2 должны были лететь вместе министр иностранных дел Абдоллахиан и губернатор Тебриза Малик Рахмети, но в последний момент к ним подсадили имама Тебриза Мохаммада аль-Хашема», — пишет Turkiye.

    Вообще-то это негласное правило всех мировых служб безопасности: первые лица страны никогда не летят одним бортом. Тем более, что вертолетов было три, но кому-то пришло в голову посадить всех руководителей в один. Крайне подозрительно. Возникает вопрос: а действительно ли это несчастный случай, или все перечисленные факты можно трактовать, как заговор?

    Еще одна турецкая газета — Hurriyet — предполагает, что авиакатастрофа, в которой погиб президент Ирана, могла стать следствием внутриполитической борьбы за власть в исламской республике.

    «Нельзя исключать и внешнего заговора, основные подозрения в таком случае падают на Израиль», пишет турецкая газета.

    Действительно, Израиль имел кучу поводов для устранения Раиси. Это мог быть обещанный «ответ» на беспрецедентную по масштабам атаку иранских беспилотников и баллистических ракет по территории Израиля в середине апреля в отместку за поражение Израилем иранского диппредставительства в Дамаске.

    Это могла быть попытка сорвать мирные договоренности между американцами и иранцами — как ранее сообщила американская газета The New York Times, инцидент с вертолётом Раиси произошёл спустя несколько дней после того, как иранские власти провели непрямые переговоры с представителями американской администрации с целью снижения угрозы расширения конфликта на Ближнем Востоке.

    Так или иначе, просто учитывая двухсторонние отношения, обострившиеся в последние месяцы до предела, именно Израиль имел больше всех поводов убить Раиси, который был сторонником жесткой линии в отношениях с Тель-Авивом.

    Конечно, в определенной степени в обезглавливании и создания внутреннего кризиса в Иране были заинтересованы сами США. И та же Турция, которая хотела бы снизить активность и геополитический вес Тегерана на Ближнем Востоке и в Закавказье.

    Или все-таки внутренние разборки? Многие эксперты называли Раиси кандидатом в преемники высшего руководителя Ирана — аятоллы Хаменени, а Абдоллахиана — кандидатом в президенты…

    — Гибель Раиси в принципе вызвала большой резонанс в мире, а в Турции активно обсуждалась уже потому, что Иран — соседняя с нею страна, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

    — Вряд ли Анкара была заинтересована в этой авиакатастрофе. У Турции и Ирана сейчас вполне прагматичные отношения. При этом действительно есть направления, по которым интересы Тегерана и Анкары расходятся.

    Скажем, если бы некие внутренние события в Иране заставили его сократить поддержку Дамаска, это могло бы создать дополнительные потенциальные возможности для Турции по проведению своей политики в Сирии.

    Однако, даже если бы проведение досрочных президентских выборов в Иране после гибели Эбрахима Раиси стало поводом для новой масштабной протестной кампании, для Исламской Республики это обернулось бы лишь временной дестабилизацией. То есть, к долгосрочному снижению возможностей Тегерана на том же сирийском направлении вряд ли привело бы.

    Можно отметить, что солидарность с протестными кампаниями в Иране нередко выражала турецкая оппозиция, как это было, например, осенью 2022 года. То есть, несмотря на имевшие место чуть ранее сигналы Реджепа Эрдогана о готовности смягчить отношения с рядом оппозиционных сил, возможные протестные акции в Иране могли бы, при определенных условиях, стать дополнительным мобилизующим фактором и для оппонентов турецкого президента.


    Характерно, что некоторые израильские эксперты высказали опасения, что события, связанные с гибелью Эбрахима Раиси, могли бы привести к активизации военно-технического сотрудничества Турции и Ирана — по той причине, что необходимость привлекать помощь той же Анкары для поиска упавшего вертолета могла продемонстрировать Тегерану слабые звенья в оснащении собственных силовых структур.

    Скажем, доктор Хай Эйтан Коэн Янарочак, эксперт по современной Турции из Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) и Центра Моше Даяна при Тель-Авивском университете, в комментарии для израильского издания «Globes» даже предположил, что и для США предотвратить такое сотрудничество было бы сложной задачей. Тем не менее не факт, что Анкара пошла бы на такое дополнительное взаимодействие с Тегераном сейчас, когда турецкая сторона явно настроена на более компромиссную линию в отношениях с Вашингтоном.

    Показательно, например, что в конце апреля 2024 года министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар заявил о переговорах с американской ExxonMobil о заключении контракта на поставки СПГ для турецких нужд.

    «СП»: Говорят, Раиси был кандидат в Верховные, а глава МИД — на его место. Может это быть внутренняя борьба за власть?

    — Когда гибнут президент и глава МИД, понятно, что для кого-то в системе власти Ирана это создаст и возможности для карьерного роста.

    Опять же, в истории очень много примеров, когда в гибели президентов многие публично обвиняют другие статусные фигуры в их окружении. Как в случае с убийством Джона Кеннеди в США до сих пор остаются популярными версии о причастности к этому вице-президента в его администрации, Линдона Джонсона, в итоге занявшего президентское кресло.


    Но если бы кто-то из иранских влиятельных фигур подготовил нынешнюю авиакатастрофу специально, такой человек столкнулся бы с большим количеством факторов неопределенности в дальнейшем. Тот же Линдон Джонсон, был он причастен к гибели Джона Кеннеди или нет, занимал пост президента после такого события автоматически, в соответствии с Конституцией США.

    Но в случае с Ираном ситуация отличается. Вопрос — кто именно станет кандидатами на президентских выборах и не появятся ли в ходе этой кампании новые сюрпризы.

    Борьба за пост Верховного лидера в будущем связана с еще большим числом факторов неопределенности. Про «проблемы со здоровьем» занимающего этот пост сейчас Али Хаменеи пишут очень давно, но он по-прежнему жив и точно также вполне может прожить еще довольно долго, даже несмотря на то, что уже сейчас находится в весьма солидном возрасте (как известно, недавно ему исполнилось 85 лет). Значение будет иметь расклад сил к моменту его ухода из жизни, но тогда все может еще многократно поменяться.

    То есть внутри системы власти Ирана наверняка найдутся те, для кого гибель Эбрахима Раиси будет объективно означать новые возможности. Но, во-первых, пока нет явных доказательств, что авиакатастрофа была организована. Во-вторых, получается, что риски для «внутренних врагов Раиси» могли не оправдать итогового результата.

    То есть могло бы получится так, что череда этих событий привела бы к усилению влияния совсем не гипотетических организаторов «заговора». Понятно, саму теоретическую вероятность такого «заговора» это не отменяет, но и аргументов против такого сценария достаточно много.


    «СП»: Почему Раиси полетел на старом американском вертолете вместо привычного российского? На что это может указывать? Ещё и лётчики не из КСИР, а из другого ведомства… Еще непонятно, почему несколько высших чиновника сели в один вертолет, хотя их было три? Вообще-то это нарушение всех норм безопасности государства. Как это можно объяснить? Кроме того, незадолго до взлета был изменен манифест с пассажирами.

    — Об этом сложно говорить, пока в открытых источниках не появятся дополнительные подробности тех событий. Но у таких технических деталей может быть и более простое объяснение — инструкции нередко нарушаются и в ситуациях, касающихся президентов и министров.

    «СП»: А если это покушение извне, то кто? Все стрелки на Израиль…

    — Вопрос, что конкретно этот инцидент дает Израилю. Темпы реализации иранской ядерной программы или объемы поддержки Тегераном близких ему организаций на Ближнем Востоке из-за гибели Эбрахима Раиси явно не снизятся. Эйфория из-за этого события у многих представителей израильской общественности носит явно ситуативный характер и тому же премьеру Биньямину Нетаньяху решить его внутриполитические проблемы вряд ли поможет.

    К тому же, на фоне популярных версий о причастности к этим событиям Тель-Авива внутри Ирана запрос на жесткую антиизраильскую политику только усилится. Поэтому пока есть большие сомнения, что Израиль мог бы пойти на такую диверсию.


    Авиакатастрофа, в которой погибли президент Ирана Ибрахим Раиси, глава МИД Хосейн Амир Абдоллахиан и другие официальные лица, сопровождалась рядом «странностей», пишет турецкая газета Turkiye. Напомним, власти Ирана заявляли, что причиной аварии, предварительно, стали технические неполадки и сложные погодные условия. Вертолет, на котором летели высокопоставленные пассажиры — Bell 212 американского производства. При этом Раиси ранее всегда предпочитал российский Ми-171, который большинство экспертов считают куда более надежным. К тому же американский вертолет был достаточно старым. «Обычно вертолеты для поездок Раиси выбирались из моделей российского производства, а для поездки в Тебриз предпочтение было отдано американскому вертолету, собранному 30 лет назад. Еще одна важная деталь: ранее пилоты назначались из рядов Корпуса стражей исламской революции (КСИР), а в этот раз — из кадров Эртеш (армии)», — сообщил Turkiye источник в иранских органах безопасности. Газета также сообщает, что вертолет был оборудован тремя разными системами слежения, в том числе стандартными GPRS и транспондерами, но, несмотря на это, местонахождение вертолета обнаружить не удалось. Турецкие власти отмечали, что не фиксировали сигналов от вертолета, так как система была или отключена, или вовсе отсутствовала. Кроме того, иранский источник рассказал газете, что незадолго до взлета был изменен манифест с пассажирами. «На вертолете № 2 должны были лететь вместе министр иностранных дел Абдоллахиан и губернатор Тебриза Малик Рахмети, но в последний момент к ним подсадили имама Тебриза Мохаммада аль-Хашема», — пишет Turkiye. Вообще-то это негласное правило всех мировых служб безопасности: первые лица страны никогда не летят одним бортом. Тем более, что вертолетов было три, но кому-то пришло в голову посадить всех руководителей в один. Крайне подозрительно. Возникает вопрос: а действительно ли это несчастный случай, или все перечисленные факты можно трактовать, как заговор? Еще одна турецкая газета — Hurriyet — предполагает, что авиакатастрофа, в которой погиб президент Ирана, могла стать следствием внутриполитической борьбы за власть в исламской республике. «Нельзя исключать и внешнего заговора, основные подозрения в таком случае падают на Израиль», пишет турецкая газета. Действительно, Израиль имел кучу поводов для устранения Раиси. Это мог быть обещанный «ответ» на беспрецедентную по масштабам атаку иранских беспилотников и баллистических ракет по территории Израиля в середине апреля в отместку за поражение Израилем иранского диппредставительства в Дамаске. Это могла быть попытка сорвать мирные договоренности между американцами и иранцами — как ранее сообщила американская газета The New York Times, инцидент с вертолётом Раиси произошёл спустя несколько дней после того, как иранские власти провели непрямые переговоры с представителями американской администрации с целью снижения угрозы расширения конфликта на Ближнем Востоке. Так или иначе, просто учитывая двухсторонние отношения, обострившиеся в последние месяцы до предела, именно Израиль имел больше всех поводов убить Раиси, который был сторонником жесткой линии в отношениях с Тель-Авивом. Конечно, в определенной степени в обезглавливании и создания внутреннего кризиса в Иране были заинтересованы сами США. И та же Турция, которая хотела бы снизить активность и геополитический вес Тегерана на Ближнем Востоке и в Закавказье. Или все-таки внутренние разборки? Многие эксперты называли Раиси кандидатом в преемники высшего руководителя Ирана — аятоллы Хаменени, а Абдоллахиана — кандидатом в президенты… — Гибель Раиси в принципе вызвала большой резонанс в мире, а в Турции активно обсуждалась уже потому, что Иран — соседняя с нею страна, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. — Вряд ли Анкара была заинтересована в этой авиакатастрофе. У Турции и Ирана сейчас вполне прагматичные отношения. При этом действительно есть направления, по которым интересы Тегерана и Анкары расходятся. Скажем, если бы некие внутренние события в Иране заставили его сократить поддержку Дамаска, это могло бы создать дополнительные потенциальные возможности для Турции по проведению своей политики в Сирии. Однако, даже если бы проведение досрочных президентских выборов в Иране после гибели Эбрахима Раиси стало поводом для новой масштабной протестной кампании, для Исламской Республики это обернулось бы лишь временной дестабилизацией. То есть, к долгосрочному снижению возможностей Тегерана на том же сирийском направлении вряд ли привело бы. Можно отметить, что солидарность с протестными кампаниями в Иране нередко выражала турецкая оппозиция, как это было, например, осенью 2022 года. То есть, несмотря на имевшие место чуть ранее сигналы Реджепа Эрдогана о готовности смягчить отношения с рядом оппозиционных сил, возможные протестные акции в Иране могли бы, при определенных условиях, стать дополнительным мобилизующим фактором и для оппонентов турецкого президента. Характерно, что некоторые израильские эксперты высказали опасения, что события, связанные с гибелью Эбрахима Раиси, могли бы привести к активизации военно-технического сотрудничества Турции и Ирана — по той причине, что необходимость привлекать помощь той же Анкары для поиска упавшего вертолета могла продемонстрировать Тегерану слабые звенья в оснащении собственных силовых структур. Скажем, доктор Хай Эйтан Коэн Янарочак, эксперт по современной Турции из Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) и Центра Моше Даяна при Тель-Авивском университете, в комментарии для израильского издания «Globes» даже предположил, что и для США предотвратить такое сотрудничество было бы сложной задачей. Тем не менее не факт, что Анкара пошла бы на такое дополнительное взаимодействие с Тегераном сейчас, когда турецкая сторона явно настроена на более компромиссную линию в отношениях с Вашингтоном. Показательно, например, что в конце апреля 2024 года министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар заявил о переговорах с американской ExxonMobil о заключении контракта на поставки СПГ для турецких нужд. «СП»: Говорят, Раиси был кандидат в Верховные, а глава МИД — на его место. Может это быть внутренняя борьба за власть? — Когда гибнут президент и глава МИД, понятно, что для кого-то в системе власти Ирана это создаст и возможности для карьерного роста. Опять же, в истории очень много примеров, когда в гибели президентов многие публично обвиняют другие статусные фигуры в их окружении. Как в случае с убийством Джона Кеннеди в США до сих пор остаются популярными версии о причастности к этому вице-президента в его администрации, Линдона Джонсона, в итоге занявшего президентское кресло. Но если бы кто-то из иранских влиятельных фигур подготовил нынешнюю авиакатастрофу специально, такой человек столкнулся бы с большим количеством факторов неопределенности в дальнейшем. Тот же Линдон Джонсон, был он причастен к гибели Джона Кеннеди или нет, занимал пост президента после такого события автоматически, в соответствии с Конституцией США. Но в случае с Ираном ситуация отличается. Вопрос — кто именно станет кандидатами на президентских выборах и не появятся ли в ходе этой кампании новые сюрпризы. Борьба за пост Верховного лидера в будущем связана с еще большим числом факторов неопределенности. Про «проблемы со здоровьем» занимающего этот пост сейчас Али Хаменеи пишут очень давно, но он по-прежнему жив и точно также вполне может прожить еще довольно долго, даже несмотря на то, что уже сейчас находится в весьма солидном возрасте (как известно, недавно ему исполнилось 85 лет). Значение будет иметь расклад сил к моменту его ухода из жизни, но тогда все может еще многократно поменяться. То есть внутри системы власти Ирана наверняка найдутся те, для кого гибель Эбрахима Раиси будет объективно означать новые возможности. Но, во-первых, пока нет явных доказательств, что авиакатастрофа была организована. Во-вторых, получается, что риски для «внутренних врагов Раиси» могли не оправдать итогового результата. То есть могло бы получится так, что череда этих событий привела бы к усилению влияния совсем не гипотетических организаторов «заговора». Понятно, саму теоретическую вероятность такого «заговора» это не отменяет, но и аргументов против такого сценария достаточно много. «СП»: Почему Раиси полетел на старом американском вертолете вместо привычного российского? На что это может указывать? Ещё и лётчики не из КСИР, а из другого ведомства… Еще непонятно, почему несколько высших чиновника сели в один вертолет, хотя их было три? Вообще-то это нарушение всех норм безопасности государства. Как это можно объяснить? Кроме того, незадолго до взлета был изменен манифест с пассажирами. — Об этом сложно говорить, пока в открытых источниках не появятся дополнительные подробности тех событий. Но у таких технических деталей может быть и более простое объяснение — инструкции нередко нарушаются и в ситуациях, касающихся президентов и министров. «СП»: А если это покушение извне, то кто? Все стрелки на Израиль… — Вопрос, что конкретно этот инцидент дает Израилю. Темпы реализации иранской ядерной программы или объемы поддержки Тегераном близких ему организаций на Ближнем Востоке из-за гибели Эбрахима Раиси явно не снизятся. Эйфория из-за этого события у многих представителей израильской общественности носит явно ситуативный характер и тому же премьеру Биньямину Нетаньяху решить его внутриполитические проблемы вряд ли поможет. К тому же, на фоне популярных версий о причастности к этим событиям Тель-Авива внутри Ирана запрос на жесткую антиизраильскую политику только усилится. Поэтому пока есть большие сомнения, что Израиль мог бы пойти на такую диверсию.

    Здравоохранение
  • Наделавшая много шума инфекция на это раз пришла к нам из Турции. В зоне риска — дети...
  • Как распознать буллинг и не дать развиться комплексам? Мнение эксперта...
  • Косметологи рассказывают о способах сохранения молодости и красоты кожи...
  • Медицина
           

    Авто
  • Отсрочка выплат может лишь частично помочь производителям, но никак не сделает автомобили дешевле...
  • Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
  • Другие новости
    up