Фото: Getty Разрушенный порт Бейрута
Ливану угрожает голод из-за разрушенного порта в столице. Есть мнение, что опасный груз направлялся военнизированной ливанской группировке.
Взрывы в порту Бейрута, которые оценили в десятую часть атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, произошли из-за аммиачной селитры, много лет хранившейся в порту ливанской столицы.
В Бейрут она попала на сухогрузе, принадлежавшем российскому бизнесмену, который, как сообщается, бросил судно и груз на произвол судьбы. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Как химикаты оказались в Бейруте и почему взорвались
Ущерб от взрыва в ливанской столице может достигать 15 миллиардов долларов. Об этом заявил губернатор провинции Бейрут Марван Аббуд. В результате взрыва пострадала половина города: одни здания были полностью разрушены, где-то выбило стекла.
Десятки тысяч людей в городе остались не только без жилья, но и без работы. Полностью уничтожен порт, через который Ливан импортирует практически все необходимое, а также элеватор со стратегическим запасом зерна. Страна находится под угрозой голода.
Причиной взрыва стало ненадлежащее хранение аммиачной селитры - химиката, который используют как удобрение или компонент для взрывчатки. Премьер-министр Ливана Хасан Диаб сообщил, что партия весом в 2750 тонн находилась на складе с 2014 года без соблюдения необходимых мер предосторожности.
Как сообщается, судном Rhosus под молдавским флагом, которое перевозило селитру, владел предприниматель из российского города Хабаровск Игорь Гречушкин. Экипаж состоял из граждан Украины и России, а их работодателем была кипрская компания Teto Shipping.
Судно шло из Грузии в Мозамбик, но внеплановый заход в Бейрут из-за поломки в октябре 2013 года обернулся арестом портовыми властями из-за технических нарушений эксплуатации. Экипажу, состоявшему из четырех человек, было запрещено покидать корабль.
Разрешение на выгрузку химикатов на берег было выдано через год - на тот самый склад под номером 12, который во вторник сначала загорелся, а затем стал эпицентром мощного взрыва.
Склад был не особенно защищен и оснащен кондиционерами, как это предусматривают стандарты безопасности по хранению нитрата аммония в других странах, отмечает немецкое издание Der Spiegel.
Согласно недатированной служебной записке, предположительно от администрации порта, в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах подавались заявления о том, чтобы вывести особо опасный груз с территории порта, "или отправить его обратно отправителю, или продать ливанской компании, специализирующейся на производстве взрывчатки", отмечает газета.
После того, как судно Rhosus было задержано в порту Бейрута, "собственник корабля исчез со своими деньгами, а мнимые покупатели в Мозамбике не проявляли никаких шевелений", рассказал тогдашний капитан судна Борис Прокошев в интервью Радио Свобода.
Немецкий таблоид Bild считает, что это может говорить о том, что поставка товара в Африку была лишь предлогом для доставки взрывчатки в зону досягаемости Хезболлы - шиитской военизированной группировки, поддерживаемой Ираном.
Один из инсайдеров сказал в разговоре с Bild, что невыдача разрешений на отправку или продажу груза, возможно, была актом гражданского неповиновения, чтобы воспрепятствовать попаданию груза Хезболле.
Издание пишет, что провело собственное расследование, которое показало, что в период с 2012 по 2016 год террористы другими путями пытались получить доступ к высоковзрывчатому нитрату аммония, чтобы нанести удары по еврейским и израильским объектам по всему миру.
"Хезболла"знала, что получить доступ к 2750 тоннам вещества можно в любой момент и поэтому воздерживалась от новых попыток завладеть им", - считают авторы.
Bild отмечает, что несколько недель назад израильтяне в ходе прицельного авиаудара убили в сирийской столице Дамаск члена Хезболлы и группировка поклялась отомстить, "а Израиль готовился на своей северной границе к чрезвычайной ситуации".
В пользу того, что шииты проявили интерес к взрывчатому веществу говорит то, что пожар на складе начался во время сварочных работ на воротах здания: аммиачную селитру пытались защитить от кражи, отмечает таблоид.
Капитан судна в том, что опасный груз оказался фактически брошенным в порту, винит власти Ливана.
"Незачем было арестовывать это судно, от него надо было скорее избавиться! Когда просили выпустить, надо было сказать: идите уже, ничего с вас не надо! А они начали требовать, чтобы им долг вернули за портовый сбор - и вот что получилось", - сказал он.
Отметим, что на форумах, посвященных морскому торговому судоходству, об Игоре Гречушкине и его компании Teto Shipping Ltd, встречается много негативной информации: его обвиняют в невыплатах зарплат, наплевательском отношении к своим экипажам и судам, несоблюдении правил безопасности и даже мошенничестве.
По словам капитана Прокошева, оказавшиеся на задержанном в порту Бейрута судне моряки не получали зарплаты. Выяснилось, что еще в 2014 году он направил жалобу в профсоюз моряков в Новороссийске, где сообщал, что экипаж, который не выпускали с арестованного судна не получает ни жалования, ни продовольствия.
"Судовладелец намерен, по его словам, продать судно и рассчитаться с экипажем, однако продать его не может, так как на судне опасный груз нитрата аммониума, который не разрешают в порту Бейрут выгружать и перегружать на другое судно", - говорилось в документе, который цитируют российские СМИ.
Прокошев также в 2014 году писал в Международную ассоциацию транспортных рабочих, что судовладельцу предлагали отказаться от Rhosus в обмен на погашение долгов перед моряками и портом в Бейруте.
"Тот заартачился и отказался подписывать предложенный ему вариант разрешения ситуации", - сообщалось в письме.
В обоих документах Прокошев также жаловался на отсутствие помощи от российских дипломатов в Ливане.
"Я писал каждый месяц Путину. Писал, что состояние у нас хуже, чем у заключенных. Заключенный знает, когда он выйдет, а мы не знаем, когда нас выпустят! И отпустят ли вообще! Ответом была отписка: ваше обращение отправлено в МИД", - рассказал он.
Судно в итоге затонуло пару лет назад из-за пробоины. "Надо было периодически откачивать воду. А если экипажа нет, некому это делать", - рассказал Прокошев.
Джо Гилбертсон, глава сектора удобрений британской Конфедерации сельскохозяйственных отраслей, считает, что информация о пробоине на корабле может означать, что в селитру могла попасть морская вода.
Загрязнение морской водой делает селитру потенциально взрывоопасным веществом, сказал эксперт в интервью BBC News.
Фото: Getty Разрушенный порт Бейрута Ливану угрожает голод из-за разрушенного порта в столице. Есть мнение, что опасный груз направлялся военнизированной ливанской группировке. Взрывы в порту Бейрута, которые оценили в десятую часть атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, произошли из-за аммиачной селитры, много лет хранившейся в порту ливанской столицы. В Бейрут она попала на сухогрузе, принадлежавшем российскому бизнесмену, который, как сообщается, бросил судно и груз на произвол судьбы. Корреспондент.net рассказывает подробности. Как химикаты оказались в Бейруте и почему взорвались Ущерб от взрыва в ливанской столице может достигать 15 миллиардов долларов. Об этом заявил губернатор провинции Бейрут Марван Аббуд. В результате взрыва пострадала половина города: одни здания были полностью разрушены, где-то выбило стекла. Десятки тысяч людей в городе остались не только без жилья, но и без работы. Полностью уничтожен порт, через который Ливан импортирует практически все необходимое, а также элеватор со стратегическим запасом зерна. Страна находится под угрозой голода. Причиной взрыва стало ненадлежащее хранение аммиачной селитры - химиката, который используют как удобрение или компонент для взрывчатки. Премьер-министр Ливана Хасан Диаб сообщил, что партия весом в 2750 тонн находилась на складе с 2014 года без соблюдения необходимых мер предосторожности. Как сообщается, судном Rhosus под молдавским флагом, которое перевозило селитру, владел предприниматель из российского города Хабаровск Игорь Гречушкин. Экипаж состоял из граждан Украины и России, а их работодателем была кипрская компания Teto Shipping. Судно шло из Грузии в Мозамбик, но внеплановый заход в Бейрут из-за поломки в октябре 2013 года обернулся арестом портовыми властями из-за технических нарушений эксплуатации. Экипажу, состоявшему из четырех человек, было запрещено покидать корабль. Разрешение на выгрузку химикатов на берег было выдано через год - на тот самый склад под номером 12, который во вторник сначала загорелся, а затем стал эпицентром мощного взрыва. Склад был не особенно защищен и оснащен кондиционерами, как это предусматривают стандарты безопасности по хранению нитрата аммония в других странах, отмечает немецкое издание Der Spiegel. Согласно недатированной служебной записке, предположительно от администрации порта, в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах подавались заявления о том, чтобы вывести особо опасный груз с территории порта, "или отправить его обратно отправителю, или продать ливанской компании, специализирующейся на производстве взрывчатки", отмечает газета. После того, как судно Rhosus было задержано в порту Бейрута, "собственник корабля исчез со своими деньгами, а мнимые покупатели в Мозамбике не проявляли никаких шевелений", рассказал тогдашний капитан судна Борис Прокошев в интервью Радио Свобода. Немецкий таблоид Bild считает, что это может говорить о том, что поставка товара в Африку была лишь предлогом для доставки взрывчатки в зону досягаемости Хезболлы - шиитской военизированной группировки, поддерживаемой Ираном. Один из инсайдеров сказал в разговоре с Bild, что невыдача разрешений на отправку или продажу груза, возможно, была актом гражданского неповиновения, чтобы воспрепятствовать попаданию груза Хезболле. Издание пишет, что провело собственное расследование, которое показало, что в период с 2012 по 2016 год террористы другими путями пытались получить доступ к высоковзрывчатому нитрату аммония, чтобы нанести удары по еврейским и израильским объектам по всему миру. "Хезболла"знала, что получить доступ к 2750 тоннам вещества можно в любой момент и поэтому воздерживалась от новых попыток завладеть им", - считают авторы. Bild отмечает, что несколько недель назад израильтяне в ходе прицельного авиаудара убили в сирийской столице Дамаск члена Хезболлы и группировка поклялась отомстить, "а Израиль готовился на своей северной границе к чрезвычайной ситуации". В пользу того, что шииты проявили интерес к взрывчатому веществу говорит то, что пожар на складе начался во время сварочных работ на воротах здания: аммиачную селитру пытались защитить от кражи, отмечает таблоид. Капитан судна в том, что опасный груз оказался фактически брошенным в порту, винит власти Ливана. "Незачем было арестовывать это судно, от него надо было скорее избавиться! Когда просили выпустить, надо было сказать: идите уже, ничего с вас не надо! А они начали требовать, чтобы им долг вернули за портовый сбор - и вот что получилось", - сказал он. Отметим, что на форумах, посвященных морскому торговому судоходству, об Игоре Гречушкине и его компании Teto Shipping Ltd, встречается много негативной информации: его обвиняют в невыплатах зарплат, наплевательском отношении к своим экипажам и судам, несоблюдении правил безопасности и даже мошенничестве. По словам капитана Прокошева, оказавшиеся на задержанном в порту Бейрута судне моряки не получали зарплаты. Выяснилось, что еще в 2014 году он направил жалобу в профсоюз моряков в Новороссийске, где сообщал, что экипаж, который не выпускали с арестованного судна не получает ни жалования, ни продовольствия. "Судовладелец намерен, по его словам, продать судно и рассчитаться с экипажем, однако продать его не может, так как на судне опасный груз нитрата аммониума, который не разрешают в порту Бейрут выгружать и перегружать на другое судно", - говорилось в документе, который цитируют российские СМИ. Прокошев также в 2014 году писал в Международную ассоциацию транспортных рабочих, что судовладельцу предлагали отказаться от Rhosus в обмен на погашение долгов перед моряками и портом в Бейруте. "Тот заартачился и отказался подписывать предложенный ему вариант разрешения ситуации", - сообщалось в письме. В обоих документах Прокошев также жаловался на отсутствие помощи от российских дипломатов в Ливане. "Я писал каждый месяц Путину. Писал, что состояние у нас хуже, чем у заключенных. Заключенный знает, когда он выйдет, а мы не знаем, когда нас выпустят! И отпустят ли вообще! Ответом была отписка: ваше обращение отправлено в МИД", - рассказал он. Судно в итоге затонуло пару лет назад из-за пробоины. "Надо было периодически откачивать воду. А если экипажа нет, некому это делать", - рассказал Прокошев. Джо Гилбертсон, глава сектора удобрений британской Конфедерации сельскохозяйственных отраслей, считает, что информация о пробоине на корабле может означать, что в селитру могла попасть морская вода. Загрязнение морской водой делает селитру потенциально взрывоопасным веществом, сказал эксперт в интервью BBC News.