Власти Колумбии запустили процесс подъёма затонувшего испанского галеона «Сан-Хосе», на борту которого находятся ценности, которые стоят многие миллиарды долларов. Это золото, серебро, драгоценные камни и всякие предметы искусства. Кому именно всё это принадлежит — непонятно, но местные власти явно не намерены упускать такой куш. Если он, конечно, имеется — что вовсе не факт.
Первый этап экспедиции, которая уже началась, будет заключаться в сборе информации — что и где лежит, как вытаскивать. На дно отправят подводные дроны и прочую технику, будут много фотографировать и делать 3D-модели. И только после того, как всё станет более-менее понятно, начнётся собственно подъём сокровищ.
На которые уже собираются наложить руки американцы. Галеон нашли в 2015 году, однако некая компания Sea Search-Armada из США заявляет, что обнаружила его ещё в начале 80-х. Почему тогда никому ничего не сказали, сенсация же? Наверное потому, что 40 лет назад ничего и не было найдено.
«Сан-Хосе» утонул 8 июня 1708 года, получив повреждения в бою с английским флотом. Как несложно догадаться, «просвещённые мореплаватели» собирались оприходовать находящийся на его борту груз, но перестарались, стреляя из пушек — всё ушло на дно. Такова, во всяком случае, официальная история.
Так называемые «золотые галеоны» — один из непременных атрибутов книжек (и фильмов) про всяких разных пиратов. Таковые вроде как были, и морские разбойники их регулярно грабили.
Однако не стоит считать испанцев такими дураками, они ими и не были. Пираты — очень хорошее прикрытие для тех делишек, которые проворачивали благородные доны с поставками драгметаллов в метрополию. Условно говоря, до Испании доходил один десятый, а то и двадцатый транспорт, все остальные либо «грабили», либо они тонули. Типа вместе с ценным грузом.
Кстати, испанцы тоже заявили претензию на «Сан-Хосе», это как бы корабль их флота. И с этим очень сложно поспорить, так и есть. Разве что король сейчас другой — нынче в Мадриде правит Филипп VI, а тогда, в 1708-м, на престоле сидел Луис I. Но династия та же самая — Бурбоны! То есть это их золото и драгоценности. Если там, на глубине 300 метров, вообще что-то есть.
Колумбийцев могут заставить всё вернуть, прецедентов хватает. В 2007 году американская компания Odyssey Marine Exploration нашла испанский фрегат, затонувший в 1804-м, и подняла с него 17 тонн золота и серебра в монетах.
Испания заявила протест и королевское имущество пришлось отдать его законному владельцу. Так что, если вы собираетесь на моря-океаны искать сокровища, сперва стоит ознакомиться с международным правом…
Где-то у берегов Индонезии на дне океана лежит «Flor de la Mar» («Цветок моря»), который ушёл под воду в 1511 году. На его борту было около 200 сундуков с золотом, алмазами, китайским фарфором, всякими ювелирными украшениями и прочими культовыми предметами из драгметаллов. Вроде как самый ценный груз в истории, который утонул.
Местные власти, судя по всему, в курсе, где находятся сокровища и кладоискателей всячески гоняют. Но сами под воду не лезут — те же самые юридические коллизии. Каракка (большое парусное судно XV—XVI веков), португальская, то есть Лиссабон в любой момент может потребовать свою собственность. Поэтому пускай валяется на дне, может, времена изменятся.
Прецедентов «пустышек» — когда сокровища разворовали до кораблекрушения — тоже хватает. 14 ноября 1854 года у берегов Крыма, близ Балаклавы, потерпел крушение британский парусно-винтовой фрегат «Принц», к названию которого прибавляют слово «чёрный».
Корабль, помимо всего прочего, вёз жалованье британским (и иным тоже) войскам, которые находились на полуострове. Шла Крымская война, а без денег «общечеловеки» воевать не желали. Всего на борту было более 200 тысяч фунтов стерлингов золотом — огромная сумма по тем временам. Да и по нынешним тоже приличная.
В 1923 году молодая советская власть, которая очень нуждалась в деньгах, попыталась найти «Чёрный принц». Была организована Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), она тогда подняла немало затонувших судов, однако фрегат водолазы не нашли.
В 2010-м корабль всё-таки обнаружили, но никакого золота на борту не нашли. Совершенно очевидно, что его «приватизировали», а фрегат утопили — «концы в воду» в самом прямом смысле этих слов. «Интенданта после трёх лет службы можно вешать без суда и следствия», — кажется, так говорил А.В. Суворов.
Хватает и тайн ХХ столетия. Особенно будоражат умы кладоискателей немецкие субмарины, на которых, якобы, нацисты вывозили свои сокровища, награбленные по всему миру. Подводные лодки иногда находят, но золота пока не обнаружено. Совсем.
В 1993 году в проливе Каттегат нашли и подняли субмарину U-534 (тип IX), которая была потоплена 5 мая 1945 года.
Тогда, в самом конце войны, кстати, и родилась легенда про «золотые подводные конвои Гитлера». На её борту, как утверждали «знатоки», золота аж на $10 млн. И лежит оно в алюминиевых ящиках. Скептики, правда, утверждали, что там снаряды к зенитной установке, но им не верили. Да, там были именно эти самые снаряды, спасшиеся с подлодки моряки не врали про отсутствие на борту каких-либо ценностей.
В 2022 году опять-таки у берегов Дании на глубине 123 метра обнаружили U-3523 (самая совершенная XXI серия), которую тут же окрестили «личной субмариной фюрера». Без какой-либо аргументации, просто так. Дескать, на ней фюрер собирался драпать из Рейха. И золотишко с собой прихватил, много — на борту некуда плюнуть, не попав в слитки. Правда, власти в Копенгагене считают иначе и поднимать U-3523 не собираются, хотя тут никаких правовых коллизий с нацистскими сокровищами и не предвидится. Просто их там нет.
Но где-то они, наверное, есть.
«Нашей разведке, где я работал в конце войны, было известно, что немцы строят восемь очень больших грузовых субмарин и все они были спущены на воду, укомплектованы и далее бесследно исчезли. До сего дня мы не имеем никакого понятия, куда они ушли. Они не на океанском дне, и их нет ни в одном порту, о котором мы знаем», — писал отставной американский полковник Уиндел Стивенс (Wendelle C. Stivens).
Действительно, об обнаружении и потоплении подобных гигантов ничего не известно, значит, они либо благополучно добрались до точки на значения, либо потерпели крушение где-то в безвестности. Но то, что из Третьего Рейха бесследно исчезло огромное количество ценностей, всякого разного оборудования и особо ценных специалистов — факт. Можно попытаться поискать.