Трезвомыслящие люди воспринимают ковид-кризис как тест на потребление. А именно: насколько в условиях ограничений, связанных с коронавирусом, можно снизить общепланетарное потребление ресурсов?
Цель, вроде бы, благая. Но проблема в том, что мы, бывшие страны СССР, особо и не «объели» земной шар. Так почему должна ужиматься и рушить свою немудрящую экономику Россия, а не те страны, которые жировали, не жалея планетарных ресурсов, и пускались во все тяжкие?.. Или, может, наше «сверхпотребление» – это алкомаркеты, растущие как грибы? (Заметили? Они полезней, чем парикмахерские. Алкомаркеты не закрывали во время «ограничительных мер» по борьбе с коронавирусом.)
А может, наше сверхпотребление – это пальмовое масло, ввоз которого в страну наращивается с каждым годом?!
Советский Союз всё-таки был альтернативой миру барыша и безответственного отношения к будущему планеты. Выиграло ли человечество от крушения Союза? Сегодня, когда вакцинирование, чипирование и электронная слежка входят в жизнь каждого землянина, можно сказать уверенное «нет». Хотя есть и другие мнения, поскольку удары пропагандой по мозгам отбивают у людей возможность к сопротивлению, хотя бы даже к интеллектуальному.
А что в итоге? Вместо человека разумного – восхождение человека безумного, имитационного. СМИ сообщали, что в июле 2020 года на Тайване состоялся первый псевдополет. Пассажиры регистрировались на рейс, сдавали багаж, проходили паспортный контроль и садились в самолет, который на самом деле никуда не летел. Во время имитационного путешествия за рубеж «туристам» на борту предлагали еду и напитки.
Курьёз? Но посмотрим на этот эксперимент с точки зрения мирового домината (т.е. системы власти в глобализованном мире). Достойно ли «имитационное человечество» иной жизни, кроме как цифровой? Реального, а не дистанционного обучения? Натуральных, а не генетически модифицированных продуктов? Традиционных, а не однополых родителей?
Цифровая жизнь – иная, не духовная, а информационная. Она лишена пластичности слова и загоняет человека в строгие конструкции цифры. Возникает вопрос: а есть ли сегодня общие этические принципы, объединяющие «имитационную» ветвь человечества и «природосообразную»? Или это уже разные этики, непримиримые в принципе?
Об этом и многом другом говорится в нашумевшей статье Константина Бабкина «Ковид-кризис, мир и мы». Автор – человек известный. Успешный предприниматель-промышленник, совладелец «Ростсельмаша», организатор производства, общественный деятель, и, главное, «человек разумный» – во всех смыслах этого словосочетания. Много лет вместе со своими соратниками он продвигает разумную экономическую политику. Её три основных принципа – снижение налогов, протекционизм, доступный кредит – настолько очевидны и подтверждены мировой практикой, что ни у кого из предпринимателей не вызывают возражений. Другое дело, что продвижение разумной экономической политики в практику российской жизни идёт не так быстро, как хотелось бы многим из нас.
Всем, кто интересуется жизнью страны и планеты, кто задумывается о собственной личной стратегии, советуем прочитать эту статью. Здесь автор говорит голосом миллионов, а слитность с народным самоощущением – качество очень редкое даже у популярных политиков. Потому что известность ныне – это, в основном, медийность, купленная за деньги. И она не имеет ничего общего с действительным уважением народа. Маска, как символ молчания и покорности, давно уже на устах у многих СМИ.
Статья «Ковид-кризис, мир и мы» – веха в современном обществоведении. Такой работы в России до сих пор не было. Это зрелый, точный взгляд и на Россию, и на мир, и на нас. В статье начертана программа действий для тех, кто принимает решения на вершине пирамиды власти, и для тех, кто считает, что он человек маленький, и от него ничего не зависит. Автор пишет, обращаясь к современникам: «…рожайте детей. Пашите поля. Занимайтесь созидательным трудом и творчеством. Живите с удовольствием. Живя с верой в то, что в России всё будет хорошо, и, действуя, исходя из этой веры, вы уже постепенно улучшаете окружающую обстановку».
Программа весьма воодушевляющая! Но перед нами не очередное издание позитивизма или безответственная маниловщина, а этика свободного, самодостаточного человека. В статье представлен трезвый анализ ситуации, которая, на самом деле, для нашей страны не очень хорошая. Если не сказать – аховая. Беда не в ресурсах (с ними всё в порядке), а в качестве управления. И оно, конечно, будет изменено, потому что социальный прогресс, да, действительно неостановим.
Есть некая «клетка смыслов», духовная несвобода, в которую попали россияне. Убывание человеческой силы (физической), видимо, рождает совсем уж хилые «концепты». На этом фоне статья Константина Бабкина выглядит как примета «большого стиля». И это – удивительное явление в условиях российского компрадорского капитализма.
Капитализм – это власть денег. Компрадорский капитализм – власть чужих денег. До самобытности ли тут капитанам нашего предпринимательства? Константин Бабкин пришел в нашу жизнь не только с линейкой сельхозтехники, но и с семенами смыслов. В обстановке общей растерянности они и уместны, и спасительны для общества.
Лидия Сычева