«Жажда скорости»: почему ВМФ отказался от подлодки ценой в сотни миллиардов - «Аналитика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    «Жажда скорости»: почему ВМФ отказался от подлодки ценой в сотни миллиардов - «Аналитика»
    21-12-2020, 00:00
    Война
    Редактировать

    «Жажда скорости»: почему ВМФ отказался от подлодки ценой в сотни миллиардов - «Аналитика»

    Огромная скорость, титановый корпус и мировой рекорд, не побитый до сих пор, — 18 декабря 1970-го экспериментальная атомная подлодка проекта 661 «Анчар» разогналась под водой почти до 45 узлов (83 километра в час). Впрочем, несмотря на успешные испытания, этот атомоход не пошел в серию и остался единственным в своем роде.


    Подводный истребитель


    Перед маневром на глубине 100 метров экипаж отключил аварийную защиту турбин, чтобы они продолжали работать даже на предельных режимах. При мощности ядерных реакторов в 97 процентов корабль достиг скорости 44,7 узла (более 82 километров в час), притом что максимум по техпроекту — 38.


    На такое не способна ни одна подводная лодка в мире. Потолок современных атомоходов — 35 узлов. Но у чрезмерной ретивости «Анчара» были побочные эффекты. Так, на 35 узлах шум в отсеке центрального поста АПЛ достигал 100 децибел — это сравнимо с воем сирены. Постоянно находиться в таких условиях невыносимо.


    Турбулентный поток по бортам создавал практически самолетный гул. АПЛ теряла главное преимущество — скрытность. От перегрузок корпус местами попросту сминало набегающим потоком воды, вылетали рубочные двери и люки.


    Тем не менее скоростная субмарина очень понравилась командованию ВМФ. «Анчар» создавали как охотника за авианосцами. Значительное превосходство в скорости позволяло АПЛ молниеносно занять любую удобную позицию для стрельбы крылатыми ракетами. При этом субмарина с легкостью уходила от торпед противника.


    После испытаний корабль подлатали и снова выпустили в море. В марте 1971-го планировали установить новый рекорд, причем результаты должны были зафиксировать не только бортовые приборы, но и гидрографические суда. Помешал шторм: надводные корабли не смогли выйти из порта. Но повторные испытания все же состоялись — мощность реакторов довели до 100 процентов, и субмарина повторила прежнее достижение.


    Технологии будущего


    Проект 661 стартовал в конце 1950-х, причем фактически с нуля — разработчикам запретили брать за основу существующие технику, оборудование, системы автоматики. При конструировании корпуса выбирали между алюминием, сталью и титаном. В итоге остановились на последнем.


    «Титан немагнитный и вдвое легче стали, при одинаковой толщине этот металл давал выигрыш в весе, — объясняет РИА Новости главный конструктор атомных подлодок 1-го и 2-го поколений Радий Шмаков. — Он еще хорош тем, что не ржавеет. По сути, получилась вечная лодка. Если бы не авария с циркуляционным насосом, она бы оставалась в строю до сих пор. Но первый сплав получился неудачным из-за недостатка опыта. На корпусе образовались трещины. Поэтому глубину погружения ограничили. На других титановых подлодках, например проекта 705, таких проблем уже не было».




    «Анчар» строили по двухкорпусной схеме, титановые плиты и панели сваривали в безвоздушной среде в защитных костюмах. Легкий цилиндрический корпус оканчивался раздвоенной кормой с разнесенными на пять метров гребными винтами. Носовая часть состояла из двух отсеков, расположенных восьмеркой друг над другом. Всего в 107-метровой подлодке было девять изолированных отсеков. Экипаж — 80 человек.


    На субмарину установили самое продвинутое по тем временам оборудование, многие узлы и системы испытали в море впервые. В частности — телекоммуникационные и оптико-волоконные комплексы. Некоторые агрегаты были полностью автоматизированы, автономность лодки достигала 70 суток.


    «К примеру, для экономии сжатого воздуха цистерны главного балласта при всплытии продували лишь частично, а дальше запускали двигатель от истребителя, который при открытом рубочном люке доводил дело до конца», — рассказал контр-адмирал Валерий Филатов, который командовал «Анчаром» с 1985-го по 1987-й.


    Что касается вооружения, то в носовой части по бортам разместили по пять контейнеров с противокорабельными ракетами «Аметист» и четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата. Ракеты стартовали с глубины 30 метров и доставали цели на дистанции до 70 километров. «Анчар» мог нанести массированный удар двумя залпами с трехминутным интервалом.


    Проблемы и опыты


    Из-за сложности проекта строительство первого титанового атомохода растянулось на десять лет. Сказывались перебои с поставками титана и комплектующих, сложность настройки бортовых комплексов и многочисленные проволочки, связанные с принятием на вооружение нового ракетного комплекса. В состав Северного флота «Анчар» вошел лишь в январе 1970-го.


    Планировалось, что флот получит десять таких подлодок. Но достроить и спустить на воду удалось всего одну. «Анчар» оказался слишком дорогим удовольствием: по разным оценкам, его стоимость приближалась к двум миллиардам советских рублей (примерно 260 млрд рулей в сегодняшних ценах). За это подлодку даже прозвали «Золотой рыбкой».


    Кроме того, опытная эксплуатация выявила серьезные недостатки ракетного комплекса, многочисленные недоработки оборудования, слабую надежность агрегатов корабля и сложности с техническим обслуживанием. Заниматься модернизированной версией сочли нецелесообразным.




    «Начинку корабля изготавливали из разных металлов и сплавов, зачастую возникала пара «титан-металл», и при соприкосновении с морской водой запускалась химическая реакция, — отмечает Филатов. — Болты, гайки и все, что крепилось ими к титановому корпусу изнутри, разъедала коррозия. Протекторная защита помогала не всегда. Даже к стальному пирсу эту лодку ставили не вплотную, как другие, а отделяли специальными проставками. Иначе пирс мог попросту сгнить. В корпусе появлялись трещины, их нужно было постоянно разваривать и засверливать. Словом, проблем хватало».


    Экспериментальный «Анчар» практически постоянно находился на полигонах и отстаивался на ремонтных базах, превратившись в «подопытного кролика», который подарил флоту множество новых технических решений. Результаты испытаний уникальной субмарины учли при проектировании атомоходов 2-го и 3-го поколений.


    И хотя за время службы корабль лишь дважды выходил на боевое патрулирование, козырнуть уникальными характеристиками он все же успел. Так, в 1971-м «Анчар» стал участником настоящих гонок на выживание в Атлантике. «Золотая рыбка» засекла авианосец USS Saratoga и преследовала его от Гренландского моря до Бразильской впадины. Американцы всеми силами пытались оторваться от неизвестной подлодки, которая играла с ними, словно кошка с мышкой.


    «В последнем выходе у нас сломался центробежный насос на одном из реакторов, скрутило головку вала, — вспоминает контр-адмирал. — Мы сделали 222 мили, но пришлось вернуться на базу. Так она там и осталась».

    У причальной стенки подлодка простояла 25 лет — в 2010-м ее разрезали на металлолом.


    Огромная скорость, титановый корпус и мировой рекорд, не побитый до сих пор, — 18 декабря 1970-го экспериментальная атомная подлодка проекта 661 «Анчар» разогналась под водой почти до 45 узлов (83 километра в час). Впрочем, несмотря на успешные испытания, этот атомоход не пошел в серию и остался единственным в своем роде. Подводный истребитель Перед маневром на глубине 100 метров экипаж отключил аварийную защиту турбин, чтобы они продолжали работать даже на предельных режимах. При мощности ядерных реакторов в 97 процентов корабль достиг скорости 44,7 узла (более 82 километров в час), притом что максимум по техпроекту — 38. На такое не способна ни одна подводная лодка в мире. Потолок современных атомоходов — 35 узлов. Но у чрезмерной ретивости «Анчара» были побочные эффекты. Так, на 35 узлах шум в отсеке центрального поста АПЛ достигал 100 децибел — это сравнимо с воем сирены. Постоянно находиться в таких условиях невыносимо. Турбулентный поток по бортам создавал практически самолетный гул. АПЛ теряла главное преимущество — скрытность. От перегрузок корпус местами попросту сминало набегающим потоком воды, вылетали рубочные двери и люки. Тем не менее скоростная субмарина очень понравилась командованию ВМФ. «Анчар» создавали как охотника за авианосцами. Значительное превосходство в скорости позволяло АПЛ молниеносно занять любую удобную позицию для стрельбы крылатыми ракетами. При этом субмарина с легкостью уходила от торпед противника. После испытаний корабль подлатали и снова выпустили в море. В марте 1971-го планировали установить новый рекорд, причем результаты должны были зафиксировать не только бортовые приборы, но и гидрографические суда. Помешал шторм: надводные корабли не смогли выйти из порта. Но повторные испытания все же состоялись — мощность реакторов довели до 100 процентов, и субмарина повторила прежнее достижение. Технологии будущего Проект 661 стартовал в конце 1950-х, причем фактически с нуля — разработчикам запретили брать за основу существующие технику, оборудование, системы автоматики. При конструировании корпуса выбирали между алюминием, сталью и титаном. В итоге остановились на последнем. «Титан немагнитный и вдвое легче стали, при одинаковой толщине этот металл давал выигрыш в весе, — объясняет РИА Новости главный конструктор атомных подлодок 1-го и 2-го поколений Радий Шмаков. — Он еще хорош тем, что не ржавеет. По сути, получилась вечная лодка. Если бы не авария с циркуляционным насосом, она бы оставалась в строю до сих пор. Но первый сплав получился неудачным из-за недостатка опыта. На корпусе образовались трещины. Поэтому глубину погружения ограничили. На других титановых подлодках, например проекта 705, таких проблем уже не было». «Анчар» строили по двухкорпусной схеме, титановые плиты и панели сваривали в безвоздушной среде в защитных костюмах. Легкий цилиндрический корпус оканчивался раздвоенной кормой с разнесенными на пять метров гребными винтами. Носовая часть состояла из двух отсеков, расположенных восьмеркой друг над другом. Всего в 107-метровой подлодке было девять изолированных отсеков. Экипаж — 80 человек. На субмарину установили самое продвинутое по тем временам оборудование, многие узлы и системы испытали в море впервые. В частности — телекоммуникационные и оптико-волоконные комплексы. Некоторые агрегаты были полностью автоматизированы, автономность лодки достигала 70 суток. «К примеру, для экономии сжатого воздуха цистерны главного балласта при всплытии продували лишь частично, а дальше запускали двигатель от истребителя, который при открытом рубочном люке доводил дело до конца», — рассказал контр-адмирал Валерий Филатов, который командовал «Анчаром» с 1985-го по 1987-й. Что касается вооружения, то в носовой части по бортам разместили по пять контейнеров с противокорабельными ракетами «Аметист» и четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата. Ракеты стартовали с глубины 30 метров и доставали цели на дистанции до 70 километров. «Анчар» мог нанести массированный удар двумя залпами с трехминутным интервалом. Проблемы и опыты Из-за сложности проекта строительство первого титанового атомохода растянулось на десять лет. Сказывались перебои с поставками титана и комплектующих, сложность настройки бортовых комплексов и многочисленные проволочки, связанные с принятием на вооружение нового ракетного комплекса. В состав Северного флота «Анчар» вошел лишь в январе 1970-го. Планировалось, что флот получит десять таких подлодок. Но достроить и спустить на воду удалось всего одну. «Анчар» оказался слишком дорогим удовольствием: по разным оценкам, его стоимость приближалась к двум миллиардам советских рублей (примерно 260 млрд рулей в сегодняшних ценах). За это подлодку даже прозвали «Золотой рыбкой». Кроме того, опытная эксплуатация выявила серьезные недостатки ракетного комплекса, многочисленные недоработки оборудования, слабую надежность агрегатов корабля и сложности с техническим обслуживанием. Заниматься модернизированной версией сочли нецелесообразным. «Начинку корабля изготавливали из разных металлов и сплавов, зачастую возникала пара «титан-металл», и при соприкосновении с морской водой запускалась химическая реакция, — отмечает Филатов. — Болты, гайки и все, что крепилось ими к титановому корпусу изнутри, разъедала коррозия. Протекторная защита помогала не всегда. Даже к стальному пирсу эту лодку ставили не вплотную, как другие, а отделяли специальными проставками. Иначе пирс мог попросту сгнить. В корпусе появлялись трещины, их нужно было постоянно разваривать и засверливать. Словом, проблем хватало». Экспериментальный «Анчар» практически постоянно находился на полигонах и отстаивался на ремонтных базах, превратившись в «подопытного кролика», который подарил флоту множество новых технических решений. Результаты испытаний уникальной субмарины учли при проектировании атомоходов 2-го и 3-го поколений. И хотя за время службы корабль лишь дважды выходил на боевое патрулирование, козырнуть уникальными характеристиками он все же успел. Так, в 1971-м «Анчар» стал участником настоящих гонок на выживание в Атлантике. «Золотая рыбка» засекла авианосец USS Saratoga и преследовала его от Гренландского моря до Бразильской впадины. Американцы всеми силами пытались оторваться от неизвестной подлодки, которая играла с ними, словно кошка с мышкой. «В последнем выходе у нас сломался центробежный насос на одном из реакторов, скрутило головку вала, — вспоминает контр-адмирал. — Мы сделали 222 мили, но пришлось вернуться на базу. Так она там и осталась». У причальной стенки подлодка простояла 25 лет — в 2010-м ее разрезали на металлолом.

    Здравоохранение
  • Наделавшая много шума инфекция на это раз пришла к нам из Турции. В зоне риска — дети...
  • Как распознать буллинг и не дать развиться комплексам? Мнение эксперта...
  • Косметологи рассказывают о способах сохранения молодости и красоты кожи...
  • Медицина
           

    Авто
  • Отсрочка выплат может лишь частично помочь производителям, но никак не сделает автомобили дешевле...
  • Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
  • Другие новости
    up