Новый фактор политической дестабилизации — конспирологические бредни популярных блогеров вокруг коронавируса, взорвавшие родительские чатики.
Чем больше у некоторых людей свободного времени, тем меньше критического мышления и выше психическая возбудимость. Карантин, среди прочих, обнажил ещё и эту проблему — проблему склонности к коллективной истерии, которая наполовину служит развлечением в условиях вынужденного бездействия, наполовину — удовлетворяет стадное чувство, и ещё на чуточку — пробуждает все темные, далёкие от интеллекта стороны современного обывателя. Хотя нет — не на чуточку…
Плохо россиянам! А американцам — наоборот, хорошо. Почему тем плохо, а этим хорошо? Потому что у американцев есть чудесные конспирологические теории степени абсолютной бредовости, развлекающие их во время карантина, типа QAnon — о ловле Трампом педофилов-демократов в нью-йоркской подземке под видом борьбы с пандемией, а у россиян что? Ничего, скука смертная! Этим воспользовалась Катя Гордон и теперь стремительно ширится и наш местный «КьюАнон» — о том, как коварный Герман Греф хочет, воспользовавшись коронавирусом, сделать всех российских детей идиотами. И лишь Гордон стоит у него на пути и, как Мальчиш-Кибальчиш, изо всех сил трубит в горн, созывая всех мамочек в своё воинство! Ну, а мамочек (не хочется употреблять этот мем, но ведь все его и так вспомнили — про «Яжемать»?) дважды звать не надо — без них не обойдётся ни антипрививочная компания, ни любые споры о педагогике, детской психологии и всех отраслях образования.
Итак, что мы узнаём из этого очень глупого, очень нахального, очень манипулятивного обращения? Очень многое — и о самой Гордон, и об её аудитории.
Весь пафос 40 минут трёпа направлен на борьбу с дистанционным образованием и «цифровизацией» — но это на первый взгляд. При этом непосредственно теме дистанционного обучения посвящены от силы минут пять — остальное представляет собой истеричные вскрики, заговорщические подмигивания, много-много хвалы в собственный адрес, откровенные сектантские приёмчики, ЧУДОВИЩНОЕ НЕВЕЖЕСТВО и полное презрение к логике и здравому смыслу.
Итак, как и положено любому горе-коучу, которых развелось как жаб в болоте, начинается всё с опускания аудитории: «Мы все с вами рабы — необразованное ленивое быдло, которое отучилось читать». Чёрт, а ведь Гордон права — те, кто её смотрят, читать точно давно отучились! Потом Катя хвалит себя, любимую и говорит, что делает всё это ради высоких идеалов, «ну вот такой я человек». Как мило! Отношения баранов и пастуха выстроены с первых минут!
Потом Гордон начинает нагнетать: власти хотят сделать нас тупыми, чтобы нами было легче управлять. За этим посылом прослеживается нехитрая логика: вы ведь и так знаете, дорогие домохозяйки, что умом не блещете — так вот, это всё Путин виноват! Это он с Грефом хочет, чтобы вы меньше читали, меньше путешествовали и меньше узнавали. Видимо, именно российская власть запрещает электронные библиотеки, образовательные сайты и т. п., а вместо этого всех насильно загнала в инстаграм и фейсбук. Вот оно, значит, как! Вот кто виноват! Вы не виноваты — это всё ОНИ!
И вот после такой вступительной обработки мы добираемся до дистанционного образования — точнее, о нём самом сказано полтора слова, а главный акцент делается на том, что раз его продвигает Герман Греф, то это априори дорога в ад! Если вы думали хоть что-то конкретное узнать о недостатках самого дистанционного образования, то ничего этого нет — зато Гордон много и экспрессивно рассказывает о том, какая она умница, что она читала документ Министерства образования про «Нацпроект Образование», и какой там ужас-ужас-ужас, а в чём ужас — не говорит. Просто — ужас! И ещё Герман Греф — фашист. Потому что считает, что нужны не только знания, но и навыки, и давать много знаний без навыков бессмысленно. Вот новость, а?!
Здесь нужно всё-таки немного подняться над уровнем оратора и в самом деле сказать несколько слов о дистанционном образовании, которое сейчас переживает непростой старт в связи с вынужденным его введением из-за закрытия школ. Да, вместо плавного «эксперимента в контролируемой среде» получилось более резкое погружение, которое не могло не привести к вскрытию недостатков и учебного процесса, и подготовки учителей, и сложностям с контролем учеников, и многому другому. Но никакого ужаса и кошмара, как бы ни кричала о нём Гордон, не произошло — напротив, вместо самоуспокаивающего, неспешного подхода к бюрократическому замыливанию проблем, наша система образования получила бесценный опыт в самых сложных условиях, который ни игнорировать, ни паллиативно лечить не получится. Тут радоваться надо — такой встряске, такому стресс-тесту, который проверяет на прочность и работоспособность систему, которую построят для будущих поколений! И, разумеется, «десятилетия апробирования этих программ», как утверждает Гордон — это бред. Система работает, её настройка займёт от силы полгода-год, в самом щадящем режиме. Если, конечно, будет нужно на будущее.
Но Гордон совсем не к тому ведёт — не к недостаткам системы дистанционного обучения, а к агрессивному неприятию его как такового. Она хочет не улучшать или совершенствовать, а категорически отменить! Почему же она так против дистанционного обучения?
Вы думаете, что тут будут сложные рассуждения о важности коллективного восприятия информации, о живом общении, о соревновательном подходе, о тех или иных методиках работы педагога с учениками, о самодисциплине или её отсутствии… Нет! Нет, и ещё раз нет! Ничего конкретного, как уже неоднократно говорилось выше, нет и не будет! А вся аргументация сводится к ЦИФРОВОМУ РАБСТВУ! И тут у Кати вообще сносит крышу!
2020 год, третье десятилетие 21 века… И вот известный публичный человек, медиаперсона, не какой-то таёжный затворник, призывает прямым текстом отказываться от мобильного банкинга, не регистрироваться на сайтах госуслуг, и даже говорит: «настанет день, когда наши дети выбросят все эти компьютеры»! Правда, за её спиной бегают двое карапузов, которым занятая мамаша, чтобы иметь время на конспирологию, ставит мультфильмы — но кого смущают такие противоречия?! И то, что у неё и у всех её слушательниц давным-давно есть смартфоны, которые сами по себе прочно привязывают человека к миру big data — тоже у Гордон почему-то протеста не вызывает.
Ещё эта умнейшая женщина говорит, что не боится коронавируса и хочет им переболеть и ради этого хочет обняться с инфицированным. No comments.
Заканчивается весь этот сбивчивый трёп эпической фразой «Я хочу, чтобы вы проснулись!». Ну да, ну да — Морфеус, Матрица, люди в цифровом рабстве, и яжматери в роли Нео, а Катя — в роли Тринити, но не брюнетки, а блондинки.
Понимаете, тут бессмысленно дискутировать о преимуществах или недостатках дистанционного обучения — тут всё скатилось в такое мракобесие, в такую невежественную панику, в такое «раскольничество», что сразу же вспоминается уже подзабытое беснование на тему ИНН как «печати антихриста» и тому подобного массового психоза двадцатилетней давности. Ах да, да вот и оно — «Чем опасен новый цифровой мир, которым управляет искусственный интеллект, а люди действуют по компьютерным алгоритмам, которые им диктуют с помощью встроенных электронных чипов?». Это — ещё одно видео на ту же тему. «Управление человеком встроенным электронным чипом» — недостижимая мечта нейротехнологий, но не для Ольги Четвериковой! В её реальности всё это давно уже произошло. Что 20 лет назад озабоченные сектанты готовы были носить шапочки из фольги, чтобы Антихрист ими не управлял, что сейчас — «вечные ценности». Антихрист — это, надо думать, сам Греф. Ох, знал апостол Павел что-то важное о женском алармизме, когда писал две тысяч лет назад своему ученику Тимофею — «негодных бабьих басен отвращайся», знал!
Смешно? Да нет, ни разу не смешно. Механизм массовой истерии уже запущен — «раскольники» уже погнали подписывать петиции, строчить обращения, виртуально самосжигаться в онлайн-срубах.
«Требуем не закреплять за дистанционным образованием законодательного права. Требуем сделать очное образование единственным способом получения образования для школ, ВУЗов, СПО» — окей, ну, а если НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ, вот как сейчас, обеспечить очное образование? Ну НЕТ — и всё? Как нет её у больных детей, жителей удалённых населённых пунктов и у многих других категорий граждан РФ — им тоже «либо очное, либо никакое»? За десять километров через лес в школу ходить, как в дедовских рассказах? Никого не волнует. Цифровизация же, дети опасносте, электронный концлагерь! Просто интересно, слышали ли это волшебные 150 тысяч подписантов про заочную и вечернюю форму обучения, которым уже не одна сотня лет? Они тоже — вне закона, ведь по сути — дистанционны? Выходит, так — «Требуем сделать очное образование единственным способом получения образования для ВУЗов». Вот вам миллионы студентов «спасибо» скажут!
Но это ещё не предел! Вот — ещё позабористее:
«На основании вышеизложенного ТРЕБУЮ:
обеспечить моему ребенку гарантированное Конституцией РФ полное общедоступное ОЧНОЕ образование, не приносящее урон здоровью и психике, при активном взаимодействии с педагогами, с ограниченным использованием электронных технологий;
обеспечить условия для возврата детей к очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях».
Это — из готовой кляузы, которую единомышленники Гордон подготовили для забрасывания ею Министерства образования. Нет, каково: «обеспечить условия для возврата детей к очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях»?! А пандемия? Просто «отменить» её — взмахом пера, указом, властным жестом? Запретить вирус, как в Туркмении? Так он читать не умеет, ему на любые указы — наплевать. Слово «ковидиоты» обретает печальный местный колорит.
Лучшим итогом текста будут эти слова: «за всем этим „власти скрывают, нас обманывают, почитайте главного вирусолога мира (на самом деле нет)“ проступает какое-то чудовищное мракобесие и средневековый мистицизм. Чувственность вместо рациональности. Поиск чудес (или заговора) вместо критически-рационального мышления. А ведь рациональное мышление и прогресс — те столпы, на которых будет построен постэпидемический мир. Иначе и быть не может, потому что история не движется вспять».
История — да, не движется вспять. Никто не будет выбрасывать компьютеры или смартфоны, отключать порталы госуслуг или мобильный банкинг. А вот те люди, которые станут «ограждать» своих детей от реальности, просто сослужат им крайне плохую службу — их чада вырастут совершенно неприспособленными к обычной жизни, и станут её беспомощными и наивными жертвами. И если ответить на вопрос, кто отбирает у российских детей право на образование — то ответ один: не власти, а Гордон и её безумное чаепитие.