РИА «Новости» опубликовало интервью с летчиком-испытателем Дмитрием Селивановым, проработавшем в российской самолетостроительной корпорации «МиГ» пять лет. До этого он летал в составе пилотажной группы «Стрижи» семь лет. В настоящий момент Селиванов занят испытаниями многоцелевого среднего истребителя поколения 4++ МиГ-35.
И это, надо сказать, значительная новость. Потому что уже довольно давно начали говорить о том, что этот самолет уже прошел все необходимые испытания. И сейчас на авиазаводе в Луховицах строят первую партию этих истребителей из шести машин (как одноместных, так и двухместных учебно-боевых) для передачи в ВКС.
Дмитрий Селиванов рассказал в интервью, что сам самолет, по сути, уже испытан. То есть проверено в различных режимах всё, что зависит от РСК «МиГ». Однако испытания других систем продолжаются. Вот что сказал об этом летчик-испытатель:
«Современный самолет — это многозадачный комплекс. Соответственно, все его функции надо проверить, но не всегда получается все сделать сразу, так как, помимо непосредственно самолетостроителей, есть еще и смежники. Например, разработчики оружия, систем связи, двигателей. У всех бывают какие-то заминки. Но лучше пусть что-то не получится в ходе испытаний, чем потом в ходе эксплуатации. Чем сложнее техника, тем объем испытаний больше».
Летчик отмечает такую особенность именно этого самолета как простоту исправления погрешностей в работе систем, обнаруженных в испытательных полетах. Он сравнивает самолет с персональным компьютером, в котором установка новых программ или обновление уже существующих выполняется предельно просто. «Чтобы устранить обнаруженный недостаток, не нужно переделывать весь самолет, достаточно перепрошить программу, отвечающую за тот или иной узел или агрегат. Практически все делается в цифре, это очень удобно», — говорит Селиванов.
Помимо летных качеств и возможностей боевых систем летчик отмечает повышенную комфортность работы пилота на этом самолете: «МиГ-35 — очень удобная машина для летчика, военные это оценят. Самолет помогает тебе постоянно, а его дружественный интерфейс подсказывает, как будет лучше в той или иной ситуации. Грубо говоря, если вы покупаете телефон или другой гаджет, вы же не читаете инструкцию, а сразу начинаете пользоваться. Вот так же и в МиГ-35, все интуитивно понятно. Любой современный самолет, в частности, МиГ-35 — это как высокотехнологичный гаджет, в котором очень много функций, но в них можно разобраться без инструкции.
Если МиГ-29 — это в основном истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе, то 35-й может применять намного больше вооружений, в том числе по земле, по морским целям и так далее. То есть летчику придется не самолет изучать, а спектр применяемых им вооружений".
Именно из-за расширения спектра вооружения для МиГ-35 по сравнению с его предшественниками — МиГ-29СМТ, МиГ-29М и МиГ-29М2 — перспективные ракеты в авиационном комплексе будут испытываться дольше всего. Потому что разработчики еще не готовы передать их на испытание.
Что это за вооружение, Селиванов не рассказывает. Но можно предположить, что оно относится к классу «воздух — поверхность». Потому что новейшие модификации МиГ-29 уже полностью укомплектованы ракетами для ведения воздушного боя класса «воздух-воздух». Причем есть среди них и самые современные ракеты, которые, в частности, используются на тяжелом истребителе Су-35С. Но с ракетами «воздух-поверхность» ситуация по минимуму. Потому что это легкий истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе. И боевая нагрузка у него невелика — 2200 кг.
А МиГ-35 способен размещать на 9 узлах подвески уже 6,5 тонны ракет, управляемых бомб и контейнеров с вооружением или с дополнительным приборным оборудованием. Это уже серьезно для истребителя средней весовой категории.
Поскольку авиационное вооружение создается в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» для всех самолетостроительных компаний, то следует ожидать, что по части перспективных ракет миговский самолет пересечется с истребителем пятого поколения Су-57. То есть это и противорадиолокационные ракеты, и противокорабельные, и ракеты для поражения наземных целей с различными боевыми частями — бронебойными, бетонобойными, проникающими, осколочно-фугасными.
Из готовых и недавно испытанных изделий можно назвать корректируемую авиабомбу КАБ-250 с бетонобойной БЧ, предназначенную для разрушения бункеров и защищенных командных пунктов, а также слабо бронированной военной техники. Точность — 3−5 м. Дальность полета не раскрывается, но известно, что она достаточна для того, чтобы самолет не входил в зону действия объектовой ПВО.
Известен и еще один боеприпас, госиспытания которого завершились в прошлом году. Это кассеты неуправляемых авиационных ракет С-8ОФП «Бронебойщик» калибра 80 мм. Они имеют повышенное огневое могущество за счет использования более эффективного ракетного топлива и увеличенной массы БЧ, которая может быть как осколочно-фугасной, так и кумулятивной для поражения бронетехники. И это означает, что МиГ-35 способен выполнять задачи штурмовика. Это обеспечивает дублирование важнейших систем, что существенно повышает живучесть самолета.
МиГ-35 совсем немного не дотягивает до уровня истребителя пятого поколения. У него РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой. РЛС обнаруживает истребители четвертого поколения с ЭПР 3−5 кв.м. на расстоянии 200 км. Сопровождает 30 целей, обстреливает 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1×1 метр. К «органам зрения» относятся и две оптико-локационные станции, которые обнаруживают как воздушные, так и наземные цели. А также входящие в состав авионики разнообразные датчики электромагнитного и лазерного облучения.
Мощный двигатель РД-33МК имеет электронную систему управления и плазменное зажигание. На форсаже два двигателя развивают тягу, равную 19000 кгс, что для среднего истребителя прекрасный показатель.
Авионика обладает высоким интеллектом, существенно помогая пилоту решать боевые задачи. А в некоторых случаях и предотвращает аварии, поскольку не допускает задание режимов, выходящих за рамки безопасного полета. Есть также режим полностью автономной, без участия летчика, посадки. Сюда следует добавить полностью «стеклянную кабину» и нашлемное целеуказание. А также речевой информатор, который женским голосом сообщает о возникновении проблем и дает рекомендации по их решению.
Интересно, что для экспортной модификации для азиатских стран речевой информатор говорит по-английски мужским голосом. Как говорит Селиванов, азиатский пилот женщину слушать не будет.
Максимальная скорость самолета на высоте достигает 2500 км/ч. Потолок — 16000 м. Дальность полета — 3000 км. При этом есть возможность дозаправки в воздухов. Также МиГ-35 сам может использоваться в качестве самолета-заправщика.
Представляется, что после обретения самолетом полного комплекта вооружения его было бы полезно испытать в реальном деле в Сирии. Думается, израильские F-35I были бы не рады такому соседству. Если МиГ-35 немного не дотягивает до уровня пятого поколения, то продукт американской компании «Локхид Мартин» имеет к этому поколению еще меньшее отношение. Просто его еще никто не проверил «на вшивость».