После военного парада 7 ноября 1941 года легендарные Т-34 с Красной площади отправлялись сразу на фронт, где заслужили славу лучшего танка Великой Отечественной и стали самым массовым танком Второй мировой войны (было произведено 35 330 штук, без учёта Т-34−85). В больших количествах выпускались в Советском Союзе в последующем и другие танки, в том числе и ныне стоящие на вооружении модифицированные Т-90 и Т-80. А вот судьба широко разрекламированного и весьма перспективного танка Т-14 на платформе «Армата», как то не задалась.
Как уже писала в своем военном обозрении «СП» (8 мая 2012 года), история «Арматы» в российской армии закончилась, а сам этот танк прозвали «парадным», так как увидеть его можно большей частью только на Красной площади. Вот и в нынешнем году Т-14 прокатились по брусчатке у стен Кремля и отправились, нет, не в войска на полигоны, а в заводские боксы для проведения диагностики и текущего самообслуживания. И хотя руководитель бригады «Уралвагонзавода», готовившей Т-14 к параду Победы, Михаил Бегман заявил журналистам, что стадия «детских болезней» у техники на платформе «Армата» прошла, о каких именно «болезнях» шла речь, понятно не стало. И на вооружение российской армии этот танк, пусть даже в испытательном режиме, пока не поступил, хотя и было обещано.
Можно вспомнить саму историю появления этого танка. О начале работ по концепции «Арматы» было сообщено в 2011 году (разработка шла с 2009 по 2017 год). Уже в 2014 году тогдашний вице-премьер «по оборонке» Дмитрий Рогозин объявил о создании танка «Армата» и его возможном показе 9 мая 2015 года на Красной площади. Тогда же предполагалось, что к 2020 году в Вооруженные силы РФ поступит около 2000 танков Т-14 и тяжелой БМП Т-15 на той же платформе. На параде «Армата» в том году действительно была продемонстрирована, правда не обошлось без конфуза — во время генеральной репетиции танк заглох на Красной площади и долгое время не мог двинуться с места. По этой ли причине, либо какой другой, но «Армату» массово производить не стали.
В июле 2018 года уже новый вице-премьер Юрий Борисов заявил, что ВС РФ не стремятся массово закупать танки Т-14 из-за их дороговизны, а предпочитают модернизировать уже стоящие на вооружении (на прошедшем параде Победы были впервые продемонстрированы Т-90М «Прорыв» и Т-80 БВМ, а также модернизированный танк Т-72Б3). В августе 2019 года стало известно, что до конца года «Уралвагонзавод» поставит Минобороны лишь 16 машин на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» — об этом сообщил «Военно-промышленный курьер».
Издание в своем военном обозрении напомнило, что, согласно контракту, завод должен до конца 2021 года поставить 132 машины на платформе «Армата», но вряд ли справится с подобной задачей. Действительно, ни заявленные 9 танков до конца 2018 года, ни последующие партии «Армат» в Вооруженные силы России так и не поступили.
Понятно, что какое-то количество «Армат» уже существует (на параде-то их надо демонстрировать), по данным самого «Уралвагонзавода» построено 12 танков Т-14 и 12 боевых машин пехоты Т-15. Однако, как и в случае с истребителем пятого поколения Су-57, речь о массовом производстве не идёт. И одна из причин тому — высокая стоимость, что характерно именно для новых образцов боевой техники, производство которой ещё не поставлено на поток.
Соответственно, не идёт речь и об экспортных поставках. Как заявлял ещё в апреле глава Минпромторга Денис Мантуров, Россия получила предварительные заявки на экспорт танка Т-14. Однако он отметил, что продажи «Арматы» за рубеж начнутся только после того, как будут налажены их серийные поставки в Вооруженные силы РФ. Предполагается, что это произойдёт уже в 2021 году.
Сейчас, при мелкосерийном производстве, стоимость одного Т-14 по официальным данным составляет около 500 миллионов рублей (7,7 миллиона долларов), при крупной серии цена может снизиться вполовину — до 250 миллионов рублей. Для сравнения можно взять танки Т-90 и Т-72, производство которых обходится в 150 и 80 миллионов рублей. Минобороны откровенно экономит на «Арматах», которые всё ещё считаются «сырыми», в том числе двигателя.
Военные больший интерес проявляют сейчас к тому же Т-90М «Прорыв-3», который производится как «с нуля», так и за счёт глубокой модернизации уже существующих «девяностых». Здесь нужно учесть и то обстоятельство, что Россия по праву считается страной танкостроительной, однако всегда производила более дешевые и более надежные танки, чем на Западе. «Армата» пока в эту концепцию не вписывается.
По пути модернизации имеющихся танков пошла и Белоруссия у которой есть примерно 450 танков Т-72, которые состоят в штате четырех механизированных бригад, а также находятся на базах хранения. С 2017 года их стали модернизировать, создав в итоге белорусский Т-72БЭМ, который специалисты назвали соответствующим по уровню российскому Т-90А. При этом многие компоненты, в том числе систем управления, практически полностью дублируют именно российские. Вряд ли Белоруссия готовит таким образом все свои модернизированные танки на экспорт, хотя и не исключен вариант частичной их продажи, в том числе и тем странам, которые покупают российские аналоги. Здесь есть принцип разумности для поддержания собственной безопасности, в которой меньшее количество танков может подорвать статус сильного государства в регионе. Белоруссия, которая превосходит по мощности соседние Польшу и страны Балтии, вряд ли позволит себе подобное ослабление.
Для России же экспорт как и самого «продвинутого» Т-90 (в экспортном варианте Т-90С за 2,5 миллиона долларов и глубоко модернизированного Т-90МС за 4,3 миллиона), так и перспективного по продажам Т-14 «Армата» имеют большое значение. Нынешнее продление российско-индийского контракта по лицензионному производству танков Т-90С/СК, согласно которому Индия получит дополнительно 464 машинокомплектов для собственной сборки принесет России («Уралвагонзаводу») как минимум 2,8 миллиарда долларов. Тех самых средств, которые потребуются для выполнения внутренней потребности в производстве танков.
— Потенциальный рынок продаж российской «Арматы» ориентирован именно на Ближний Восток, — считает эксперт танкового производства Константин Белоусов. — Европа, Китай, а уж тем более США, этот российский танк, при всех его характеристиках, точно не купят. Но он может оказаться достаточно привлекательным для Ближнего Востока, Аравийских стран. Его возможности привлекательны именно в условиях пустынных или просто стран с жарким климатом, не случайно его свозили «повоевать» в Сирию.
Этот танк обладает высокими скоростными характеристиками, мощной 125-мм или даже 152-мм пушкой, имеет активную и динамическую защиту, это непревзойденный убийца. Но он очень дорогой, вероятно, что в процессе доработок и модификаций будет стоить еще больше, для российской армии сумма даже в 250 миллионов рублей завышенная, здесь эффективнее заказать не менее надежные Т-90, а вот для экспорта это вполне объяснимо. Главное продать такой танк «красиво».
Можно предположить, что и те 124 танка Т-14 «Армата», которые опять пообещали поставить в Вооруженные силы РФ до конца 2021 года, станут возможностью для заключения крупных экспортных контрактов. Это лишь перспективы, однако и сама «Армата» находится в начале своего «танкоопасного» пути и со временем будет доведена «до ума» и ещё себя покажет не только на парадах.
Военное обозрение
Трампу не понравился дизайн военных кораблей, и он изменил его
В России создадут робота-санитара
Арабская коалиция перехватила йеменские беспилотники
В Ираке на аэропорт рухнула ракета
(2537)
После военного парада 7 ноября 1941 года легендарные Т-34 с Красной площади отправлялись сразу на фронт, где заслужили славу лучшего танка Великой Отечественной и стали самым массовым танком Второй мировой войны (было произведено 35 330 штук, без учёта Т-34−85). В больших количествах выпускались в Советском Союзе в последующем и другие танки, в том числе и ныне стоящие на вооружении модифицированные Т-90 и Т-80. А вот судьба широко разрекламированного и весьма перспективного танка Т-14 на платформе «Армата», как то не задалась. Как уже писала в своем военном обозрении «СП» (8 мая 2012 года), история «Арматы» в российской армии закончилась, а сам этот танк прозвали «парадным», так как увидеть его можно большей частью только на Красной площади. Вот и в нынешнем году Т-14 прокатились по брусчатке у стен Кремля и отправились, нет, не в войска на полигоны, а в заводские боксы для проведения диагностики и текущего самообслуживания. И хотя руководитель бригады «Уралвагонзавода», готовившей Т-14 к параду Победы, Михаил Бегман заявил журналистам, что стадия «детских болезней» у техники на платформе «Армата» прошла, о каких именно «болезнях» шла речь, понятно не стало. И на вооружение российской армии этот танк, пусть даже в испытательном режиме, пока не поступил, хотя и было обещано. Можно вспомнить саму историю появления этого танка. О начале работ по концепции «Арматы» было сообщено в 2011 году (разработка шла с 2009 по 2017 год). Уже в 2014 году тогдашний вице-премьер «по оборонке» Дмитрий Рогозин объявил о создании танка «Армата» и его возможном показе 9 мая 2015 года на Красной площади. Тогда же предполагалось, что к 2020 году в Вооруженные силы РФ поступит около 2000 танков Т-14 и тяжелой БМП Т-15 на той же платформе. На параде «Армата» в том году действительно была продемонстрирована, правда не обошлось без конфуза — во время генеральной репетиции танк заглох на Красной площади и долгое время не мог двинуться с места. По этой ли причине, либо какой другой, но «Армату» массово производить не стали. В июле 2018 года уже новый вице-премьер Юрий Борисов заявил, что ВС РФ не стремятся массово закупать танки Т-14 из-за их дороговизны, а предпочитают модернизировать уже стоящие на вооружении (на прошедшем параде Победы были впервые продемонстрированы Т-90М «Прорыв» и Т-80 БВМ, а также модернизированный танк Т-72Б3). В августе 2019 года стало известно, что до конца года «Уралвагонзавод» поставит Минобороны лишь 16 машин на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» — об этом сообщил «Военно-промышленный курьер». Издание в своем военном обозрении напомнило, что, согласно контракту, завод должен до конца 2021 года поставить 132 машины на платформе «Армата», но вряд ли справится с подобной задачей. Действительно, ни заявленные 9 танков до конца 2018 года, ни последующие партии «Армат» в Вооруженные силы России так и не поступили. Понятно, что какое-то количество «Армат» уже существует (на параде-то их надо демонстрировать), по данным самого «Уралвагонзавода» построено 12 танков Т-14 и 12 боевых машин пехоты Т-15. Однако, как и в случае с истребителем пятого поколения Су-57, речь о массовом производстве не идёт. И одна из причин тому — высокая стоимость, что характерно именно для новых образцов боевой техники, производство которой ещё не поставлено на поток. Соответственно, не идёт речь и об экспортных поставках. Как заявлял ещё в апреле глава Минпромторга Денис Мантуров, Россия получила предварительные заявки на экспорт танка Т-14. Однако он отметил, что продажи «Арматы» за рубеж начнутся только после того, как будут налажены их серийные поставки в Вооруженные силы РФ. Предполагается, что это произойдёт уже в 2021 году. Сейчас, при мелкосерийном производстве, стоимость одного Т-14 по официальным данным составляет около 500 миллионов рублей (7,7 миллиона долларов), при крупной серии цена может снизиться вполовину — до 250 миллионов рублей. Для сравнения можно взять танки Т-90 и Т-72, производство которых обходится в 150 и 80 миллионов рублей. Минобороны откровенно экономит на «Арматах», которые всё ещё считаются «сырыми», в том числе двигателя. Военные больший интерес проявляют сейчас к тому же Т-90М «Прорыв-3», который производится как «с нуля», так и за счёт глубокой модернизации уже существующих «девяностых». Здесь нужно учесть и то обстоятельство, что Россия по праву считается страной танкостроительной, однако всегда производила более дешевые и более надежные танки, чем на Западе. «Армата» пока в эту концепцию не вписывается. По пути модернизации имеющихся танков пошла и Белоруссия у которой есть примерно 450 танков Т-72, которые состоят в штате четырех механизированных бригад, а также находятся на базах хранения. С 2017 года их стали модернизировать, создав в итоге белорусский Т-72БЭМ, который специалисты назвали соответствующим по уровню российскому Т-90А. При этом многие компоненты, в том числе систем управления, практически полностью дублируют именно российские. Вряд ли Белоруссия готовит таким образом все свои модернизированные танки на экспорт, хотя и не исключен вариант частичной их продажи, в том числе и тем странам, которые покупают российские аналоги. Здесь есть принцип разумности для поддержания собственной безопасности, в которой меньшее количество танков может подорвать статус сильного государства в регионе. Белоруссия, которая превосходит по мощности соседние Польшу и страны Балтии, вряд ли позволит себе подобное ослабление. Для России же экспорт как и самого «продвинутого» Т-90 (в экспортном варианте Т-90С за 2,5 миллиона долларов и глубоко модернизированного Т-90МС за 4,3 миллиона), так и перспективного по продажам Т-14 «Армата» имеют большое значение. Нынешнее продление российско-индийского контракта по лицензионному производству танков Т-90С/СК, согласно которому Индия получит дополнительно 464 машинокомплектов для собственной сборки принесет России («Уралвагонзаводу») как минимум 2,8 миллиарда долларов. Тех самых средств, которые потребуются для выполнения внутренней потребности в производстве танков. — Потенциальный рынок продаж российской «Арматы» ориентирован именно на Ближний Восток, — считает эксперт танкового производства Константин Белоусов. — Европа, Китай, а уж тем более США, этот российский танк, при всех его характеристиках, точно не купят. Но он может оказаться достаточно привлекательным для Ближнего Востока, Аравийских стран. Его возможности привлекательны именно в условиях пустынных или просто стран с жарким климатом, не случайно его свозили «повоевать» в Сирию. Этот танк обладает высокими скоростными характеристиками, мощной 125-мм или даже 152-мм пушкой, имеет активную и динамическую защиту, это непревзойденный убийца. Но он очень дорогой, вероятно, что в процессе доработок и модификаций будет стоить еще больше, для российской армии сумма даже в 250 миллионов рублей завышенная, здесь эффективнее заказать не менее надежные Т-90, а вот для экспорта это вполне объяснимо. Главное продать такой танк «красиво». Можно предположить, что и те 124 танка Т-14 «Армата», которые опять пообещали поставить в Вооруженные силы РФ до конца 2021 года, станут возможностью для заключения крупных экспортных контрактов. Это лишь перспективы, однако и сама «Армата» находится в начале своего «танкоопасного» пути и со временем будет доведена «до ума» и ещё себя покажет не только на парадах. Военное обозрение Трампу не понравился дизайн военных кораблей, и он изменил его В России создадут робота-санитара Арабская коалиция перехватила йеменские беспилотники В Ираке на аэропорт рухнула ракета (2537)