M-84AS1. Модернизация танка по-сербски - «Военное обозрение» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    M-84AS1. Модернизация танка по-сербски - «Военное обозрение»
    25-06-2020, 08:13
    Война
    Редактировать



    В июне 2020 года на военно-ремонтном заводе «Чачак» министру обороны Сербии Александру Вулину и начальнику генерального штаба Милану Мойсиловичу был представлен модернизированный танк М-84AS1. Что представляет из себя танк М-84? Насколько успешно было его боевое применение? Как модернизировался в Сербии? И что представляет из себя последняя версия танка? Читайте в нашем материале.



    Начало 80-х годов 20-го века югославская армия встретила с серьезно устаревшим танковым парком. В рядах югославской народной армии (ЮНА) имелись устаревшие танки как американского, так и советского производства, при этом многие машины были периода второй мировой войны. Так, в ЮНА состояли на вооружении ПТ-САУ США М36 «Джексон», М18 «Хеллкет», а также танки «Шерман», правда, в то время активно отправляющиеся на склады длительного хранения. Наиболее современным американским танком югославской армии был М-47 «Паттон».




    Парк советских машин был более разнообразен, так в ЮНА имелось около тысячи танков Т-34-85 и 40 ПТ-САУ СУ-100. Наиболее современными образцами советской бронетехники в югославской национальной армии были танки Т-54, Т-55 и ПТ-76.



    Т-34-85 ЮНА

    Военное руководство югославской народной армии понимало свою серьезную отсталость в бронетехнике, как от стран НАТО, так и от стран Варшавского договора, поэтому уже с 1981 года Югославия закупила партию танков Т-72М в количестве 93 единицы, из которых 3 были командирские машины. Новые танки хорошо зарекомендовали себя в военных частях ЮНА и получили хвалебные отзывы танкистов, в результате этого Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) обратилась к СССР с предложением о покупке лицензии для производства Т-72 непосредственно в Югославии. Советский Союз согласился с этим предложением и уже в 1983 году в СФРЮ был организован выпуск югославской версии Т-72, получивший наименование М-84.






    Стоит отметить, что в Югославии не стали полностью копировать советский танк, а внесли в него некоторые существенные доработки. Основные улучшения коснулись Системы Управления Огнем (СУО). Так, М-84 получил отечественную СУО SUV M-84, в которую входят: комбинированный дневной и ночной прицел, дальномер наводчика DNNS -2. Баллистический вычислитель, который может вырабатывать углы прицеливания и упреждения, а также измерять силу бокового ветра и наружную температуру воздуха. Лазерный дальномер способный измерять дальность от 200 метров до 10 километров. На танк установили югославскую радиостанцию RD-9. В отделении управления вмонтировали ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2.



    Бронирование М-84 противоснарядное, комбинированное, и в целом схожее с Т-72М. Вооружение также аналогично и состоит из 125-мм пушки 2А46, спаренного с ней пулемета ПКТ и зенитного НСВ, калибра 12,7-мм. Боекомплект составляет: 42 снаряда для пушки, 3000 патронов к спаренному пулемету и 500 к зенитному.



    Работа экипажа на М-84 была несколько облегчена из-за более лучшего расположения оборудования нежели чем на Т-72М. Стоит отметить, что югославские специалисты смогли немного упростить конструкцию танка, что позволило облегчить его производство.



    М-84 на параде в Югославии 9 мая 1985 года

    В целом югославский танк получился настолько удачным, что уже в 1987 году один из М-84 присланный из СФРЮ в СССР был подвергнут всесторонним испытаниям. В 1988 году комиссия, испытывавшая танк, отметила превосходство СУО М-84 над советским образцом, устанавливавшимся на Т-72. Хвалебные отзывы получил лазерный дальномер, который работал лучше советского аналога. В ходе испытаний также выявилось, что из-за лучшей аппаратуры, применяемой в югославской машине, М-84 на стрельбище в условиях ночи оказался точнее Т-72М в полтора раза. В целом комиссия пришла к выводу, что югославская СУО схожа по своим характеристикам с системами управления огнем устанавливаемых на танки Т-64 и Т-80, которые на тот момент использовали более прогрессивные образцы СУО, нежели чем Т-72М.




    В 1984 году М-84 начал поставляться в ЮНА, в то же время не прекращались и попытки югославских конструкторов всячески улучшить танк. В 1988 году на М-84 был установлен новый двигатель В-46-6ТК вместо В-46-6. Тем самым мощность танка возросла с 780 л.с. до 1000 л.с. Это позволило увеличить скорость танка с 60 до 70 километров в час. Незначительно возрос вес машины с 41 тоны до 44 тон. Также танк получил метеодатчик A10XMB, систему управления огнем FCS Omega-84 с прицелом наводчика SCS-84. В составе новой СУО имелся баллистический вычислитель и система обнаружения лазерного облучения. Данная модификация получила наименование М-84А.




    Имел танк и определенный экспортный успех. Так, в середине 1989 года Кувейт заказал 185 югославских М-84А, из которых 15 машин должны были быть командирские. Экспортные танки получили СУО SUV M-84 и наименование М-84АБ, командирские машины М-84АБК соответственно. Также для армии Кувейта разрабатывали 15 БРЭМ на базе М-84, однако запустить в серию данные машины не успели из-за начавшегося развала Югославии.




    В 1990 году поставка югославской техники в Кувейт оказалась на грани срыва, так как иракские войска вторглись в Кувейт и оккупировали его. Однако кувейтское правительство, как и некоторые подразделения армии успели эвакуироваться в Саудовскую Аравию, на территории которой вскоре начала развертываться международная коалиция по противодействию иракской агрессии. Именно в уцелевшие военные части кувейтской армии, оказавшиеся на территории Саудовской Аравии, и поступили первые 80 танков М-84АБ, экспортируемые из Югославии. Уже в феврале 1991 года данные машины участвовали в операции «Буря в пустыне».



    М-84АБ армии Кувейта в ходе операции «Буря в пустыне», 1991 год


    Так как М-84 был очень сильно схож с Т-72, которые имелись на вооружении армии Ирака, югославские танки, дабы избежать дружественного огня, использовали ограничено и на тех направлениях, где им противостояли Т-55 и Т-62 иракской армии. В ходе боевых действий два М-84АБ получили повреждения, однако вскоре их смогли отремонтировать и они вернулись в строй.




    После победы в войне и восстановления суверенитета Кувейта поставки М-84АБ были продолжены. Всего было поставлено 149 танков М-84АБ. Выполнить контракт полностью помешал последующий распад Югославии и начавшаяся там гражданская война. Стоит отметить, что М-84АБ до сих пор состоят на вооружении армии Кувейта, из которых 75 машин эксплуатируется в войсках, а еще 75 находится на базах длительного хранения.




    Во второй половине 80-х годов югославские конструктора попытались создать на базе М-84 новую версию танка, которая получила название М-90 «Vihor» (Смерч). Данный танк должен был соответствовать по своим характеристикам современной зарубежной бронетехнике. Иметь новую башню и более живучую модель пушки 2А46, для которой планировалось создать новые снаряды. Помимо этого, танк получал современную радиостанцию, новую систему управления огнем и двигатель мощностью 1200 л.с.



    Прототип М-90 «Vihor»


    На новый танк у руководства Югославии имелись весьма амбициозные планы. Предполагалось, что уже к середине 90-х годов М-90 пройдет все испытания и начнется его серийное производство. Однако начавшийся в 1991 году распад Югославии не позволил завершить создание танка и начать его выпуск. До начала гражданской войны в СФРЮ было построено всего два прототипа. Всего же до момента развала Югославии было выпущено около 700 М-84 разных модификаций включая экспортные машины.



    Во второй половине 80-х годов в Югославии стартовала военная реформа, целью которой было «оптимизация армии» и придание ей более современного вида. Происходило сокращение воинских частей и «обригаживание» дивизий. Многие устаревшие танки было решено отправить на базы длительного хранения. Высшее югославское военное руководство полагало что, сократив свою армию и убрав из нее устаревшее вооружение смогут впоследствии перевооружить ее на более современную технику, сделать военные части более мобильными и хорошо управляемыми.



    В то же время взамен сокращенных армейских частей началось усиление так называемых «частей территориальной обороны». Данные формирования создавались с конца 1969 года для повышения обороноспособности союзных республик входящих в состав Югославии. Военное руководство полагало, что подобным образом оно сможет создать военизированные части, которые будут оказывать содействие армии, и заниматься защитой территорий СФРЮ, на которых были организованы. Части территориальной обороны должны были придерживаться оборонительной и партизанской тактике ведения боевых действий. Данные подразделения формировались по отдельности в каждой республике, фактически являлись автономными военными силами управляемыми руководствами союзных республик, в отличие от ЮНА, которая была основной армией Югославии и подчинялась непосредственно Белграду.



    В 80-х годах началось активное усиление частей территориальной обороны. Помимо стрелкового вооружения им передавалась артиллерия, противотанковое и противовоздушное вооружение и небольшое количество бронетехники. Стоит отметить, что уже в конце 80-х годов, когда напряжение, складывающееся в Югославии, витало в воздухе части территориальной обороны продолжали получать вооружение и проходить обучение у военных инструкторов из ЮНА. В 1990 году для некоторых подразделений территориальной обороны вооружение и вовсе было закуплено за границей, в том числе противотанковое. Началась пропаганда о необходимости разделения Югославии, которая вещалась в частях территориальной обороны. Возрастал национализм и сепаратизм в союзных республиках. В то же время центральное правительство оказалось не готово к подавлению неповиновения, что привело к весьма трагическим последствиям.



    25 июня 1991 года Словения объявила о своей независимости от Югославии. Руководители мятежа приказали подчинившимся им частям МВД и территориальной обороны, захватить все важные объекты на территории данной республики, взять под контроль границу, блокировать воинские части не подчинившиеся путчистам и не допустить продвижение частей ЮНА по территории Словении. После этого части территориальной обороны и МВД начали активно блокировать воинские части, захватывать склады и вооружение ЮНА, создавать баррикады и заграждения на дорогах, брать под контроль пограничные посты. В этой ситуации руководство СФРЮ решило выдвинуть армию для подавления мятежа и взятия под контроль государственной границы. В сторону Словении потянулись военные подразделения, среди техники которых были и танки М-84.



    В то же время ни руководство Югославии, ни ее армия оказались полностью не готовы противостоять сепаратистам. Правительство страны боялось отдать распоряжения на активные боевые действия против мятежников, в то же время сами повстанцы вели весьма энергичную деятельность против частей ЮНА. Военные колонны блокировались баррикадами, мирным населением и минными полями. Некоторые армейские подразделения подвергались вооруженным нападениям. При этом военное руководство всячески старалось ограничить конфликт приказывая открывать огонь военным только в случае крайней необходимости.



    Захваченный М-84 словенскими сепаратистами


    Неуверенность в правильности своих действий высшего руководства страны и военного руководства привело к быстрой деморализации воинских частей. В ЮНА начались дезертирства, отказ от выполнения приказов, переход на сторону мятежников, сдача им вооружения и техники. Сепаратисты же старались блокировать или же уничтожить верные присяге части армии. При боевых действиях подразделениям повстанцев удалось подбить и захватить несколько танков М-84. Стоит отметить, что помимо деморализации армии, удручающе на боевых действиях танковых войск ЮНА сказалось плохое взаимодействие с пехотой или же ее банальное отсутствие в ходе боестолкновений с противником. Также многие танковые группы из-за плохого управления войсками колесили по территории Словении, проходя десятки километров без всякого толка и постепенно выходя из строя по техническим причинам.



    Уничтоженный в Словении М-84

    Применение авиации на последних этапах конфликта также не дало значительных результатов. Авиация действовала также хаотично, как и наземные войска, в итоге ВВС ЮНА удалось нанести всего один удачный удар по силам повстанцев, в то же время одна «удачная атака» была проведена на собственные войска. В ходе авиаудара пострадала колонна югославской армии, в которой самолетами были уничтожены один танк М-84 и два БТР М-60, еще три М-84 и четыре М-60 были повреждены.


    M-84AS1. Модернизация танка по-сербски - «Военное обозрение»
    Уничтоженный в Словении М-84


    4 июля 1991 года боевые действия были прекращены, 7-го июля подписаны соглашения о полном прекращении боевых действий и отвода частей ЮНА в места постоянной дислокации. Словения обязалась провозгласить независимость только через три месяца. В конце 1991 года все части югославской армии были выведены с территории Словении. В итоге части ЮНА потеряли около 31 танка разных моделей как полностью уничтоженными, так и серьезно поврежденными. Среди этого количества было потеряно около 6 М-84. Повстанцам же помимо весьма обильного спектра военной техники досталось около 60 танков М-84.




    Произошедший в Словении конфликт показал неготовность частей ЮНА вести боевые действия на современном уровне. Отметил слабую подготовку военнослужащих, в том числе и офицеров. В то же время танки М-84, лишенные средств динамической защиты, оказались сильно уязвимы к противотанковому оружию противника. Боевые действия в Словении стали лишь прелюдией к разгорающемуся масштабному конфликту на Балканах.


    Следующей ареной боев, на которой применялся М-84 стали боевые действия в Хорватии. Также, как и Словения, Хорватия объявила о своей независимости 25 июня 1991 года. Однако стоит отметить, что уже на протяжении года до этого на территории этой части Югославии было далеко не спокойно. В Хорватии шли серьезные столкновения сербского населения и националистов, которых поддерживали местные части МВД. Основной боевой силой, провозгласившей независимость Хорватии, стали, как и в Словении силы территориальной обороны и части Министерства внутренних дел. Весной 1991 года отрядами сепаратистов был захвачен завод, производивший М-84, после чего в руках повстанцев оказалась партия свежесобранных югославских танков.



    После окончания боевых действии в Словении части ЮНА выдвинулись в Хорватию для защиты сербского населения, и провозглашённой ими автономии. Уже в августе 1991 года ЮНА контролировала около тридцати процентов территории Хорватии. Но в сентябре продвижение ЮНА застопорилось у города Вуковар, в котором сепаратисты оказывали серьезное сопротивление. Начался затяжной штурм Вуковара, который являлся скорее югославской версией штурма Грозного. В ходе боев за город со стороны ЮНА активно применялась бронетехника, в том числе танки М-84, которые поддерживали своим огнем пехоту и уничтожали огневые точки противника.



    Танки М-84 ЮНА в ходе штурма Вуковара

    Однако в ходе городских боев выявились очередные проблемы в военной подготовке югославской армии. Она банально не имела никакого опыта штурма городов. В результате зачастую танки в узких кварталах оставались без пехотного прикрытия, так как отряды хорватов старались отсечь пехоту от бронетехники плотным огнем. Это вылилось в весьма большие потери как в технике, так и в личном составе в ходе боев за Вуковар.



    Уничтоженный М-84 в битве за Вуковар

    Весьма печально складывалось положение ЮНА и на других фронтах. Так, на территории Хорватии в течение сентября повстанцы смогли провести масштабную операцию по захвату вооружения и техники югославской армии на территории воинских частей. Среди весьма внушительного спектра вооружений, доставшегося хорватским отрядам, им так же удалось захватить около 50 танков М-84, стоит отметить, что не все машины были полностью исправны, однако имея в своих руках завод по производству данной бронетехники повстанцы смогли очень быстро провести ремонт поврежденных машин.



    М-84, подбитый в Вуковаре

    В это же время в тылу ЮНА развернулась активная партизанская война, которую танкисты окрестили «Кукурузная война». Так, диверсионные группы хорватов и противотанковые подразделения активно использовали кукурузные поля для скрытного передвижения и организации засад на колонны ЮНА. Примечателен тот факт, что около месяца окруженный гарнизон Вуковара именно через кукурузные поля получал снабжение оружием, боеприпасами и медикаментами. В ходе боевых действий хорватские отряды выработали тактику борьбы с М-84. Так, при помощи меткой стрельбы из крупнокалиберных винтовок сепаратисты старались вывести из строя инфракрасный прицел. При этом активно использовались гранатометы и ПТРК, которые легко уничтожали югославские танки, не оснащенные динамической защитой.



    Уничтоженный в битве за Вуковар М-84

    Понеся значительные потери в личном составе и технике, югославская армия принялась создавать прочное кольцо окружения вокруг Вуковара для предотвращения доставления противнику необходимых для обороны ресурсов. В начале октября 1991 года 1 механизированная бригада ЮНА заняла населенный пункт Маринцы и тем самым перерезала дорогу снабжения Винковцы-Вуковар. 13 октября хорваты попытались вернуть утраченные позиции применив захваченную ранее у югославской армии технику в виде 5 танков Т-55. Однако данный бой показал, что в случае, когда в танковых экипажах ЮНА сидели опытные танкисты правительственной армии сопутствовал успех. Еще до начала сражения югославы успели окопать свои М-84, которые состояли на вооружении механизированной бригады. Хорваты начали свою танковую атаку в лоб, в результате чего М-84 быстро расправились с Т-55 противника. Так, 2 танка повстанцев оказались полностью уничтожены еще 3 подбиты.



    М-84 буксирует поврежденного собрата в ходе битвы за Вуковар


    Перекрытие путей снабжение и новый штурм Вуковара принесли югославам результаты, 18 ноября город официально был взят. Однако это уже не могло принести победу в войне. Фактически Вуковар стал настоящей душегубкой для танковых войск ЮНА, всего было потеряно около 110 единиц бронетехники югославской народной армии, в том числе и танки М-84. Тем временем пока около 3-х месяцев шли кровопролитные бои за город, хорваты смогли серьезно оснастить свои боевые отряды, которые уже больше напоминали настоящую армию, укрепить оборону своей столицы Загреб и договориться со странами Запада о дипломатической помощи Хорватии. В итоге уже в начале 1992 года было заключено перемирие с ЮНА, что фактически поставило жирный крест на подавлении восстания в республике. В дальнейшем на протяжении большей части войны на Балканах М-84 продолжал применяться практически всеми сторонами конфликта.



    Уничтоженный в Вуковаре М-84

    После окончания войны в Сербии осталось всего около 200 танков М-84. Военное руководство республики понимало, что танк, в том виде какой он есть, устарел и не соответствуют требованиям современного боя, прошедшая война это красноречиво показала. В то же время модернизация М-84 сталкивалась с целым спектром проблем. Основной завод изготовитель оставался на территории Хорватии, с которой отношения после войны были довольно напряженные. Также Сербия испытывала очень серьезные финансовые трудности. Однако решение все-таки нашлось. Для работ по дальнейшей модернизации М-84 привлекли российские компании. В частности «Уралвагонзавод» и НИИ «Стали».



    Результатом сотрудничества стало создание модернизации под названием М-84AS. Прототип улучшенного танка был представлен в 2004 году. Фактически танк был сербской версией российского танка Т-90. На М-84 был установлен новый двигатель мощностью 1200 л.с., современная система управления огнем, и комплекс управляемого вооружения для пуска управляемых ракет через ствол орудия. Основными параметрами модернизации можно считать защиту танка. М-84 получил комплекс активной защиты «Штора-1» и блоки динамической защиты «Контакт-5».



    М-84AS

    Данной модернизацией в первую очередь планировалось заинтересовать Кувейт для улучшения имеющихся там М-84 до уровня М-84AS. Однако Кувейт сербской версией танка не заинтересовался. В последствии планировалось модернизировать все М-84 армии Сербии, но недостаток бюджета не дал провести столь серьёзное и дорогое улучшение стоящих на вооружении танков. Для сербских вооруженных сил требовался вариант подешевле.



    В середине 2010-х годов начались новые работы над улучшением М-84. В 2017 году в Сербии представили новую модернизацию М-84, М-84AS1. На танк были установлены круглосуточный прицел DNNS 2ATK с инфракрасным прибором ночного видения и цифровая система управления огнем, боевая информационно-управляющая система KIS M84, прибор наблюдения командира TOMS, система постановки активных помех в оптическом диапазоне SOFTKIL, новые средства связи. Защита танка возросла путем установки блоков динамической защиты второго поколения. В качестве дополнительного вооружения появился дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом калибра 12,7-мм. Помимо этого, в танк установили защитную систему от неправильных действий механика-водителя при запуске двигателя.



    М-84AS1

    Если М-84AS не подошел армии Сербии из-за своей дороговизны, то М-84AS1 являлся модификацией хоть и более дешевой, но менее перспективной. Фактически улучшения касающиеся защиты устарели к году своей презентации, в итоге конструкторам снова пришлось менять аспекты модернизации. Но эти работы не прошли даром.



    В июне 2020 года на военно-ремонтном заводе «Чачак» под Белградом министру обороны Сербии Александру Вулину и начальнику генерального штаба Милану Мойсиловичу был представлен модернизированный танк М-84AS1. Большинство улучшений представленных в 2017 году касающиеся оборудования танка и дистанционного боевого модуля остались не тронуты, в то же время на танке была установлена динамическая защита третьего поколения ERO-19, что серьезно усилило защищенность машины от современного противотанкового оружия. Командир машины получил возможность панорамного обзора на все 360 градусов. Помимо этого, на М-84 установили датчики оповещения об облучении танка. В случае угрозы для машины данные системы приводят в действие отстрел дымовых гранат. На танке возможен монтаж систем активной защиты.



    М-84AS1 2020 года

    На данный момент сообщается о том, что М-84AS1 пройдет дальнейшие улучшения в два этапа, среди которых конструктора надеются добиться полной цифровизации оборудования машины, установке улучшенного пулемета и новых гусениц. В то же время всех элементов улучшений сербская сторона пока не раскрывает. Впрочем, руководство Сербии уверено, что сможет уже к концу года подготовить заключительный вид модификации танка и начать переоснащение стоящих на вооружении М-84 путем отправки их партиями на завод «Чачак».



    М-84AS1 2020 года

    «В предыдущие годы мы уделяли особое внимание ВВС и ПВО, а теперь настал черёд армии. Это революционный и крупный шаг вперёд. После создания M-84 тридцать четыре года назад, процесс его модернизации был начат в 1991 году, но так и не был завершен. Это впервые, когда проект модернизации М-84 был доведён до конца. Это его первая фаза. Мы продолжим улучшать количество и возможности наших танков и бронетанковых частей», — указал министр Вулин.



    Стоит отметить, что на данный момент Сербия действительно серьезно укрепляет свои вооруженные силы. Так, еще в начале 2020 года была презентована модернизация сербской БМП М-80А. Помимо этого, производится ряд других работ, направленных на создание собственных видов вооружения и улучшения уже имеющихся. Весьма внушительные поставки вооружения в Сербию осуществляет Россия.



    В то же время хватит ли средств у Сербии для воплощения амбициозных планов по модернизации М-84 пока вопрос открытый, так как все предыдущие попытки улучшить данный танк оканчивались только созданием отдельных прототипов. В случае же успеха сербские вооруженные силы смогут действительно серьезно поднять боеспособность своих танковых войск на новый уровень. А новый М-84 снова получит возможность быть серьезным конкурентом Т-72.



    Александр Долбыш для ANNA-News.





    В июне 2020 года на военно-ремонтном заводе «Чачак» министру обороны Сербии Александру Вулину и начальнику генерального штаба Милану Мойсиловичу был представлен модернизированный танк М-84AS1. Что представляет из себя танк М-84? Насколько успешно было его боевое применение? Как модернизировался в Сербии? И что представляет из себя последняя версия танка? Читайте в нашем материале. Начало 80-х годов 20-го века югославская армия встретила с серьезно устаревшим танковым парком. В рядах югославской народной армии (ЮНА) имелись устаревшие танки как американского, так и советского производства, при этом многие машины были периода второй мировой войны. Так, в ЮНА состояли на вооружении ПТ-САУ США М36 «Джексон», М18 «Хеллкет», а также танки «Шерман», правда, в то время активно отправляющиеся на склады длительного хранения. Наиболее современным американским танком югославской армии был М-47 «Паттон». Парк советских машин был более разнообразен, так в ЮНА имелось около тысячи танков Т-34-85 и 40 ПТ-САУ СУ-100. Наиболее современными образцами советской бронетехники в югославской национальной армии были танки Т-54, Т-55 и ПТ-76. Т-34-85 ЮНА Военное руководство югославской народной армии понимало свою серьезную отсталость в бронетехнике, как от стран НАТО, так и от стран Варшавского договора, поэтому уже с 1981 года Югославия закупила партию танков Т-72М в количестве 93 единицы, из которых 3 были командирские машины. Новые танки хорошо зарекомендовали себя в военных частях ЮНА и получили хвалебные отзывы танкистов, в результате этого Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) обратилась к СССР с предложением о покупке лицензии для производства Т-72 непосредственно в Югославии. Советский Союз согласился с этим предложением и уже в 1983 году в СФРЮ был организован выпуск югославской версии Т-72, получивший наименование М-84. Стоит отметить, что в Югославии не стали полностью копировать советский танк, а внесли в него некоторые существенные доработки. Основные улучшения коснулись Системы Управления Огнем (СУО). Так, М-84 получил отечественную СУО SUV M-84, в которую входят: комбинированный дневной и ночной прицел, дальномер наводчика DNNS -2. Баллистический вычислитель, который может вырабатывать углы прицеливания и упреждения, а также измерять силу бокового ветра и наружную температуру воздуха. Лазерный дальномер способный измерять дальность от 200 метров до 10 километров. На танк установили югославскую радиостанцию RD-9. В отделении управления вмонтировали ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2. Бронирование М-84 противоснарядное, комбинированное, и в целом схожее с Т-72М. Вооружение также аналогично и состоит из 125-мм пушки 2А46, спаренного с ней пулемета ПКТ и зенитного НСВ, калибра 12,7-мм. Боекомплект составляет: 42 снаряда для пушки, 3000 патронов к спаренному пулемету и 500 к зенитному. Работа экипажа на М-84 была несколько облегчена из-за более лучшего расположения оборудования нежели чем на Т-72М. Стоит отметить, что югославские специалисты смогли немного упростить конструкцию танка, что позволило облегчить его производство. М-84 на параде в Югославии 9 мая 1985 года В целом югославский танк получился настолько удачным, что уже в 1987 году один из М-84 присланный из СФРЮ в СССР был подвергнут всесторонним испытаниям. В 1988 году комиссия, испытывавшая танк, отметила превосходство СУО М-84 над советским образцом, устанавливавшимся на Т-72. Хвалебные отзывы получил лазерный дальномер, который работал лучше советского аналога. В ходе испытаний также выявилось, что из-за лучшей аппаратуры, применяемой в югославской машине, М-84 на стрельбище в условиях ночи оказался точнее Т-72М в полтора раза. В целом комиссия пришла к выводу, что югославская СУО схожа по своим характеристикам с системами управления огнем устанавливаемых на танки Т-64 и Т-80, которые на тот момент использовали более прогрессивные образцы СУО, нежели чем Т-72М. В 1984 году М-84 начал поставляться в ЮНА, в то же время не прекращались и попытки югославских конструкторов всячески улучшить танк. В 1988 году на М-84 был установлен новый двигатель В-46-6ТК вместо В-46-6. Тем самым мощность танка возросла с 780 л.с. до 1000 л.с. Это позволило увеличить скорость танка с 60 до 70 километров в час. Незначительно возрос вес машины с 41 тоны до 44 тон. Также танк получил метеодатчик A10XMB, систему управления огнем FCS Omega-84 с прицелом наводчика SCS-84. В составе новой СУО имелся баллистический вычислитель и система обнаружения лазерного облучения. Данная модификация получила наименование М-84А. Имел танк и определенный экспортный успех. Так, в середине 1989 года Кувейт заказал 185 югославских М-84А, из которых 15 машин должны были быть командирские. Экспортные танки получили СУО SUV M-84 и наименование М-84АБ, командирские машины М-84АБК соответственно. Также для армии Кувейта разрабатывали 15 БРЭМ на базе М-84, однако запустить в серию данные машины не успели из-за начавшегося развала Югославии. В 1990 году поставка югославской техники в Кувейт оказалась на грани срыва, так как иракские войска вторглись в Кувейт и оккупировали его. Однако кувейтское правительство, как и некоторые подразделения армии успели эвакуироваться в Саудовскую Аравию, на территории которой вскоре начала развертываться международная коалиция по противодействию иракской агрессии. Именно в уцелевшие военные части кувейтской армии, оказавшиеся на территории Саудовской Аравии, и поступили первые 80 танков М-84АБ, экспортируемые из Югославии. Уже в феврале 1991 года данные машины участвовали в операции «Буря в пустыне». М-84АБ армии Кувейта в ходе операции «Буря в пустыне», 1991 год Так как М-84 был очень сильно схож с Т-72, которые имелись на вооружении армии Ирака, югославские танки, дабы избежать дружественного огня, использовали ограничено и на тех направлениях, где им противостояли Т-55 и Т-62 иракской армии. В ходе боевых действий два М-84АБ получили повреждения, однако вскоре их смогли отремонтировать и они вернулись в строй. После победы в войне и восстановления суверенитета Кувейта поставки М-84АБ были продолжены. Всего было поставлено 149 танков М-84АБ. Выполнить контракт полностью помешал последующий распад Югославии и начавшаяся там гражданская война. Стоит отметить, что М-84АБ до сих пор состоят на вооружении армии Кувейта, из которых 75 машин эксплуатируется в войсках, а еще 75 находится на базах длительного хранения. Во второй половине 80-х годов югославские конструктора попытались создать на базе М-84 новую версию танка, которая получила название М-90 «Vihor» (Смерч). Данный танк должен был соответствовать по своим характеристикам современной зарубежной бронетехнике. Иметь новую башню и более живучую модель пушки 2А46, для которой планировалось создать новые снаряды. Помимо этого, танк получал современную радиостанцию, новую систему управления огнем и двигатель мощностью 1200 л.с. Прототип М-90 «Vihor» На новый танк у руководства Югославии имелись весьма амбициозные планы. Предполагалось, что уже к середине 90-х годов М-90 пройдет все испытания и начнется его серийное производство. Однако начавшийся в 1991 году распад Югославии не позволил завершить создание танка и начать его выпуск. До начала гражданской войны в СФРЮ было построено всего два прототипа. Всего же до момента развала Югославии было выпущено около 700 М-84 разных модификаций включая экспортные машины. Во второй половине 80-х годов в Югославии стартовала военная реформа, целью которой было «оптимизация армии» и придание ей более современного вида. Происходило сокращение воинских частей и «обригаживание» дивизий. Многие устаревшие танки было решено отправить на базы длительного хранения. Высшее югославское военное руководство полагало что, сократив свою армию и убрав из нее устаревшее вооружение смогут впоследствии перевооружить ее на более современную технику, сделать военные части более мобильными и хорошо управляемыми. В то же время взамен сокращенных армейских частей началось усиление так называемых «частей территориальной обороны». Данные формирования создавались с конца 1969 года для повышения обороноспособности союзных республик входящих в состав Югославии. Военное руководство полагало, что подобным образом оно сможет создать военизированные части, которые будут оказывать содействие армии, и заниматься защитой территорий СФРЮ, на которых были организованы. Части территориальной обороны должны были придерживаться оборонительной и партизанской тактике ведения боевых действий. Данные подразделения формировались по отдельности в каждой республике, фактически являлись автономными военными силами управляемыми руководствами союзных республик, в отличие от ЮНА, которая была основной армией Югославии и подчинялась непосредственно Белграду. В 80-х годах началось активное усиление частей территориальной обороны. Помимо стрелкового вооружения им передавалась артиллерия, противотанковое и противовоздушное вооружение и небольшое количество бронетехники. Стоит отметить, что уже в конце 80-х годов, когда напряжение, складывающееся в Югославии, витало в воздухе части территориальной обороны продолжали получать вооружение и проходить обучение у военных инструкторов из ЮНА. В 1990 году для некоторых подразделений территориальной обороны вооружение и вовсе было закуплено за границей, в том числе противотанковое. Началась пропаганда о необходимости разделения Югославии, которая вещалась в частях территориальной обороны. Возрастал национализм и сепаратизм в союзных республиках. В то же время центральное правительство оказалось не готово к подавлению неповиновения, что привело к весьма трагическим последствиям. 25 июня 1991 года Словения объявила о своей независимости от Югославии. Руководители мятежа приказали подчинившимся им частям МВД и территориальной обороны, захватить все важные объекты на территории данной республики, взять под контроль границу, блокировать воинские части не подчинившиеся путчистам и не допустить продвижение частей ЮНА по территории Словении. После этого

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • «Хорошую бэушную найти трудно. А через 5 лет получим рынок автохлама и криминальных тачек»...
  • «Нештрафуемый порог» в 20 км/ч опять предлагают отменить — срочно потребовались деньги...
  • Другие новости
    up