Китайское издание The Paper с сугубо прагматических — финансовых — позиций проанализировало перспективы российской Дальней авиации. И пришло к очень прискорбному для нас выводу: новый стратегический ракетоносец Россия, скорее всего, вообще никогда больше не создаст.
Напомню: в настоящий момент основным самолетом воздушной составляющей ядерной триады РФ является турбовинтовой ракетоносец Ту-95. Он разработан 70 лет назад. И заступил на боевое дежурство в 1956 году, всего лишь через год после принятия на вооружение в ВВС США «симметричного» ему «стратега» B-52 Stratofortress. Оба самолета, несмотря на более чем солидный возраст, и нынче являются важнейшей частью ядерной триады своих стран.
В России эксплуатируются 60 Ту-95, в США — 70 В-52. Оба самолета прошли не одну модернизацию. В Дальней авиации (ДА) России сейчас эксплуатируется модификация Ту-95МС, принятая на вооружение в конце 80-х годов. В ВВС США — В-52Н, модифицированный в начале 90-х.
Ни Россия, ни США не собираются в ближайшее время расставаться со своими ветеранами «холодной» войны. В-52 по планам Пентагона будет служить до 2040 года. Компания «Туполев» также намерена поддерживать боеготовность Ту-95 еще долго. Об этом, например, свидетельствует намеченная модернизация самолета до уровня Ту-95МСМ.
Что же касается «усталости» планёра и других конструкций, то у российских бомбардировщиков имеется существенное преимущество — ныне летающие машины были построены в период с середины 80-х годов до 1992 года. В то время, как производство В-52 было прекращено еще в 1962 году. То есть, физически российские машины моложе на 25−30 лет.
Китайское издание замечает: «Тот факт, что Ту-95 все еще активно участвует в ядерном сдерживании, говорит, что в российских ядерных силах воздушного базирования преобладают „ветераны“». Но, как видим, ветераны преобладают и в американских ядерных силах воздушного базирования. Поскольку в ВВС США на 70 В-52Н приходятся всего лишь 19 более современных самолетов B-2 Spirit. Кстати, и каждый из В-2 эксплуатируются уже минимум 23 года.
Второй российский самолет, являющийся носителем ядерного оружия, — Ту-160. Он появился у нас в конце 80-х годов. В ДА России эксплуатируется 16 таких машин. Если исключить из рейтинга стратегических бомбардировщиков такую характеристику как малозаметность, то именно этот самолет является абсолютным чемпионом мира. У него самая большая боевая нагрузка — 45 тонн, самый большой радиус — 7300 км, по скоростным характеристикам ему тоже нет равных — 2300 км/ч.
В настоящий момент проводится глубокая модернизация Ту-160. Причем, последняя модификация Ту-160М2 будет создаваться на базе не существующих, а заново построенных самолетов. Но при этом планер изменений не претерпит. Это будет тот же самый самолет с изменяющейся геометрией крыла. Для этих целей на Казанском авиационном заводе было восстановлено утраченное было производство фюзеляжа и крыла, что обошлось в несколько миллиардов рублей.
А вот у модернизированного двигателяТу-160 будет та же самая тяга, ее более чем достаточно — 4 двигателя НК-32 развивают суммарную тягу в 100 тонн. Однако у НК-32 уже полностью цифровая система управления и плазменное зажигание. Таковы требования, предъявляемые к авиационным двигателям пятого поколения.
Разумеется, возрастет ресурс двигателя. Улучшатся эксплуатационные характеристики и повысится надежность. Снижение удельного потребления топлива позволит увеличить дальность полета. То есть — боевой радиус при полете без заправки в воздухе превысит 7300 км.
Радикальным образом поменяется и бортовое радиоэлектронное оборудование, что позволит, как утверждают в Министерстве обороны РФ, повысить боевую эффективность обновленного ракетоносца в 2−2,5 раза. В первую очередь это будет достигнуто за счет обновления системы управления вооружением. Она позволит еще более увеличить эффективность применения самой дальнобойной в мире крылатой ракеты Х-101/Х-102 (ее дальность полета до 5500 километров). Также повысится точность нанесения ударов с Ту-160 корректируемыми бомбами и пусков ракет, не относящихся к классу высокоточного оружия.
Авионику для Ту-160М2 создают в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Советник первого заместителя генерального директора концерна Владимир Михеев рассказывал в интервью РИА «Новости», что Ту-160М2 должен стать практически неуничтожимым самолетом. Каждый электронный блок способен в случае необходимости решать любые задачи управления самолетом. Например, комплекс электронной борьбы может брать на себя функции других систем управления — навигацией, связью, пусками ракет… То есть, если вышел из строя один из процессоров, то система позволяет переключить ресурсы всего БРЭО на решение локальной проблемы.
Высокая степень живучести электроники дополняется живучестью механических узлов и систем. А это достигается за счет «распараллеливания» исполнительных механизмов и трубопроводов, сведения к минимуму опасности возникновения пожаров и взрывов.
Владимир Михеев утверждает, что самолет получит уникальную систему защиты от всех видов вооружения: «Мы делаем так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. В силу определенных причин мы не можем назвать заданные характеристики комплекса самообороны Ту-160М2. Но, поверьте, он сможет обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета».
Если все действительно так замечательно, то это полностью перечеркивает смысл создания российского перспективного бомбардировщика ПАК ДА, главным достоинством которого, как обещают, будет малозаметность. Зачем она неуязвимому «по всем физическим полям» Ту-160М2?
Собственно, она не нужна и сейчас Ту-160, который используется в качестве носителя ядерного оружия. Потому что крылатую ракету Х-102 с мощностью боеголовки до 1 Мт и с дальностью полета до 5500 км даже старенький «Белый лебедь» может запускать, находясь на большом удалении от зоны ПВО противника. Однако уже давно сложилась практика, инициированная американцами, использования стратегических бомбардировщиков для нанесения ударов и обычными боеприпасами. При этом используются не только ракеты, но даже свободнопадающие бомбы. Вот тут любому бомбардировщику необходимо прятаться от радаров противника. Именно для успешного нанесения таких ударов американцы и создали свой малозаметный бомбардировщик В-2, способный высыпать на противника до 27 тонн бомб. Как осколочно-фугасных, так и ядерных. Американская ядерная крылатая ракета большой дальности AGM-86 используется только в составе вооружения В-52. Во внутренние отсеки В-2 она не влезает.
У нас иная картина: ракетой Х-102 оснащены оба отечественных «стратега». Разница лишь в том, что на Ту-95МС она размещается не внутри фюзеляжа, а снаружи.
Судьба модернизированного Ту-160М2 на обозримый период времени уже решена. Первый его полет, по утверждению Минобороны, должен состояться в 2021 году. Серийное производство — в 2023 году. В 2027 году в ДА по планам Минобороны должны эксплуатироваться уже 10 Ту-160М2. Всего же на Казанском авиационном заводе им. Горбунова их будет построено 50.
Допустим, мы поверим в такие «гиперзвуковые» скорости в разработке российской авиационной техники. Но совершенно непонятно, как в эту схему работающего на пределе производственных мощностей авиазавода может вписаться еще и ПАК ДА? При этом необходимо еще учесть, что совсем скоро в Казани начнется модернизация и 16-ти Ту-160 до уровня Ту-160М.
И главный вопрос: что же собой представляет этот загадочный ПАК ДА? О нем практически ничего не известно. А ведь уже появились сообщения, будто начинается строительство первого прототипа. Нет даже рисунка макета. Нам рассказали, что на выходе окажется дозвуковое «летающее крыло» с максимальным использованием стелс-технологий. И у него будет повышенная ракетно-бомбовая нагрузка. То есть, примерно то же самое, что и американский В-2?
Для того, чтобы в обозримом будущем сохранить в России на нынешнем уровне количественный состав воздушных стратегических носителей ядерного оружия в случае вывода из эксплуатации всех стареющих Ту-95МС, нам понадобится 50 Ту-160М2 и 16 Ту-160М. Вакантными остаются 10 позиций. Но ради столь низкой серийности даже затевать страшно дорогостоящую разработку ПАК ДА. Потому что, создавая похожий на В-2 бомбардировщик-невидимку, следует ожидать, что стоимость российского аналога будет на том же самом уровне. А каждый Spirit обошелся американскому военному бюджету в миллиард долларов! В итоге в Пентагоне хоть изначально и предполагали закупить 50 самолетов, однако из-за запредельной дороговизны ограничились двумя десятками.
Но что такое в российской ситуации миллиард долларов? Это два с половиной стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев «Борей», стоимость которого оценивается в 430 млн. долларов. Понятно, что в любом случае предпочтение в Москве будет отдано «Бореям». Так что проект ПАК ДА, мягко говоря, является странным. Потому что морская составляющая оружия ядерного сдерживания более ценная. Хотя бы потому, что подводные носители баллистических ракет обладают идеальной невидимостью.
Так что с китайским изданием The Paper трудно не согласиться. Похоже, что ПАК ДА действительно в России не будет создан никогда. И не только из-за отсутствия средств. Но и потому, что большого смысла появления в ДА российского бомбардировщика-невидимки совершенно не просматривается.
И в заключение необходимо сказать, что стремительное развитие радиолокационной техники систем ПВО постепенно сводит на нет ухищрения конструкторов, использующих по максимуму стелс-технологии. Невидимки становятся все более видимыми.
Военное обозрение
В The National Interest раскрыли, какой самолет в Крыму станет проблемой для военных США
Столкновения на границе Армении и Азербайджана возобновились
Трое военных погибли при столкновении на границе Армении и Азербайджана
Трамп заявил, что хочет перебросить часть военных в Польшу
(2569)
Китайское издание The Paper с сугубо прагматических — финансовых — позиций проанализировало перспективы российской Дальней авиации. И пришло к очень прискорбному для нас выводу: новый стратегический ракетоносец Россия, скорее всего, вообще никогда больше не создаст. Напомню: в настоящий момент основным самолетом воздушной составляющей ядерной триады РФ является турбовинтовой ракетоносец Ту-95. Он разработан 70 лет назад. И заступил на боевое дежурство в 1956 году, всего лишь через год после принятия на вооружение в ВВС США «симметричного» ему «стратега» B-52 Stratofortress. Оба самолета, несмотря на более чем солидный возраст, и нынче являются важнейшей частью ядерной триады своих стран. В России эксплуатируются 60 Ту-95, в США — 70 В-52. Оба самолета прошли не одну модернизацию. В Дальней авиации (ДА) России сейчас эксплуатируется модификация Ту-95МС, принятая на вооружение в конце 80-х годов. В ВВС США — В-52Н, модифицированный в начале 90-х. Ни Россия, ни США не собираются в ближайшее время расставаться со своими ветеранами «холодной» войны. В-52 по планам Пентагона будет служить до 2040 года. Компания «Туполев» также намерена поддерживать боеготовность Ту-95 еще долго. Об этом, например, свидетельствует намеченная модернизация самолета до уровня Ту-95МСМ. Что же касается «усталости» планёра и других конструкций, то у российских бомбардировщиков имеется существенное преимущество — ныне летающие машины были построены в период с середины 80-х годов до 1992 года. В то время, как производство В-52 было прекращено еще в 1962 году. То есть, физически российские машины моложе на 25−30 лет. Китайское издание замечает: «Тот факт, что Ту-95 все еще активно участвует в ядерном сдерживании, говорит, что в российских ядерных силах воздушного базирования преобладают „ветераны“». Но, как видим, ветераны преобладают и в американских ядерных силах воздушного базирования. Поскольку в ВВС США на 70 В-52Н приходятся всего лишь 19 более современных самолетов B-2 Spirit. Кстати, и каждый из В-2 эксплуатируются уже минимум 23 года. Второй российский самолет, являющийся носителем ядерного оружия, — Ту-160. Он появился у нас в конце 80-х годов. В ДА России эксплуатируется 16 таких машин. Если исключить из рейтинга стратегических бомбардировщиков такую характеристику как малозаметность, то именно этот самолет является абсолютным чемпионом мира. У него самая большая боевая нагрузка — 45 тонн, самый большой радиус — 7300 км, по скоростным характеристикам ему тоже нет равных — 2300 км/ч. В настоящий момент проводится глубокая модернизация Ту-160. Причем, последняя модификация Ту-160М2 будет создаваться на базе не существующих, а заново построенных самолетов. Но при этом планер изменений не претерпит. Это будет тот же самый самолет с изменяющейся геометрией крыла. Для этих целей на Казанском авиационном заводе было восстановлено утраченное было производство фюзеляжа и крыла, что обошлось в несколько миллиардов рублей. А вот у модернизированного двигателяТу-160 будет та же самая тяга, ее более чем достаточно — 4 двигателя НК-32 развивают суммарную тягу в 100 тонн. Однако у НК-32 уже полностью цифровая система управления и плазменное зажигание. Таковы требования, предъявляемые к авиационным двигателям пятого поколения. Разумеется, возрастет ресурс двигателя. Улучшатся эксплуатационные характеристики и повысится надежность. Снижение удельного потребления топлива позволит увеличить дальность полета. То есть — боевой радиус при полете без заправки в воздухе превысит 7300 км. Радикальным образом поменяется и бортовое радиоэлектронное оборудование, что позволит, как утверждают в Министерстве обороны РФ, повысить боевую эффективность обновленного ракетоносца в 2−2,5 раза. В первую очередь это будет достигнуто за счет обновления системы управления вооружением. Она позволит еще более увеличить эффективность применения самой дальнобойной в мире крылатой ракеты Х-101/Х-102 (ее дальность полета до 5500 километров). Также повысится точность нанесения ударов с Ту-160 корректируемыми бомбами и пусков ракет, не относящихся к классу высокоточного оружия. Авионику для Ту-160М2 создают в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Советник первого заместителя генерального директора концерна Владимир Михеев рассказывал в интервью РИА «Новости», что Ту-160М2 должен стать практически неуничтожимым самолетом. Каждый электронный блок способен в случае необходимости решать любые задачи управления самолетом. Например, комплекс электронной борьбы может брать на себя функции других систем управления — навигацией, связью, пусками ракет… То есть, если вышел из строя один из процессоров, то система позволяет переключить ресурсы всего БРЭО на решение локальной проблемы. Высокая степень живучести электроники дополняется живучестью механических узлов и систем. А это достигается за счет «распараллеливания» исполнительных механизмов и трубопроводов, сведения к минимуму опасности возникновения пожаров и взрывов. Владимир Михеев утверждает, что самолет получит уникальную систему защиты от всех видов вооружения: «Мы делаем так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. В силу определенных причин мы не можем назвать заданные характеристики комплекса самообороны Ту-160М2. Но, поверьте, он сможет обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета». Если все действительно так замечательно, то это полностью перечеркивает смысл создания российского перспективного бомбардировщика ПАК ДА, главным достоинством которого, как обещают, будет малозаметность. Зачем она неуязвимому «по всем физическим полям» Ту-160М2? Собственно, она не нужна и сейчас Ту-160, который используется в качестве носителя ядерного оружия. Потому что крылатую ракету Х-102 с мощностью боеголовки до 1 Мт и с дальностью полета до 5500 км даже старенький «Белый лебедь» может запускать, находясь на большом удалении от зоны ПВО противника. Однако уже давно сложилась практика, инициированная американцами, использования стратегических бомбардировщиков для нанесения ударов и обычными боеприпасами. При этом используются не только ракеты, но даже свободнопадающие бомбы. Вот тут любому бомбардировщику необходимо прятаться от радаров противника. Именно для успешного нанесения таких ударов американцы и создали свой малозаметный бомбардировщик В-2, способный высыпать на противника до 27 тонн бомб. Как осколочно-фугасных, так и ядерных. Американская ядерная крылатая ракета большой дальности AGM-86 используется только в составе вооружения В-52. Во внутренние отсеки В-2 она не влезает. У нас иная картина: ракетой Х-102 оснащены оба отечественных «стратега». Разница лишь в том, что на Ту-95МС она размещается не внутри фюзеляжа, а снаружи. Судьба модернизированного Ту-160М2 на обозримый период времени уже решена. Первый его полет, по утверждению Минобороны, должен состояться в 2021 году. Серийное производство — в 2023 году. В 2027 году в ДА по планам Минобороны должны эксплуатироваться уже 10 Ту-160М2. Всего же на Казанском авиационном заводе им. Горбунова их будет построено 50. Допустим, мы поверим в такие «гиперзвуковые» скорости в разработке российской авиационной техники. Но совершенно непонятно, как в эту схему работающего на пределе производственных мощностей авиазавода может вписаться еще и ПАК ДА? При этом необходимо еще учесть, что совсем скоро в Казани начнется модернизация и 16-ти Ту-160 до уровня Ту-160М. И главный вопрос: что же собой представляет этот загадочный ПАК ДА? О нем практически ничего не известно. А ведь уже появились сообщения, будто начинается строительство первого прототипа. Нет даже рисунка макета. Нам рассказали, что на выходе окажется дозвуковое «летающее крыло» с максимальным использованием стелс-технологий. И у него будет повышенная ракетно-бомбовая нагрузка. То есть, примерно то же самое, что и американский В-2? Для того, чтобы в обозримом будущем сохранить в России на нынешнем уровне количественный состав воздушных стратегических носителей ядерного оружия в случае вывода из эксплуатации всех стареющих Ту-95МС, нам понадобится 50 Ту-160М2 и 16 Ту-160М. Вакантными остаются 10 позиций. Но ради столь низкой серийности даже затевать страшно дорогостоящую разработку ПАК ДА. Потому что, создавая похожий на В-2 бомбардировщик-невидимку, следует ожидать, что стоимость российского аналога будет на том же самом уровне. А каждый Spirit обошелся американскому военному бюджету в миллиард долларов! В итоге в Пентагоне хоть изначально и предполагали закупить 50 самолетов, однако из-за запредельной дороговизны ограничились двумя десятками. Но что такое в российской ситуации миллиард долларов? Это два с половиной стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев «Борей», стоимость которого оценивается в 430 млн. долларов. Понятно, что в любом случае предпочтение в Москве будет отдано «Бореям». Так что проект ПАК ДА, мягко говоря, является странным. Потому что морская составляющая оружия ядерного сдерживания более ценная. Хотя бы потому, что подводные носители баллистических ракет обладают идеальной невидимостью. Так что с китайским изданием The Paper трудно не согласиться. Похоже, что ПАК ДА действительно в России не будет создан никогда. И не только из-за отсутствия средств. Но и потому, что большого смысла появления в ДА российского бомбардировщика-невидимки совершенно не просматривается. И в заключение необходимо сказать, что стремительное развитие радиолокационной техники систем ПВО постепенно сводит на нет ухищрения конструкторов, использующих по максимуму стелс-технологии. Невидимки становятся все более видимыми. Военное обозрение В The National Interest раскрыли, какой самолет в Крыму станет проблемой для военных США Столкновения на границе Армении и Азербайджана возобновились Трое военных погибли при столкновении на границе Армении и Азербайджана Трамп заявил, что хочет перебросить часть военных в Польшу (2569)